Расследование уголовного дела о подкупе депутатов стало одним из самых громких событий «криминального февраля». Как выяснилось, дело, в котором многие обвиняемые хорошо известны, ведут не менее известные прокуроры. NM рассказывает, какие еще резонансные дела они ведут, кто из них фигурировал в уголовном деле, а кого чуть не уволили из прокуратуры.
Уголовное дело о подкупе семилетней давности 14 депутатов-коммунистов ведет группа из нескольких прокуроров. Пока известны имена троих из них: Михаил Иванов, Петр Ермалюк и Николай Мэтэсару. Они представляли сторону обвинения на судебных заседаниях, на которых рассматривали ходатайства о предварительном аресте экс-депутатов Виолетты Ивановой, Сергея Сырбу, Артура Решетникова, Владимира Витюка и Анатолия Загородного.
Николай Мэтэсару
Николай Мэтэсару начал работать в Генпрокуратуре в 2008 году. В 2017 году комиссия по дисциплине и этике при Высшем совете прокуроров рекомендовала уволить Мэтэсару. Комиссия посчитала серьезным нарушением тот факт, что Мэтэсару допустил, чтобы трех человек, обвиняемых в сутенерстве, освободили по амнистии. Выступая в суде по этому делу, Мэтэсару отметил, что квалифицирует действия подсудимых как сутенерство, совершенное организованной преступной группой (ч. 3 ст. 220 и ст. 46 Уголовного кодекса). Судьи решили переквалифицировать обвинение на более мягкое, посчитав, что речь идет о сутенерстве, а не о работе преступной группы (ч. 2 ст. 220). Это дало обвиняемым возможность попасть под амнистию, объявленную в 2016 году по случаю 25-летия независимости Молдовы. В комиссии по этике посчитали, что Мэтэсару должен был обжаловать решение суда в Апелляционной палате, потому что суд первой инстанции неправильно переквалифицировал обвинение. Однако Мэтэсару этого не сделал.
Из-за этого случая к дисциплинарной ответственности пытались также привлечь нынешнего замгенпрокурора Эдуарда Булата, который в 2017 году был и.о. главы отдела борьбы с торговлей людьми Генпрокуратуры. Комиссия посчитала, что Булат не «обеспечил достаточный контроль уровня подготовки» Мэтэсару и не настоял, чтобы тот опротестовал приговор.
У Высшего совета прокуроров, однако, был другой взгляд на ситуацию. Дисциплинарное дело против Булата прекратили, а Мэтэсару решили не увольнять, а понизить и перевели работать из Генпрокуратуры в прокуратуру Яловен.
В 2018 году издание ZdG выяснило, что Мэтэсару получил многотысячные донации из-за рубежа. Речь идет о суммах: €3,6 тыс., ₣3,5 тыс., $2,5 тыс. и 10 тыс. леев. По словам Мэтэсару, эти деньги ему перевели отец и родственники жены.
В марте 2019 года Мэтэсару перевели работать в Антикоррупционную прокуратуру.
Петр Ярмалюк
Петр Ярмалюк начал работать в прокуратуре относительно недавно. В 2017 году он поступил в Нацинститут юстиции и устроился работать консультантом в Антикоррупционную прокуратуру (с 13 марта по 13 октября 2017 года). Еще около двух лет он работал волонтером в той же прокуратуре, а с 10 июня по 18 декабря 2019 года работал консультантом в прокуратуре Кишинева. Закончив Нацинститут юстиции, Ярмалюк стал прокурором в кишиневской прокуратуре (отдел уголовного преследования).
В 2021 году Ярмалюка включили в несколько следственных групп, которые ведут одни из самых резонансных дел. Речь идет об уголовных делах против отстраненного от должности генпрокурора Александра Стояногло, заместителя генпрокурора Руслана Попова, отстраненного от должности главы прокуратуры Чекан Игоря Попы и против экс-главы Апелляционной палаты Бельц Александра Георгиеша. Отметим, Попова, Попу и Георгиеша обвиняют в незаконном обогащении.
Михаил Иванов
Михаил Иванов стал прокурором Антикоррупционной прокуратуры в 2010 году. В 2017 году Иванов указал в декларации о доходах, что получил в подарок на семейных мероприятиях около 800 тыс. леев. Так, по случаю крещения ребенка он получил €18,3 тыс., $9,8 тыс. и 124,3 тыс. леев (всего около 650 тыс. леев по курсу 2018 года). Щедрые пожертвования Иванов объяснил тем, что крестные родители — бизнесмены из Англии, а у шуринов самого Иванова «важный бизнес в Молдове».
В 2016 году Иванов вел дело консула Молдовы в Стамбуле Вячеслава Филиппа. Его обвинили в пассивной коррупции и нарушении закона при выдаче документов, необходимых для въезда и пребывания в Молдове. В 2017 году дело передали в суд, но его до сих пор рассматривает суд первой инстанции.
Также Иванов ведет дело о закупке по завышенной цене 69 машин скорой помощи марки «Соболь». По этому делу в октябре 2019 года задержали директора Национального центра скорой медицинской помощи Бориса Головина. Согласно материалам дела, Головин и один из его заместителей помогли компании, которая не соответствовала требованиям тендера, выиграть конкурс, а после победы не выполнила договорные обязательства. Головин вину не признает.
В 2018 году Иванов вел дело о взятке 1,5 млн леев, обвиняемыми по которым проходили два прокурора из прокуратуры Чекан и трое полицейских. По версии обвинения, прокуроры вымогали деньги у бизнесменов, арестованных за уклонение от уплаты налогов. После того как прокурорам заплатили первую часть суммы — 200 тыс. леев, арестованных бизнесменов освободили.
В 2020 году дело получило неожиданный поворот. Иванова и следователя, который вел дело «чеканских прокуроров», заподозрили в том, что они сфальсифицировали доказательства и вынудили свидетеля дать показания. В тот же период в кабинете у Иванова прошел обыск. У него изъяли рабочий компьютер. Как пишет ZdG,, фигуранты дела утверждают, что Иванов угрожал им новыми уголовными делами, продлением ареста и требовал дать показания против людей из руководства прокуратуры. Сам Иванов заявил журналистам, что считает себя невиновным и подвергается давлению со стороны замгенпрокурора Руслана Попова.
В феврале 2020 года, напомним, генпрокурор Александр Стояногло порекомендовал четырем прокурорам Антикоррупционной прокуратуры уйти в отставку. Он объяснил это тем, что результаты проверок в специализированных прокуратурах «несовместимы с дальнейшей работой» этих прокуроров.
Среди тех, кого Стояногло попросил уйти в отставку, был и Михаил Иванов. На призыв Стояногло он не отреагировал и продолжил работать в прокуратуре. Кроме того, в июне 2020 года экс-глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь написал открытое письмо Александру Стояногло, заявив, что считает дело, заведенное против Иванова, запугиванием. В другом письме Морарь похвастался, что по его инициативе возобновили расследование о подкупе 14 депутатов-коммунистов. Морарь отметим, — посаженный отец Иванова. Об этом неоднократно писали СМИ, это публично подтвердил замгенпрокурора Руслан Попов.
Один из обвиняемых по делу о подкупе Артур Решетников несколько раз публично заявлял, что прокурор Иванов проходит обвиняемым по двум уголовным делам. NM обратился за комментарием в Прокуратуру по борьбе с оргпреступностью, чтобы узнать, что происходит с делом, открытом против Иванова в 2020 году, и есть ли против него еще одно дело.
В пресс-службе Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью и особым делам NM сообщили, что Иванов действительно находился под следствием около года. Следствие начали по жалобам двух человек. Иванова подозревали в том, что он заставил человека дать показания (ст. 309 Уголовного кодекса), и в том, что он раскрыл данные уголовного дела (ч.2 ст.315). «По результатам расследования прокуроры не выявили элементов преступления, о которых сообщили в жалобах», — рассказал пресс-секретарь Эмил Гайтур. В итоге 28 сентября 2021 года Иванова вывели из-под уголовного преследования.
***
В январе 2022 года прокуратура возобновила расследование о подкупе депутатов от ПКРМ. Речь идет о том, что в 2015 году 14 депутатов покинули фракцию коммунистов (Артур Решетников, Виолетта Иванов, Анатолий Загородный, Владимир Витюк, Виктор Мындру, Сергей Стати, Александр Банников, Анатолие Горилэ, Галина Балмош, Борис Головин, Елена Гудумак, Корнелиу Михалаке, Игорь Время и Виктор Порческу). Они создали социал-демократическую платформу, которая активно поддерживала находящуюся тогда у власти Демпартию, а в 2017 году большинство из них официально вступили в ДПМ, которой тогда руководил Владимир Плахотнюк.
В начале февраля прокуроры Антикоррупционной прокуратуры провели серию обысков по делу о подкупе. Во время обысков задержали пять человек: Сергея Сырбу, Виолетту Иванову, Владимира Витюка, Артура Решетникова и Анатолия Загородного. Сергей Сырбу, напомним, покинул ПКРМ в 2012 году. Он проходит обвиняемым по делу об активной коррупции, в котором тоже идет речь о попытке подкупа одного из депутатов. 3 февраля задержанным предъявили обвинения в незаконном обогащении.
Сырбу, Витюка, Решетникова и Загородного суд Чекан поместил под арест на 30 суток. Виолетту Иванову — на 20 суток. Через неделю Апелляционная палата перевела ее под домашний арест. Никто из задержанных вину не признает.
***
Эта статья написана в рамках проекта «Укрепление правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы», реализуемого ОО «Юристы за права человека» при поддержке Национального фонда за демократию, который никоим образом не влияет на предмет и содержание публикуемых материалов.