Вслед за недавним выходом из ДПМ депутатов Владимира Андронаке и Евгения Никифорчука партию покинули члены нескольких территориальных организаций. В своем уходе они винят руководство ДПМ и лично Павла Филипа. В самой Демпартии не исключают, что за этим стоят третьи лица и даже называют их имена. Эксперты говорят, что развал ДПМ можно было предвидеть, и сейчас демократы лишаются своего самого мощного ресурса — территориальных организаций. NM разбирался, что происходит с Демпартией, и с какой стороны «толкают падающего».
«Не перебежчики»
Депутат Владимир Андронаки вышел из парламентской фракции ДПМ 14 августа, заявив при этом, что не собирается выходить из Демпартии и не будет присоединяться к другой фракции: «Я не перебежчик и не предатель. Я не выхожу из Демпартии, потому что это мой дом и моя семья. Я верю в Демпартию, но не с Павлом Филипом во главе». По мнению Андронаки, меньшинство в ДПМ во главе с председателем партии Павлом Филипом принимает все решения и действует лишь в своих интересах. При этом Андронаки заверил, что готов вернуться во фракцию, «как только Филип и его микрокоманда покинут партию или выйдут из руководящего состава».
Руководство ДПМ, однако, в тот же день решило вопрос с выходом из партии самого Андронаки, исключив из рядов ДПМ его и заодно Евгения Никифорчука. В ДПМ при этом отметили, что Никифорчук и Андронаки «долгое время не принимали участия ни в заседаниях фракции ДПМ, ни в работе партии». «Эти двое уже давно перестали быть частью команды ДПМ. Нельзя уйти оттуда, где тебя нет», — заявили в ДПМ.
Бюро Демпартии также исключило Никифорчука из фракции партии в парламенте.
Сам Евгений Никифорчук в комментарии NM подчеркнул, что не он принял решение покинуть партию, его из партии и фракции исключили «сомнительным решением бюро».
«На заседании бюро было от силы пять человек из 17, но пусть это будет на их совести», — сказал Никифорчук. Отвечая на вопрос NM о том, собирался ли он покинуть ДПМ, Никифорчук заявил, что слухи о его уходе из Демпартии ходили на протяжении восьми месяцев, но из партии он так и не ушел за это время.
«Это все происходит из-за неумения лидера партии выслушивать и считаться с другим мнением. Он перепутал партию с личным хозяйством. Когда партия получала 30 мандатов на выборах, тогда все понимали, что в партии много людей и много мнений, тогда не воспринимали мнение меньшинства, которым до сих пор является Павел Петрович. А сейчас два-три человека возомнили, что партия принадлежит им, и делают, что хотят. Эти люди меня не представляют и не представляют то большинство, которое было. Люди уходят не из ДПМ, а от Павла Филипа, который развалил эту партию. И они готовы вернуться, если он уйдет», — сказал Никифорчук.
По его словам, если бы он договаривался с Андронаки о выходе из фракции демократов, то утром 14 августа в парламенте было бы два заявления. «Все мои действия и шаги продемонстрировали, что я действовал самостоятельно из соображений совести и отношения к команде и избирателям», — подчеркнул Никифорчук.
Точно так же объяснили свой выход из ДПМ и члены территориальных организаций Демпартии в Бричанах, Оргееве, Ниспоренах, Кагуле и Флорештах. И тоже заявили, что вернутся в партию, как только пост председателя покинет Филип.
После того как о своем выходе из партии заявили представители территориальной организации в Оргееве, ДПМ на своей странице в Facebook отметила, что не все члены этой организации покинули партию, а те, кто ушли — «оппортунисты».
«Это шантаж»
Генеральный секретарь ДПМ Александр Жиздан в комментарии NM отметил, что «события форсируют и пытаются создать видимость, что из ДПМ массово уходят люди». «Но, к примеру, в Оргееве 14 подписавшихся — это те, кто давно ушел из партии и примкнул к другим. То же самое и в Бричанах», — сказал Жиздан.
Ранее он написал в Eacebook, что за выходом из ДПМ в районах стоят Евгений Никифорчук, Владимир Андронаки, экс-демократ Василий Ботнарь и бизнесмен Александр Вылку. Последнего СМИ называли приближенным к ПСРМ.
«Как по волшебству, сразу после назначения главы территориальной организации ДПМ в Бричанах Михаила Гнатюка на хорошо оплачиваемую должность на предприятии Garile Auto Chișinău, которое принадлежит Александру Вылку, 17 членов партии во главе с Гнатюком заявили об уходе из ДПМ», — написал Жиздан.
Собеседники NM в околополитических кругах называют происходящее в Демпартии закономерным и отмечают, что не знают о прямом участии в этом ПСРМ. В то же время они считают, что участие в этом Алесандра Вылку вызывает вопросы о причастности к этому социалистов.
Глава фракции ДПМ в парламенте Дмитрий Дьяков в комментарии NM отметил, что «ДПМ — единственная сильная партия на политическом центре, и все норовят от нее откусить кусок». «Сложно представить, что из крайне правых партий люди перейдут в крайне левые, а из центра удобнее всего переходить. Вот такая трудная ситуация у Демпартии. Это все время происходило с нами. Можно было предполагать, что жизнь у нас будет несладкая, после того как бывший лидер партии внезапно уехал. Произошло то, что произошло, и для него, и для нас. Возможно, он вспомнил о том, что есть ДПМ в Молдове и люди, с которыми он захочет сотрудничать. К тому же не равнодушны к нам и левые и правые, — считает Дьяков.
Он напомнил, что скоро президентские выборы, и хоть многие предполагают, что кандидат от Демпартии эти выборы вряд ли выиграет, кто-то пытается «подтянуть себе немного сил и находит способы это сделать».
«Но смотрите, какие люди уходят — заинтересованные в каких-то делах, неустойчивые, которые уже три-четыре раза меняли парию. Я никого не хочу обижать, но политического счастья они не найдут. Может, материальные вопросы решат, но политически в них самих не очень нуждаются, только в их голосах. То, что происходит сейчас — это шантаж и способ отомстить за какие-то прошлые обиды. Чтобы нагадить партии, надо бить по руководству. Пару месяцев назад и за мою голову брались», — рассказал Дьяков.
По его словам, Демпартия всегда была платформой для умеренных взглядов и «переболеет этой болезнью [уходом людей из партии] одновременно с коронавирусом», несмотря на то, что существуют проблемы, порожденные самой Демпартией. «Речь идет о том, что мы унаследовали такой расклад с людьми, которые в другой ситуации не оказались бы в партии, но они есть, и с этим надо считаться. А вот разборки между некоторыми из этих людей происходят из-за массового и иногда силового прихода в Демпартию», — рассказал Дьяков.
Он считает, что, несмотря на трудности, через которые проходит ДПМ, у партии должен быть свой кандидат на президентских выборах, который олицетворяет Демпартию. Таким человеком Дьяков считает Павла Филипа. «Он должен взять на себя эту ответственность и этот риск. Но целью участия в выборах не должны быть проценты, хотя это тоже важно. Сейчас важно продемонстрировать единство Демпартии, приоритетные задачи и показать, что Демпартия вернулась к своим истокам и не становится унионистской или наоборот, а является партией, которая выступает за диалог и сотрудничество. Геополитическое разделение вредно для Молдовы», — подытожил политик.
«Это можно было предвидеть»
Политический аналитик Анатолий Цэрану считает, что «развал Демпартии можно было предвидеть». «Партия, которая создавалась, как клиентелярная, теряет возможность получать выгоду от нахождения во власти и разваливается. Это то, что происходит сейчас с Демпартией. Это вполне естественный процесс. Была предпринята попытка затормозить процесс распада, но последние события показывают, что невозможно удержать от развала партию, которая играет на нескольких столах, говорит, что она проевропейская, но состоит в союзе с теми, кто представляет собой антипод европейской интеграции», — отметил Цэрану.
Он не исключает, что в происходящем с Демпартией замешаны ее партнеры по коалиции социалисты. «Сейчас игра идет по-крупному, а детали не имеют значения. Все строится по принципу, можно удержать всю полноту власти или нет. Никто больше властью делиться не собирается, и демократам придется платить за то, что они одновременно пытались быть с социалистами и играть против них», — подчеркнул Цэрану.
Глава Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорь Боцан считает, что по отношению к Демпартии применяется «гениальный принцип Ницше — падающего толкни». «Да, в политической борьбе и жизни Молдовы должны выжить только сильнейшие, которые могут устоять на собственных ногах. Господин Жиздан как генеральный секретарь партии считает, что это второй этап, предпринятый бывшими соратниками из Pro Moldova, но также он недвусмысленно высказался, что это и потуги партнеров по коалиции», — отметил Боцан.
По его мнению, то, что посыпались территориальные организации ДПМ, гораздо опаснее, чем «выковыривание депутатов». «У них был самый значимый админресурс — мощные территориальные организации, которые обеспечивали успех на местных выборах мэров и советников, которые являются влиятельными избирательными агентами. Это очень серьезный сигнал», — считает эксперт.
Игорь Боцан не связывает происходящее в ДПМ с надвигающимися выборами президента. Он считает, что у происходящего более материальное объяснение. «Мы видим скандалы, связанные с финансированием ПСРМ, и можем только догадываться, как финансировалась Демпартия и какие там могут быть недовольства, связанные с недофинансированием. После ухода Плахотнюка финансирование партии упало в десятки раз, это следует из официальных отчетов партии», — подчеркнул Боцан.