Экс-судья Апелляционной палаты Домники Маноле на заседании суда 4 июля рассказала, как вынесла приговор, из-за которого против нее возбудили уголовное дело, и почему выдвинутое против нее обвинение необоснованно. Отказ прокурора Евгения Рурака от обвинений в ее адрес Маноле назвала «хорошим сигналом» для общества и системы юстиции. NM выбрал главное из показаний Маноле.
О сложности дела
По словам Маноле, дело по иску инициативной группы платформы «Достоинство и правда» (DA), которой Центризбирком отказал в проведении референдума, было с уровнем сложности 10,8. «Это самый высокий уровень сложности. Его подтвердила и инспекция Высшего совета магистратуры», — отметила Маноле.
По словам Маноле, принимая решение по этому иску, она опиралась на юриспруденцию ЕСПЧ и Конституционного суда.
О том, кто писал мотивировочную часть приговора
Генпрокуратура, которая обвинила Маноле в незаконности вынесенного ею решения, построила обвинение на результатах лингвистической экспертизы, которая показала, что у текста решения Маноле и искового заявления DA один и тот же автор. Генпрокурор Эдуард Харунжен тогда заявил, что решение Маноле писала чуть ли не под диктовку лидера DA Андрея Нэстасе.
По словам Маноле, вступление к мотивировочной части, которая заняла 17 страниц, писал ее помощник. А сама Маноле писала основную часть, причем ей пришлось торопиться и работать в выходные, так как Кодекс о выборах требует, чтобы решения по таким вопросам принимали в сжатые сроки. «С 18 по 25 страницу решение писала я. Приговор давно был у меня в голове. Это ложь, что мне его написали [или надиктовали]», — сказала Маноле.
Она также отметила, что у нее 25-летний стаж работы судьи. При этом она постоянно проходила стажировки, в том числе в Совете Европы, и читала лекции прокурорам и судьям со всей Молдовы. А в 2012 году, как рассказала Маноле, она месяц была на стажировке в США, где поняла, что такое «независимая судебная система».
О подписях, собранных инициативной группой
Маноле возмутилась тем, что Центризберком «спекулировал» тем фактом, что она, рассматривая это дело, не занялась вопросом подлинности подписей, которые инициативная группа собрала в поддержку референдума. «Надо понимать, что ЦИК, прежде чем принять решение, должен был проверить эти подписи. Они не могут рассматривать вопрос, пока не установят подлинность подписей», — пояснила Маноле.
Она также подчеркнула, что тот факт, что Высшая судебная палата (ВСП) отменила ее решение, не говорит о том, что против судьи должны начать уголовное преследование. «ВСП отменяет по 2-3 тыс решений в год. Но против судей, которые приняли эти решения, не заводят уголовные дела», — сказала Маноле.
Заканчивая свое выступление, Маноле отметила, что надеется на справедливое решение суда.
О неожиданном повороте дела
После этого прокурор Евгений Рурак сказал, что не нашел в действиях Маноле состава уголовного преступления и отказывается от обвинений в ее адрес. «Судью нельзя привлечь к уголовной ответственности за его решение. Это можно сделать, только если есть доказательства, что судья намеренно принял незаконное решение», — отметил он, добавив, что в деле таких доказательств нет.
Судейская коллегия АП намерена вынести решение по делу Маноле на следующем заседании, которое назначено на 8 июля.
Домника Маноле после заседания суда сказала NM, что не ожидала такого поворота событий, отметив, что до смены власти в стране такое было невозможно. «Только свобода, которую почувствовали прокуроры и судьи, позволили ему (Евгению Рураку) отказаться от обвинений. Это жест чести прокурора. Я надеюсь, что это доказательство того, что в прокуратуре происходят изменения. Это хороший сигнал и для общества, и для судебной системы — о том, что закон должен быть превыше всего», — считает Маноле.
***
В апреле 2016 года, напомним, судья АП Домника Маноле аннулировала решение Цетризбиркома, который отказал инициативной группе платформы «Достоинство и правда» в проведении референдума об изменении Конституции. Своим решением Маноле также обязала ЦИК организовать референдум, в поддержку которого было собрано свыше 400 тыс. подписей. Генпрокуратура сочла это решение незаконным, обвинила Маноле в том, что она сознательно вынесла незаконное решение, возбудила против нее уголовное дело и потребовала снять ее с должности судьи. Весной 2018 года дело передали в суд. Маноле грозил штраф до 60 тыс. леев или до 5 лет тюремного заключения.
Летом 2017 года Высший совет магистратуры снял Маноле с должности судьи Апелляционной палаты. В декабре того же года Конституционный суд признал незаконной отставку судьи Маноле. Несмотря на это, в феврале 2018 года Высший совет магистратуры отклонил заявление Маноле с требованием восстановить ее в должности, посчитав его необоснованным.
На парламентских выборах 2019 Маноле баллотировалась от блока ACUM в одномандатном округе N40, но не прошла.