Очередью — по пенсионерам. Как перерасчет пенсий в эпидемию превратился в «геноцид»
7 мин.

Очередью — по пенсионерам. Как перерасчет пенсий в эпидемию превратился в «геноцид»

С начала июля в кассах соцстрахования выстроились огромные очереди пенсионеров, которые получили право на перерасчет пенсий. Они часами ожидают своей очереди на улице, под палящим солнцем, забывая о масках и социальной дистанции. Дело в том, что те, кто успеет подать документы в июле, смогут получать более высокую пенсию уже с августа. В Нацкассе утверждают, что ничего поделать с очередями не могут, как не могут и организовать подачу заявлений онлайн. NM разбирался, почему диджитализация не дошла до стариков, и зачем пенсионеры рискуют собой.

Кто придумал «сгонять стариков»?

В понедельник, 6 июля, организатор литературных вечеров Наталья Давидович написала гневный пост о том, что происходит в территориальных кассах социального страхования, бывших собесах.

Она написала, что мама ее подруги — очень ответственная женщина, честно просидевшая на карантине 3 месяца, оказалась в больнице с ковидом.

«Вышла из дома один-единственный раз — сдать документы в CNAS (НКСС — NM.), чтобы ей пересчитали пенсию. Наши чиновники вместе с депутатами решили, что старики только лично должны доставить им свои документы. А какого рожна, спрашивается, вы на весь мир трубите о самом современном оснащении всех госструктур IT-технологиями, если к вам эти гребанные бумажки надо своими руками нести, как в позапрошлом веке?!», — возмутилась Давидович, назвав происходящее геноцидом.

Она рассказала о том, как некоторые стоят в очередях по четыре часа под палящим солнцем, а подать документы по доверенности невозможно,

Постом поделились более 4 тыс. человек, а прокомментировали — более 160. В том числе, экс-советник премьера Виталий Драганча, который заявил, что проект поправок, который изменяет процедуру подачи документов и позволяет подавать их по доверенности, находится в парламенте. Он добавил, что «есть много вещей, которые плохо организованы и которые надо исправить, […] но нужно понимание политиков».

В тот же день Нацкасса соцстрахования опубликовала пресс-релиз, в котором сообщила, что пенсионеры могут обратиться с заявлением на перерасчет до конца месяца, для этого есть как минимум 11 дней, и что закон не позволяет изменить процедуру подачи документов или перевести ее в онлайн.

На следующий день в НКСС добавили, что заявления подали почти 6 тысяч пенсионеров, почти половина. Там добавили, что ведомство решило удлинить время приема документов — с 7.00 до 17.00 и сделать две субботы в июле рабочими, чтобы все успели подать документы. Ранее кассы принимали заявления от пенсионеров три дня в неделю — в понедельник, вторник и среду с 8.00 до 14.00.

Что говорит закон?

1 июля вступили в силу поправки в закон о государственной пенсионной системе, которые дают право на перерасчет пенсионерам, проработавшим больше 10 лет после выхода на пенсию, назначенной после 1 января 1999 года.

По оценкам Национальной кассы социального страхования (НКСС), речь о 13 575 пенсионерах, которые получили такое право.

Чтобы добиться прибавки, пенсионер должен лично подать заявление в одну из территориальных касс соцстрахования, бывший собес, и приложить к этому несколько документов и их копий: удостоверение личности, пенсионное удостоверение, трудовые книжки и в некоторых случаях — диплом об образовании.

«Власти плевать на людей»

Корреспондент NM два дня подряд приходил к собесам на Рышкановке и в Центре, чтобы своими глазами увидеть, как пенсионеры подают заявления.

7 июля у собеса сектора Центр в 11.45 стояли несколько человек — женщина средних лет с огромной кипой бумаг и молодая девушка. У входа в ТКСС были расставлены несколько стульев. На одном из них сидел пенсионер.

Очередью — по пенсионерам. Как перерасчет пенсий в эпидемию превратился в «геноцид»

Наталья Мельник/NM

Как признался охранник, еще пару часов назад тут было несколько десятков человек, а всего с 8 утра они приняли документы у 600 человек.

Во время разговора с охранником к двери несмело подошла пенсионерка. Она хотела выяснить, есть ли шанс сегодня подать заявление и где очередь.

— У вас документы с собой? — спросил охранник.

— Да, — ответили пожилая женщина.

— Вот вам талон, проходите, сейчас совсем свободно, — сказал мужчина, приветливо распахнув двери.

По словам охранника, самый большой ажиотаж — рано утром. «Старики привыкли все делать с утра, им невдомек, что можно прийти попозже, когда и никакой очереди нет. Это все советский менталитет», — рассуждал он.

