Жители Молдовы уже 20 лет говорят, что «страна движется в неправильном направлении», хотя статистика утверждает, что молдаване стали жить гораздо лучше. NM попытался разобраться в этом парадоксе.
Почему экономический рост не гарантирует довольство граждан
По данным Всемирного банка, в Молдове ВВП на душу населения (в текущих курсах) за 20 лет увеличился в пять раз: с $507,6 в 2001 году до $5 314 в 2021. При этом, согласно Барометру общественного мнения (БОМ), доля людей, считающих, что дела в стране идут в неправильном направлении, тоже выросла за это время: с 48,1% до 63,9%.
Экономический эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ считает, что ощущение людей не связано с их благополучием, а, скорее, даже наоборот.
«Самые несчастные люди, которые говорят, что в стране все идет плохо, это обычно граждане с достатком. Когда мы говорим об ощущениях человека, нужно понимать, что он может жить хорошо, но, отвечая на вопрос, скажет, что у нас в стране все плохо, поскольку его личные ожидания отличаются от тех, которые есть у человека с небольшим достатком», — пояснил эксперт.
Аналогичного мнения придерживается и директор Института публичных политик (IPP) Аркадие Барбарошие:
«Думаю, что народ очень критически относится к правительству. У всех граждан равные права, но более обеспеченные люди считают, что у них больше прав требовать от правительства результатов. Они более пристально следят за событиями в стране и действиями властей. Это может быть причиной того, что более богатые люди более требовательны».
По словам директора Института стратегических инициатив (IPIS) Вадима Пистринчука, количественные социологические опросы лишь показывают настроение в обществе в конкретный момент времени, при этом на мнение человека может влиять не только внутренняя ситуация в стране, но и внешние события, которые могут не оказывать особого влияния на жизнь участвующего в опросе. Особенно сильно такие события могут воздействовать на ответы на глобальные вопросы, среди которых оценка направления движения страны.
«Если посмотреть ответы на этот вопрос за 20 лет, то выходит, что мы уже должны были быть где-то между концом света и адом. Или, взять, например, вопрос о готовности выйти на протест: если судить по опросам, то в Молдове каждую весну должны происходить по две революции, но этого не происходит. Все по той же причине: опрос — это фотография, отображающая конкретный момент. Разные группы людей понимают этот вопрос [о направлении движения] по-разному», — пояснил Пистринчук.
С тем, что рост благополучия делает гражданина более требовательным, Пистринчук частично согласен. Но, по его оценке, важны не только сами материальные блага, но и усилия, потраченные человеком или семьей для достижения благополучия. То есть, чем больше этих усилий, тем более высокие требования у человека к стране и правительству.
«Важен ресурс, который семья потратила на то, чтобы жить лучше. Если посмотреть на процент бедности и долю людей, у которых есть компьютеры или какая-то домашняя техника, то можно увидеть, что нищета сократилась, а достаток вырос. Но вот цена, которую семьи за это заплатили, достаточно большая. Предприниматели будут еще больше жаловаться, поскольку в своей деятельности видят много преград, которые должны преодолевать», — отметил эксперт.
Как связаны результаты опросов и старение общества
Молдова, как и большинство европейских государств, сталкивается с феноменом стареющего общества. Согласно результатам переписей населения 2004 и 2014 годов, за 10 лет средний возраст жителей республики увеличился с 35,3 до 37,6 лет. Эксперты считают, что старение общества ощутимо сказывается на результатах опросов общественного мнения, поскольку изменяется структура респондентов.
Как отметил Аркадие Барбарошие, население Молдовы становится все более возрастным, а пожилые люди отвечают не совсем так, как ждут от них социологи. «Мы проводим опросы только среди тех, кто находится в стране, а уехавших или уезжающих не спрашиваем. Давайте посмотрим, сколько людей покинули страну за 24 года, в течение которых мы проводим опросы, и какой средний возраст оставшихся. Многие молодые люди, у которых есть возможность, сразу по окончании школы уезжают учиться за границу и не возвращаются, во всяком случае многие из них», — отметил эксперт.
