Почему все критикуют реформу высшего образования. При этом никто не спорит с тем, что она нужна
9 мин.

Почему все критикуют реформу высшего образования. При этом никто не спорит с тем, что она нужна

Правительство дало ход реформе высшего образования, несмотря на сопротивление и протесты ликвидируемых вузов и научных институтов. При этом двум университетам из списка «поглощаемых» решили пока сохранить независимость. Власти утверждают, что сокращение числа госуниверситетов и их укрупнение существенно улучшит качество образования. NM рассказывает, что известно о реформе, почему ее все критикуют, но никто не оспаривают ее необходимость, и почему эксперты считают, что пока можно говорить лишь о реорганизации вузов, а не о реформе высшего образования.

Что известно о реформе

Кого она затронет

Правительство утвердило проект реформы вузов на заседании 13 июля. При этом в утвержденном проекте из списка ликвидируемых исключили Тараклийский и Спортивный университеты. А вот Аграрный университет, против поглощения которого протестовали преподаватели, студенты и сельхозпроизводители, власти все-таки решили ликвидировать, как самостоятельную единицу.

Согласно первоначальной версии проекта, Университет физкультуры и спорта должен был войти в состав Госуниверситета, а Тараклийский — в состав Педагогического. Впрочем, как выяснилось, и тот, и другой университеты пока получили лишь отсрочку на полгода. Университету физкультуры и спорта дали время на то, чтобы он оптимизировал свои расходы. А через полгода власти решат, стоит ли сохранять его автономию или нет.

Другая ситуация с Тараклийским университетом. Его судьбу на прошлой неделе обсудили по телефону президент Майя Санду и президент Болгарии Румен Радев. Он подчеркнул, что «независимость Тараклийского университета имеет чрезвычайно важное значение для болгарской общины района» и «для развития дружественных отношений между двумя странами». Радев также пообещал продолжить финансовую поддержку Тараклийского университета.

Почему все критикуют реформу высшего образования. При этом никто не спорит с тем, что она нужна

abiturientu.info

Ситуация с этим университетом действительно особая. Как объяснил доктор исторических наук, болгарист Иван Думиника, Тараклийский университет защищают два документа: указ президента о его учреждении (от 31 марта 2004 года), и межправительственный договор между Молдовой и Болгарией «О помощи Тараклийскому государственному университету» (от 30 сентября 2009 года). В договоре говорится, что вносить в него любые изменения можно только с согласия обеих сторон, а также, что договор можно денонсировать. Договор до сих действует, а болгарская сторона согласия на «поглощение» Тараклийского университета не давала.

Поэтому, как рассказала ректор Тараклийского университета Мария Пасларь, представители двух стран должны будут в течение полугода подготовить новый договор. После этого, по ее словам, будет понятно, останется ли софинансирование (Молдовы и Болгарии), и какой будет статус у университета.

Таким образом, согласно утвержденному кабмином проекту, в Молдове сформируют четыре крупных госуниверситета, которые поглотят другие государственные вузы и институты. В состав Госуниверситета войдут Академия публичного управления, 11 исследовательских института, Ботанический сад и Национальная научная библиотека. Технический университет поглотит Аграрный университет и три исследовательских института, Педагогический — Тираспольский университет и два исследовательских института, а в состав Экономической академии войдет Национальный институт экономических исследований.

На реформу высшего образования правительство уже выделило более 300 млн леев, а всего планируют выделить до 700 млн леев. Реорганизацию вузов и перевод студентов собираются завершить до 25 августа.

Что будет с имуществом, бюджетными местами и языком обучения

По информации минобразования, все имущество и здания «поглощаемых» вузов (включая общежития) перейдут под контроль университетов, которые их поглотят. На язык обучения, как утверждают в минобразования, реформа не повлияет, и группы будут формировать так же, как и до этого.

Количество бюджетных мест сохранят и даже увеличат. В новом учебном году, по решению правительства, выделят 8 732 бюджетных места — на 62 больше, чем в прошлом. Больше всего бюджетных мест откроют для будущих педагогов, инженеров, медиков и специалистов по информационным технологиям.

Что будет с учебными программами и ценами

В минобразования говорят, что студенты завершат обучение по тем программам, по которым начали. То есть, если студент изучает право в Аграрном университете, он продолжит изучать право по той же программе. Цена обучения по контракту тоже останется прежней. Только по окончании учебы студент получит диплом того университета, который поглотил его вуз.

Будут ли увольнения

Как заверил министр Топалэ, никого сокращать не будут, так как вузы и научные институты поглотят «вместе с трудовыми договорами». Но некоторые должности ликвидируют, так как, например, не может быть в одном университете двух ректоров. Ректору поглощаемого вуза предложат другую должность, в том числе в другом учебном заведении, «но никто работы не лишится», заверил Топалэ.

Зачем нужна реформа

Почему все критикуют реформу высшего образования. При этом никто не спорит с тем, что она нужна

laf.md

По словам министра Топалэ, реформу высшего образования власти готовили давно, и реорганизация вузов — лишь ее начало, которое позволит создать сильные учебные заведения с лучшим финансированием и качеством образования. А вхождение в состав укрупненных университетов научных институтов позволит студентам участвовать в исследовательской деятельности. Министр отметил, что в Молдове сейчас слишком много вузов и слишком мало студентов (за 15 лет их число сократилось со 118 тыс. до 55 тыс.), при этом во всем мире стараются концентрировать ресурсы, а не рассредоточивать.

В минобразования считают, что благодаря укрупнению университетов они поднимутся в международных рейтингах и станут более привлекательными. Реорганизация также позволит направлять больше средств на образование и исследования, а не на администрирование (управление вузами). Кроме того, по мнению министерства, улучшится взаимосвязь между наукой и образованием, а университеты к тому же будут больше сотрудничать с бизнесом, обеспечивая экономику нужными специалистами и исследованиями.

Кто и почему против реформы

Оппозиция

Против предложенной властью реформы высшего образования выступили социалисты, которые заявили, что нынешняя власть, видимо, не нуждается в умных, образованных гражданах, поэтому решила уничтожить молдавское образование. «Можно провести параллель между реформой вузов и административной реформой. От того, что объединили три слабых села, они сильнее не стали. К тому же, как показывает практика, мэрии не особо заботятся о селах, которые к ним присоединили», — отметил депутат-социалист Владимир Односталко.

Университеты

Против реформы и, в частности, против ликвидации Аграрного университета выступили преподаватели и студенты этого вуза, а также сельхозпроизводили, которые провели несколько протестов в центре Кишинева. По мнению экс-депутата парламента, а ныне исполнительного директора ассоциации Forța Fermierilor Александра Слусаря, Аграрный университет надо не уничтожать, а реформировать. Инициированную властями реформу вузов Слусарь назвал «политической ошибкой»

Почему все критикуют реформу высшего образования. При этом никто не спорит с тем, что она нужна

europalibera.org

Возмутились ликвидацией своего вуза и в Тираспольском университете, который до 1992 располагался в Тирасполе. Затем уехавшие в Кишинев преподаватели «воссоздали его с нуля» и считают свой университет «символом противостояния сепаратистам». В открытом обращении Тираспольского университета к министру образования говорилось, что ликвидация этого вуза — «поддержка сепаратизма и фактическое признание ПМР».

Кроме того, как отметила преподаватель университета Лилия Константинова, преподаватели до сих пор находятся в полном неведении о своем будущем: «Мы не знаем, что будет в сентябре. Преподаватели — это такие же люди, у которых есть дети, родители, кредиты. И нам тоже нужна стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Но сейчас никто не знает, как мы будем работать, сократят ли кого-то».

Научные институты

Против планируемой реформы высказалось и научное сообщество страны. Академия наук потребовала остановить реформу, которую разработали нетранспарентно, без публичных обсуждений. В академии отметили, что, кроме прочего, поглощение исследовательских институтов университетами усложнит участие молдавских институтов в европейских проектах. В самих институтах говорят, что это также осложнит и замедлит научную деятельность.

Доктор наук, сотрудник отдела социальных исследований и уровня жизни населения Института экономических исследований Валерий Дога назвал начатую властями реформу высшего образования «спецоперацией без военного вмешательства», от которой ничего не приходится ожидать, «кроме разрушения образования и науки». По его словам, цель реформы — уничтожить все до основания и затем «в ускоренном темпе выстроить новую систему по европейским стандартам». Однако, получится ли это, пока не ясно, отметил ученый.

Что говорят эксперты

Экс-министр образования Моника Бабук считает, что реформа высшего образования необходима. С этим, кстати, согласны и противники реформы, которую предложило минобразования. По словам Бабук, больше всего проблем в системе образования было и есть как раз в ее высшем сегменте: финансирование вузов растет, при этом качество образования не улучшается. Яркий пример неэффективности вузов, по ее словам, — ситуация в педагогической сфере: «В Молдове восемь университетов с педагогическими специальностями. Но каждый год там пустуют бюджетные места, при этом у нас более 2 тыс. вакантных мест педагогов».

Почему все критикуют реформу высшего образования. При этом никто не спорит с тем, что она нужна

noi.md

Говоря о сокращении числа студентов, Бабук отметила, что это связано, в том числе, с оттоком студентов за границу: «В рейтинге Ranking levels university Госуниверситет Молдовы занимает 3620 место из 31 тыс. вузов более чем 200 стран. За ним следует Технический университет и Экономическая академия. При этом 29 вузов Румынии, девять вузов Украины, пять — Болгарии, а также университеты стран Балтии и Беларуси находятся намного выше в этом рейтинге. Студент, который хочет получить хорошие знания, поедет в более престижный вуз за границу».

По мнению Бабук, реформу вузов, которую затеяли власти, надо было для начала обсудить с самими вузами и научным сообществом: «Нельзя объявлять такую реформу без обсуждения с администрацией, преподавателями и студентами вузов, которым предстоит поглощение. И нельзя такую реформу объявлять в конце июня, в середине июля пытаться ее провести и вести прием студентов в образованные путем слияния вузы».

В то же время Бабук поддержала поглощение университетами научных институтов: «Практически нигде в мире нет такого, чтобы отдельно занимались исследованиями и отдельно образованием. Эти два процесса должны идти вместе». При этом Бабук считает, что реформу надо проводить в два этапа: «Сначала разобраться с оптимизацией университетов, а затем уже включать в них научные институты».

Эксперт IDIS Viitorul, один из авторов исследования «Высшее образование в Молдове при переходе к Болонской системе» Вячеслав Бербека тоже считает, что реформа высшего образования необходима. Но пока речь идет не о реформе, а о реорганизации вузов, подчеркнул он. «Реформа — это сложный процесс, который следует хорошо продумать и разработать. За реорганизацией вузов должно что-то последовать. Недостаточно просто сократить количество университетов. Надо смотреть, что будет дальше», — считает Бербека.

При этом, по его словам, университетам следовало объяснить, зачем нужна реорганизация. «Должны быть ясные критерии, по которым тот или иной университет реорганизуют, и это надо объяснять на конкретных фактах. К примеру, в случае с Аграрным университетом мы видим, что там две трети студентов учатся не на аграрных специальностях. Зачем, если для этих специальностей есть другие университеты. Также мы видим, что и обучение аграрным специальностям не соответствует стандартам. Понятное дело, что нужна модернизация», — сказал Бербека.

Нужны перемены, по его мнению, и в исследовательской среде. «Наши исследователи варятся в собственном котле, их публикации не популярны и не видимы, они организуют конференции, на которых никого не приглашают», — отметил Бербека. При этом, по его словам, непонятно, как исследовательские институты будут работать дальше. «Как будут финансировать исследования, как совместят исследовательскую и педагогическую деятельность, как улучшат качество исследований — это вопросы, на которые пока нет ответа», — подчеркнул эксперт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: