У Антикорруцционной прокуратуры еще в 2016 году была информация о том, что тогдашний лидер Демпартии Владимир Плахотнюк причастен к краже миллиарда. Несмотря на это, Плахотнюка ни разу не допросили. Об этом рассказал генпрокурор Александр Стояногло на пресс-конференции 12 февраля. Стояногло считает, что возглавлявший тогда Антикоррупционную прокуратуру Виорел Морарь помешал эффективному расследованию кражи миллиарда и защитил Плахотнюка и людей из его окружения от уголовного преследования.
Cтояногло рассказал, что в конце декабря 2016 Морарь сам получил от Плахотнюка жалобу, в которой тот обвинил бизнесмена Вячеслава Платона в клевете. По словам Стояногло, Морарь знал, что жалоба «не соответствует законным требованиям», но в марте 2017 года поручил своему подчиненному завести дело, оформив жалобу задним числом.
По словам Стояногло, Морарь ввел в заблуждение генпрокурора Эдуарда Харунжена и, показав ему документы, оформленные задним числом, получил у него разрешение на расследование. Стояногло рассказал, что Харунжен фигурирует свидетелем в этом уголовном деле. «Генпрокурор не знал обо всех аспектах дела, потому что это просто технические процедуры», — отметил Стояногло. Также он рассказал, что Морарь сам распорядился создать следственную группу, которая занялась расследованием этого дела.
Таким образом, по словам Стояногло, после того как уголовное дело завели, прокуроры воспринимали все заявления Платона, которые он делал против Плахотнюка, «как ложные и клеветнические». Стояногло рассказал, что прокуроры не проверяли слова Платона.
По словам Стояногло, «та же судьба постигла» уголовное дело, которое завели в Румынии на основании жалобы Платона. Тот просил привлечь к ответственности Плахотнюка и людей из его окружения за серию преступлений: шантаж, отмывание денег, а также незаконное присвоение акций Victoriabank, Banca de Economii, Asito, Victoria Asigurări, Alfa Engineering. Стояногло рассказал, что Румыния передала материалы этого дела в Антикоррупционную прокуратуру 27 апреля 2018 года. Стояногло подчеркнул, что прокуроры допросили по этому делу Вячеслава Платона и отметили, что он дал «ложные показания». Факты, изложенные в деле, не проверили.
«Своими действиями Виорел Морарь хотел сохранить политическую поддержку и защитусо стороны лидера Демпартии, с котором он был лично знаком», — сказал Стояногло. Также он сообщил, что Плахотнюк воспринимал Платона как угрозу своей репутации и рейтингу Демпартии. Стояногло рассказал, что в 2016 году Платон более трех раз обращался в различные правоохранительные органы с просьбой привлечь к ответственности Владимира Плахотнюка, Андриана Канду, Сергея Яралова, Дорина Дрэгуцану и других людей из окружения Плахотнюка.
«Хотя осенью 2016 года у Антикоррупционной прокуратуры была конкретная информация о причастности Владимира Плахотнюка и людей из его окружения к краже миллиарда, его не разу не допросили как подозреваемого», — отметил Стояногло.
Генпрокурор подчеркнул, что расследование дела о краже миллиарда серьезно затруднил тот факт, что Плахотнюка «защищали», а летом 2019 «позволили беспрепятственно покинуть страну».
Стояногло также сообщил, что 12 февраля прокуроры потребовали продлить арест Виорела Мораря еще на 30 суток.
Виорела Мораря, напомним, задержали 10 января. На следующий день ему предъявили обвинения в злоупотреблении служебным положением и указании ложных данных в официальных документах. 13 января суд сектора Чеканы поместил Мораря под предварительный арест на 20 суток. 29 января Морарю продлили арест еще на 20 суток.