По словам Вячеслава Ионицэ, говорить, что страна движется в правильном направлении, может, например, очень бедный человек, которому государство на 15% увеличило пенсию: «Он с радостью скажет, что у нас все нормально. Это доказывают опросы. Лучше всего этот феномен виден в мае, после того как пожилым людям индексируют пенсии».
Как влияют на настроения людей политические процессы
По данным Нацбанка, в 2012 году из-за засухи, низкого внутреннего и внешнего спроса в европейской зоне ВВП страны снизился по сравнению с 2011 на 0,8%. Однако уже в 2013 году экономика показала рекордный рост — 9%. При этом, согласно опросам, доля тех, кто считал, что страна движется в неправильном направлении, в мае 2012 года составляла 68,6%, в ноябре того же года — 72,1%, в апреле 2013 года доля выросла до 83,9%, а в ноябре сократилась до 69,4%.
Нетрудно заметить, что быстрое восстановление не особо отразилось на настроении граждан. Гораздо заметнее мнение людей изменяется во время больших политических изменений. По словам Барбарошие, «есть данные, доказывающие зависимость между настроением в обществе и сменой власти в стране: «В первое время число позитивно настроенных граждан увеличивается». При этом, отметил эксперт, недовольство после выборов начинает расти, поскольку правительство не может в короткие сроки изменить ситуацию и удовлетворить ожидания граждан, желающих быстрого повышения благосостояния. Политики дают предвыборные обещания и завышают планку ожиданий, а после прихода к власти не выполняют обещания .
Эту закономерность подтверждают социологические исследования. После президентских выборов осенью 2020 года, на которых победила Майя Санду, доля недовольных граждан сократилась с 75,1% (в октябре 2020) до 63,5% (в феврале 2021 года). Такая же ситуация была и после победы на президентских выборах осенью 2016 Игоря Додона, когда этот показатель снизился за пять месяцев с 84% до 64,3%.
Не только политики влияют на настроение граждан, но и сами жители страны пытаются повлиять на правящие элиты. По мнению Вадима Пистринчука, делают они это, высказывая недовольство, в том числе в ответах на вопросы социологов. «Все годы независимости люди говорили, что страна движется в неправильном направлении, за редким исключением. Так люди оценивают ситуацию, это характерно для демократических обществ. Когда люди высказывают недовольство через соцопросы, у них невольно возникает ощущение, что так они оказывают давление на правительство. Нажим общества на руководителей страны, мэров или министров — один из принципов функционирования демократии», — пояснил Пистринчук.
По его словам, рост благосостояния общества и одновременно улучшение ситуации с правами человека приводит к тому, что люди начинают больше указывать на проблемы в системе, в которой живут, а иногда даже преувеличивают эти проблемы.
Что за феномен такой
Негативное восприятие текущего положения дел в стране — не уникальная молдавская ситуация. Социологи наблюдают этот феномен во многих странах. Вот что пишет в своей книге «Просвещение продолжается» популяризатор науки Стивен Пинкер, ссылаясь на социсследования: «На протяжении более двух десятилетий европейцы, в какие бы периоды, плохие или хорошие, их ни опрашивали, всегда отвечали, что в следующем году они рассчитывают на улучшение своего финансового положения, но что экономическая ситуация в их стране, вероятнее всего, ухудшится».
Пинкер также отметил, что в конце 2015 года большинство жителей 11 развитых стран считали, что «мир становится хуже», а почти все последние сорок лет подавляющее большинство американцев отвечали, что их страна «движется в неверном направлении».
По мнению Стивена Пинкера, такая ситуация складывается из-за информационного фона, переполненного тревожными новостями. «Сама природа новостей вкупе с природой нашего сознания гарантирует, что нам всегда так кажется. В новостях говорят о вещах, которые происходят, а не о тех, которые не происходят. Мы никогда не услышим, чтобы журналист сказал в камеру: я веду свой репортаж из страны, где не разразился военный конфликт, или из города, по которому не нанесли авиаудар, или из школы, в которой не случилась стрельба».
Этот материал подготовлен при поддержке Посольства Чехии.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!