Сами вы сепаратисты. Николай Пахольницкий о том, почему политики отсекают приднестровцев от Молдовы
4 мин.

Сами вы сепаратисты. Николай Пахольницкий о том, почему политики отсекают приднестровцев от Молдовы

Первый тур президентских выборов запомнился не программами кандидатов, не креативностью предвыборных кампаний и даже не результатами, а прежде всего разделением политиками избирателей на своих и чужих. Во время выборов 1 ноября группа ветеранов войны на Днестре вместе с зампредом партии PAS Игорем Гросу перекрыла дорогу, связывающую подконтрольные приднестровским властям Бендеры и молдавское село Варницу, где был открыт избирательный участок для голосования приднестровцев.

Суть претензий недружественно настроенных комбатантов сводилась к одному: граждан Приднестровья организованно свозят на избирательные участки и покупают их голоса. Комбатанты и правые политики решили, что они имеют право решать, кто может проезжать, а кто — нет, кто может воспользоваться своим конституционным правом участия в выборах, а кто — нет.

Что не так было с блокированием дорог? Во-первых, это незаконно, так как любой гражданин страны, независимо от политических взглядов, имеет право участвовать в выборах. Во-вторых, даже если проникнуться идеей «борьбы с подвозом и подкупом», то, надо признать, что продемонстрированный 1 ноября способ неэффективен. Потому что, даже если допустить, что организованный подвоз был, справиться с ним таким образом нереально. Для голосования жителей Приднестровья открыли 42 участка. И, увидев, что доступ к одному из участков перекрыт, людей бы спокойно повезли к другому участку. Например, ближайшие от варницкого участки находились всего в нескольких километрах. Да и к участку в Варнице можно было приехать по другой дороге. Поэтому максимум, что удалось комбатантам и Гросу — это испортить настроение и планы нескольких десятков или сотен приднестровцев.

Кстати,  подвоз на легковых автомобилях вместимостью менее восьми мест, не запрещен. Подкуп, конечно, незаконен, но, кроме каких-то заявлений каких-то людей на опубликованных в сети видео, реальных доказательств подкупа я пока не видел.

Теперь о другом. Уже много лет политики, вместо того, чтобы попытаться понять жителей Приднестровья, работать с ними, включать в свои программы разделы, касающиеся Приднестровья, идут по самому легкому пути  —  просто отсекают приднестровцев от участия в электоральных процессах и политической жизни Молдовы.

Когда мои коллеги и я задаем вопросы политикам о том, почему они не работают с жителями Приднестровья, ответ всегда один: «У нас нет туда доступа». Один из политиков уже несуществующего блока ACUM говорил мне, что есть «стоп-списки», что молдавские политики не могут попасть в Приднестровье и т.д. При этом однажды один из депутатов этого же блока написал мне в SMS, что находится в Приднестровье, там плохо ловит телефон, и он сможет ответить на мои вопросы позднее.

Да, сейчас, во время эпидемии, если ты не гражданин Приднестровья, попасть туда крайне сложно. Но кто мешал съездить туда раньше. Я не говорю о какой-то агитации, раздаче листовок, встречах с избирателями и т.п. Речь о том, чтобы просто поехать, посмотреть, как там люди живут, с какими проблемами сталкиваются, чего они хотят, о чем мечтают.

Да, гражданам Молдовы, живущим на левом берегу Днестра, не так интересно происходящее на правом берегу, и ожидания от молдавских политиков у них другие. Но у них есть много проблем, связанных с лечением на правом берегу Днестра, образованием, передвижением и др., которые могут помочь решить, в том числе, политики из Кишинева.

Да и вовлечь приднестровцев в избирательный процесс, даже несмотря на закрытие административной границы, сегодня вполне возможно. Мы ведь живем в 2020 году, времени, когда люди все меньше смотрят телевизор и слушают радио, а все больше информации получают в Интернете, соцсетях, мессенджерах и «Ютубе». Организовать избирательную кампанию для приднестровцев в интернете и направить ее таргетированно по соцсетям и каналам в мессенджерах, может быть, и сложная задача, но вполне выполнимая. Только для этого надо желание. Судя по всему, такого желания нет.

Зато в нынешней предвыборной кампании политики решили не просто игнорировать приднестровских избирателей, но за несколько дней до выборов запугать их комбатантами и перекрыть дорогу в день выборов. А потом, отвечая на вопросы журналистов, говорить: «Нет, мы не против голосования жителей Приднестровья, но….». Разве политики не понимают, что все это только еще больше разделяет два берега Днестра?

P.S. Результаты выборов по Приднестровью при этом не коррелировали с заявлениями правых политиков. В традиционно пророссийском регионе действующий президент Игорь Додон набрал 74% голосов, а на втором месте оказалась проевропейский кандидат Майя Санду с 14%. Результат Санду в Приднестровье оказался выше, чем в традиционно левых Гагаузии и некоторых северных районах страны, где, к счастью, никому из политиков не пришло в голову препятствовать законному праву граждан участвовать в выборах.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: