Вячеслав Платон, осужденный на 25 лет тюрьмы за мошенничество, знаком с Владимиром Плахотнюком с 2005 года, но утверждает, что никогда не был его партнером по бизнесу. Об этом он заявил 29 июля в эфире передачи Politica на TV8. Кроме этого, Платон рассказал о «фишке Плахиша», роли Илана Шора и Нацбанка в «Ландромате», а также о судьях, которые принимали участие в схеме.
Знакомство. «Нормальный парень»
Платон рассказал, что впервые познакомился с Плахотнюком в 2005 году. Встреча произошла в ресторане Nobil. Кроме Плахотнюка и Платона, на встрече были бизнесмены Виктор и Виорел Цопы. Они общались по поводу кредита Victoriabank. При этом Платон тогда решил, что Плахотнюк «нормальный парень». Но предположил, что с Цопами тот вскоре рассорится. Так потом и случилось.
Конфликт. «С ним невозможно договариваться»
Первый серьезный конфликт с Плахотнюком у Платона возник тоже из-за Victoriabank. «Тогда мы отказались проводить определенные операции через Moldindconbank», — отметил Платон.
Он сказал, что никогда не был бизнес-партнером Плахотнюка. «Это не тот человек, с которым можно о чем-то долгосрочно договориться. Если ты его партнер, он постоянно что-то пытается у тебя отжать», — отметил Платон.
Разрыв. «Плахотнюк решил забрать банки»
Платон рассказал, что прекратил отношения с Плахотнюком в 2015 году. По словам Платона, Плахотнюк тогда маниакально хотел занять пост премьер-министра. И, когда в январе 2016 года президент Николай Тимофти отказался назначить его премьер-министром, он решил, что к этому причастен Платон.
Платон рассказал, что последний раз встречался с Плахотнюком в Женеве в октябре 2015 года после ареста экс-премьера Владимира Филата, и они обсуждали вопросы бизнеса. В тот период, по словам Платона, он и его партнеры, имена которых он не называет, контролировали Moldova Agroindbank и Moldindconbank. «Плахотнюк тогда решил забрать эти банки. Почувствовал полную власть, сместив Филата», — рассказал он. После этого их конфликт только нарастал.
Свержение. «Ему будет сложно усидеть в Майями»
Платон считает, что Плахотнюку «будет сложно усидеть в Майями», где он предположительно находится после отстранения от власти и бегства из Молдовы.
«Он столько гадостей всем наделал. То есть это же уникальный типок. Это единственный парень, который сумел объединить необъединяемое. Есть три мировые силы — США, ЕС и Россия, которые не могут найти консенсус практически ни по одному вопросу. Но они нашли консенсус по одному вопросу — по Плахотнюку. Уникально! Он сумел нас**ть всем».
Яралов. «Фишка Плахиша»
По словам Платона, приближенный к Плахотнюку бизнесмен Сергей Яралов присутствовал на всех деловых встречах. Яралов, по его словам, был «буфером» между Плахотнюком и всеми, с кем он вел переговоры.
Яралов играл роль «доброго полицейского», вытягивал из оппонентов аргументы, а потом шел к Плахотнюку обсуждать. «Это фишка Плахиша. Так они получали поле для маневра и преимущество в переговорах», — подчеркнул Платон.
Ландромат. «Меня в этом вопросе подставили»
Платон не дал четкого ответа на вопрос, были ли они с Плахотнюком членами одного международного преступного сообщества, как об этом пишет Следственный комитет РФ. «Я считаю, что меня в этом вопросе подставили. Скобок пока не хочу раскрывать. Я не хочу навредить своей сестре», — отметил он. Сестра Вячеслава Платона — Елена — арестована в России и признала вину в деле о выводе из РФ более $1 млрд. По тому же делу проходят Платон и Плахотнюк.
Комментируя обвинение в России в отмывании денег, Платон заявил, что «Следственный комитет РФ ошибается», и он может доказать, что «события преступления нет». Платон считает Ландромат «выводом капитала», а не «отмыванием денег». И заявил, что шумиха вокруг этой темы возникла из-за некомпетентных интерпретаций политиков и журналистов.
Молдавские суды. «У судей не было выбора»
Платон утверждает, что решения молдавских судов «в этой схеме [Ландромата] не имеют никакой роли». По его словам, было много других способов перевести деньги.
Кроме того, Платон считает, что судьям не платили за их решения. «Судье пришел иск, допустим, он видит, что там химия какая-то. Но у него нет оснований для отказа… Любому юристу понятно, что это междусобойчик. Обе стороны [истец и ответчик] согласны. Судья может потянуть время, но у него нет оснований отклонить. Он даже отказаться рассматривать дело не может… У судей не было выбора», — подчеркнул Платон.
Шор и Нацбанк. «То есть этим занимался уже Нацбанк»
После того как у Платона возник конфликт с Плахотнюком, последний, по словам Платона, для тех же операций вместо Moldindconbank стал использовать банки Илана Шора, в первую очередь Unibank.
Шор, по словам Платона, оказывал российским юридическим лицам услуги по выводу денег из России. «Эти транзакции проиходили и в то время, когда Нацбанк назначил в Unibank специальное администрирование. То есть на каком-то этапе этим занимался уже Нацбанк Молдовы через своего администратора», — рассказал Платон. Нацбанк тогда, по его словам, находился под полным контролем Плахотнюка.
***
В декабре 2018 года Вячеслава Платона приговорили к 25 годам тюрьмы. Это совокупный приговор по двум делам — о мошенничестве в Banca de Economii и о мошенничестве в страховой компании Moldasig. Платон утверждает, что уголовные дела против него сфабриковал лидер Демпартии Владимир Плахотнюк, который вместе с Иланом Шором является реальным бенефициаром украденного из молдавских банков миллиарда евро. Сейчас суд Буюкан рассматривает третье уголовное дело Вячеслава Платона.