У Рышкановского собеса очередь все же была, но не более 15-20 человек. Если охранник в ТКСС Центра был приветлив и вежлив, «рышкановский» охранник был очень нервным — пытался согнать с лестницы собравшихся на ней пенсионеров, добавив, что будет громко объявлять номер талона, чья очередь подошла. Он был в маске, защитном экране и перчатках. Кстати, перчатки, такие как супермаркетах, выдавали тем пенсионерам, которые забыли их дома. У большинства находящихся во дворе собеса маски были спущены с носа или болтались у подбородка.

Очередью — по пенсионерам. Как перерасчет пенсий в эпидемию превратился в «геноцид»

На вопрос NM, как формируется очередь, и сколько талонов выдано, охранник сказал, что в 8 утра он выносит на улицу 400-500 талонов и раздает пенсионерам, которые с раннего утра, а то и с ночи занимают очередь, чтобы быстрее получить заветный талон. В 12.30 заходил 503-й человек.

На следующий день, 8 июля, корреспондент NM вновь отправился к ТКСС Рышкановки. В 10 утра двор был полным наполовину. Во дворе появились стулья, на которых сидели два десятка пожилых людей, еще столько же стояли или ходили по двору. Тут же были активисты партии «Шор», раздававшие пенсионерам воду.

Не все пенсионеры стояли за перерасчетом, некоторые оформляли пенсию или пришли за пенсионным удостоверением.

На вопрос NM, зачем в такую эпидемию вы пришли подавать заявление, пенсионеры в унисон отвечали, что их пенсии очень низкие, и любая прибавка для них очень важна. Кроме того, по словам пожилой женщины, пропустившей свою очередь из-за того, что она забыла диплом об образовании, она никому не хочет дарить свою прибавку, которую она заслужила, проработав почти 15 лет после пенсии. «Если я приду в августе, то повышенную пенсию получу лишь в сентябре, но я не хочу терять целый месяц», — пояснила она.

Она добавила, что, если бы была возможность подать заявление онлайн, то с помощью детей или внуков обязательно сделала бы это. «Но разве о нас кто-то думает», — пожала плечами пенсионерка.

На скамейке прямо у стены здания собеса плечом к плечу сидели пять женщин: две в масках, а у остальных они были спущены. На вопрос о соблюдении социальной дистанции, они воскликнули: «Но у нас же есть маски!». Правда, одна из женщин все же встала и отошла в сторонку.

Мужчина, ждавший своей очереди с талоном под номером 500, пожаловался, что нет электронного табло, где высвечивался бы номер талона или его громко объявляли. «Вы посмотрите, все толпятся у двери, волнуются, боятся пропустить очередь. Ну можно было бы что-то сделать», — недоумевал он.

Потерявшая недавно мужа пожилая женщина второй день пытается попасть в собес, чтобы подать заявление на выплату «гробовых». «Как же можно так издеваться над людьми, отдавшими работе свое здоровье, жизнь? Разве они заслужили стоять в очередях? Разве власти не знали, что так будет», — возмущалась она. Она недоумевала, почему никто из руководства не пришел посмотреть, что происходит у касс соцстрахования.

«Заставили людей стоять на улице, как собак. Вот поэтому дети, молодежь уезжает, потому что никто не думает о людях», — заключила пенсионерка.

«Закон не позволяет использовать базы данных»

Как пояснили NM в Национальной кассе социального страхования, пока невозможно организовать прием документов онлайн. Учреждение еще не располагает такой электронной услугой, хотя и работает в этом направлении в одном из проектов со Всемирным банком. Кроме того, заместитель начальника управления информирования и связи с общественностью Валентина Федосенко отметила, что сейчас законодательство не предусматривает эту услугу.

Она объяснила и то, почему пенсионерам необходимо лично подать заявление. По словам Федосенко, бывают несоответствия между записями в трудовой книжке и данными в Государственном регистре индивидуального учета взносов социального страхования. «Поэтому мы и просим принести трудовые книжки, чтобы в случае несоответствия выяснить вопрос с экономическим агентом и уточнить все данные о стаже и страховых выплатах», — подчеркнула Федосенко.

Глава управления добавила, что очереди возникли из-за того, что многие пенсионеры захотели в числе первых подать заявление, хотя времени до конца июля достаточно, и необязательно подавать документы в первые дни. «В любом случае, перерасчет начнется с августа». Заявление можно подать и в другом месяце. И право на новую пенсию предоставляется, начиная с месяца, следующего за тем, в течение которого в территориальную кассу социального страхования было подано заявление и документы .

Федосенко обратилась с призывом к пенсионерам не торопиться по утрам создавать очереди в кассу соцстрахования, а прийти в последующие приемные дни или в одну из суббот — 11 или 18 июля, которые будут рабочими для приема заявлений для пересмотра пенсий.

На 9 июля документы на перерасчет пенсии подали более 8 тыс. человек. Это 58%  тех, у кого есть на это право.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: