Тирасполь предлагает участникам формата «5+2» подписать декларацию о гарантиях безопасности, другими словами — пакт о ненападении на Приднестровье. В Кишиневе в ответ заявили, что такие гарантии Приднестровье может получить только в результате реинтеграции. NM рассказывает, почему в Кишиневе называют идею Тирасполя нереалистичной и популистской, при этом признают, что гарантии безопасности Молдовы, включая Приднестровье — тема более чем актуальная, но задавать тон здесь должен Кишинев, а не Тирасполь.
Приднестровский пакт о ненападении
Лидер Приднестровья Вадим Красносельский на встрече 19 июля с послом по особым поручениям МИД РФ, спецпредставителем РФ по приднестровскому урегулированию Виталием Тряпицыным сказал, что хочет предложить участникам переговорного формата «5+2» подписать декларацию о гарантиях мира и безопасности Приднестровья (в формат «5+2» входят стороны конфликта Молдова и Приднестровье, посредники — Россия, Украина и ОБСЕ и наблюдатели — ЕС и США).
«Есть идея обратиться ко всем участникам формата «5+2». Составить единый документ о гарантиях мира и безопасности Приднестровья. Пусть все его подпишут, раз говорят о мире. Пусть поставят свою подпись и тем самым гарантируют мир на нашей земле», — сказал Красносельский
Как на это отреагировал Тряпицын, неизвестно: в пресс-релизе и протокольной видеозаписи встречи, опубликованных на сайте приднестровского лидера, реакции Тряпицына нет.
Не ясно также, как такой документ можно согласовать и подписать, если, по словам того же Красносельского, формат «5+2» не работает с 2018 года.
Реакция Кишинева и ОБСЕ
В Кишиневе, комментируя инициативу Красносельского, заявили, что гарантии безопасности приднестровского региона могут быть включены только в итоговый документ о всеобъемлющем разрешении приднестровского конфликта. Так ответили в Бюро реинтеграции на просьбу NM прокомментировать предложение Тирасполя.
В бюро при этом отметили, что подобный вопрос не поднимали по линии политических представителей Кишинева и Тирасполя, его также не обсуждали на встрече вице-премьера по реинтеграции Олега Серебряна и Виталия Тряпицына.
В бюро еще раз подчеркнули стремление Кишинева добиться урегулирования приднестровского конфликта на основе суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова в пределах ее международно признанных границ. И напомнили, что деятельность формата «5+2» приостановлена, поэтому сейчас взаимодействие происходит на уровне политических представителей, Объединенной контрольной комиссии (ОКК), профильных рабочих групп и ОБСЕ.
В ОБСЕ на просьбу прокомментировать NM инициативу приднестровского лидера ответили, что приняли его заявление к сведению и пообещали обсудить этот вопрос с партнерами по формату «5+2».
Другие участники формата идею Тирасполя не комментировали.
Что это было
Эксперты в Кишиневе с удивлением и некоторым скепсисом восприняли инициативу Тирасполя. Они отметили, что формат «5+2» из-за войны в Украине не функционален, и усмотрели некий дипломатический символизм в том, что эту идею Красносельский высказал на встрече с представителем РФ.
Политолог Анатол Цэрану считает, что инициативу Красносельского вряд ли стоит воспринимать всерьез: «Думаю, что подписание подобного документа маловероятно. Механизм «5+2» в подвешенном состоянии, он малофункционален. К тому же этот документ должны подписать Украина и Россия, которые находятся в состоянии войны. Не думаю, что такое возможно».
По его мнению, инициатива Красносельского носит исключительно пропагандистский характер и не рассчитана ни на какие практические последствия. Таким образом, по словам эксперта, Тирасполь в очередной раз хочет продемонстрировать свой миролюбивый настрой: «Беда в том, что при обострении ситуации в регионе никто не будет спрашивать приднестровские власти».
Бывший вице-премьер по реинтеграции Александр Фленкя и вовсе увидел в инициативе Красносельского забавный момент: «Вадим Красносельский сообщил об этом на встрече с российским послом. Не намекает ли при этом Красносельский на то, что российские военные, которые находятся в Приднестровье, не способны обеспечить безопасность в регионе. Если да, то это очень забавно».
Фленкя также задался вопросом, в ком Тирасполь видит главную военную угрозу: «Если это Украина, то означает ли это, что гражданин РФ Красносельский не верит в успех специальной военной операции России?»
Единственным логическим объяснением и самой инициативой, и того, что она была высказана на встрече с представителем России, по словам Фленки, является желание приднестровского лидера увидеть под таким документом в первую очередь подпись России. «Может, Красносельский видит главную угрозу безопасности в регионе в России?» — сыронизировал Фленкя.
По его мнению, гарантии безопасности приднестровского региона можно обсуждать только в контексте всей Молдовы: «Сама идея такого документа лишена смысла. Неуместно говорить о гарантиях для Приднестровья со стороны Молдовы. Речь может идти только о гарантиях для всей Молдовы, включая приднестровский регион. В этом случае Молдова захочет говорить о таких гарантиях».
При этом Молдове, по словам Фленки, следует определиться, как она видит свои гарантии безопасности не только в краткосрочной, но и в среднесрочной и долгосрочной перспективе. И в этом смысле, считает эксперт, не стоит полагаться на инициативы Тирасполя, а провести широкие консультации в Кишиневе, а затем и переговоры с зарубежными партнерами.
Контекст
26 апреля в Приднестровье ввели «красный код» террористической угрозы. Такие меры приднестровские власти приняли после трех атак, совершенных на здание МГБ, воинскую часть в Парканах и вышки радиотелецентра в поселке Маяк. Позже уровень террористической опасности понизили до «желтого».
В Приднестровье говорят, что следы нападений ведут в Украину, а молдавские власти утверждают, что за инцидентами стоит «партия войны» в самом Приднестровье.
С самого начала войны в Украине Киев воспринимал территорию приднестровского региона как источник угрозы и неоднократно это заявлял. В то же время президент Украины Владимир Зеленский в конце июня заявил, что в Киеве не считают актуальной угрозу со стороны Приднестровья, но, если удар все-таки последует, то для Украины «это будет пощечина», на которую Киев «точно ответит ударом». Зеленский сказал это по итогам встречи в Киеве с президентом Молдовы Майей Санду.
Спустя два дня Верховный совет Приднестровья принял декларацию о приверженности нейтралитету и сохранению мира. Приднестровские депутаты призвали «соседние страны» не допустить эскалации ситуации в этом регионе.