«Шор в тюрьме сегодня?». Какие еще неудобные вопросы задавали Канду в Вашингтоне
9 мин.

«Шор в тюрьме сегодня?». Какие еще неудобные вопросы задавали Канду в Вашингтоне


Эксперты американского Атлантического совета считают, что молдавские власти за последнее время добились некоторых успехов: например, в экономике, испытавшей шок от кражи миллиарда, или в реформе правительства, которое теперь говорит по-английски. Но поводов для критики, по мнению экспертов, гораздо больше: коррупция, отмена выборов в Кишиневе, амнистия капитала, зависимая юстиция, Илан Шор, массовая эмиграция, высылка турецких учителей. NM рассказывает, как в Атлантическом совете обсуждали доклад о ситуации в Молдове, и как спикер парламента Андриан Канду отбивался от критики.

Обсуждение доклада «Стратегия для Молдовы» в Атлантическом совете в Вашингтоне прошло 17 сентября. NM посмотрел видео этого обсуждения. 

 

За что хвалили

Экономический рост. Эксперты Атлантического совета считают, что молдавским властям удалось стабилизировать ситуацию после шока, который экономика испытала из-за кражи миллиарда. Многие подчеркивали важность того, что увеличилась доля молдавского экспорта в Евросоюз.

Тимоти Фейрбанк: «Правительство провело экономические преобразования, и мы видим, в том числе, рост ВВП. Во втором квартале 2018 года он вырос на 5,2%».

Правительство, говорящее по-английски. Эксперты остались довольны сменой правительства и тем, что в нем стало больше молодых людей.

Андрес Ослунд: «Молдова сделала очень хороший поворот. […] Было создано правительство молодых технократов, которые говорят по-английски. […] Это другое лицо Молдовы».

Сокращение числа министерств. Эксперты положительно оценили реформу правительства.

Андрес Ослунд: «В Молдове сократили число министерств и административный аппарат. Это то, что ей было нужно».

За что ругали

Отмена результатов выборов в Кишиневе. Американские эксперты считают, что отмена результатов выборов мэра Кишинева — наглядное доказательство того, что стране еще нужны серьезные преобразования в политике и юстиции.

Тимоти Фейрбанк: «Есть три пути развития Молдовы. Первый — олигархическое авторитарное правление, изоляция от внешних партнеров. Второй — попадание в зону российского интереса и контроля, проводником которого, как видно, является Партия социалистов. Третий — развитие свободной, демократической страны. Учитывая отмену выборов в Кишиневе и другие решения, создается впечатление, что Молдова делает шаги по первому пути. Экономически она идет в правильном направлении, по третьему пути. А вот судебная и политическая система — нет».

Тимоти Фейрбанк: «Никогда не было выборов, отмененных вот так. Никогда за 27 лет не было такого беспокойства по поводу проведения выборов в Молдове. Даже при Воронине и Коммунистической партии, по большей части проевропейской, выборы проходили нормально. Я был там, они шли хорошо».

Канду в ответ на критику заметил, что в Молдове по решению суда 37 раз признавали выборы недействительными, но не уточнил, по какой причине. Он уверен, что проблема в законодательстве и его трактовке судом.

Андриан Канду: «Это был настоящий удар, это навредило правительству, имиджу страны, правящей партии. Рейтинги Демпартии упали после отмены выборов. […] Но во время учебы на юрфаке я заполнил одно: если есть судебное решение, ты его принимаешь и выполняешь, это закон. Потом ты уже смотришь на закон, ищешь в нем лакуны и исправляешь это. Но надо учитывать, что это не первый подобный прецедент в Молдове: до этого результаты местных выборов суд аннулировал 37 раз. Случай Нэстасе — не единственный. Конечно, он привлек внимание, потому что речь о мэрии столицы. Однако есть окончательное решение суда и теперь надо сосредоточиться на улучшении избирательного законодательства».

Коррупция и Шор. Самым показательным примером того, что страна плохо борется с коррупцией, эксперты считают ход расследования кражи миллиарда.

Тимоти Фейрбанк: «Я не думаю, что страна всерьез борется с коррупцией. Мы говорим о краже миллиарда и о том, что никакие шаги для этого не предпринимаются. Бизнесмен Илан Шор ответственен за большую часть украденного. Он в тюрьме сегодня? Нет. Он — активный мэр и делает что хочет. Правительство разрешает ему проводить контрпротесты. Трудно говорить всерьез о борьбе с коррупцией, если есть такие примеры».

Канду в ответ заявил, что борьба с коррупцией идет, и законодательство в этой области постоянно улучшается. Одной из проблем он назвал нехватку людей: по его словам, не удается даже набрать сотрудников на должность инспекторов по неподкупности с зарплатой в $1 тыс. Говоря о Шоре, Канду отметил, что молдавское законодательство, регулирующее протесты, одно из самых либеральных. При этом спикер не упомянул, что партия Шора не уведомила мэрию о протесте, который провела 26 августа на центральной площади Кишинева.

Андриан Канду: «У нас более 45 уголовных дел, 55 человек фигурируют в деле о краже миллиарда, некоторые из них уже осуждены. 90% активов обнаружены, теперь речь идет о процедуре возврата».

«Илан Шора получил решение первой инстанции. По нашему законодательству, как и в других странах Европы, первое решение не подлежит исполнению. Нельзя взять и посадить человека после первого решения. Должно быть второе решение, в апелляционной инстанции. В противном случае мы проиграем в ЕСПЧ из-за того, что нарушили седьмую статью [Европейской конвенции о защите прав человека]. Может,  мне тоже не нравится Илан Шор и то, что он делает и продвигает. Надо из-за этого изменять законодательство, из-за мистера Шора?»

«Кроме того, у нас одно из самых либеральных законодательств в сфере протестов. Мы не можем кому-то запретить протестовать, потому что нам нравятся одни и не нравятся другие. Мы можем только обеспечивать порядок, чтобы они не набросились друг на друга»

Амнистия капитала. Эксперты Атлантического совета считают, что принятый правящим большинством закон об амнистии капитала отбросил назад реформы в экономике и юстиции.

Корина Ребежа: «Это очень запутывает. Закон о налоговой амнистии сводит на нет все улучшения. Это может сказаться, в том числе, на расследовании кражи миллиарда. Это создает возможности для отмывания денег, использования офшоров. Эти меры разрушают проделанную работу».

Канду отметил, что амнистией могут воспользоваться только граждане Молдовы. И заявил, что реформа поможет привлечь больше денег в бюджет.

Андриан Канду: «Большая часть недвижимости Молдовы официально оценена ниже рыночных цен, из-за того что владельцы не хотят платить налоги. Амнистия дает возможность установить реальную стоимость недвижимости. Это расширит налоговую базу, и государство получит больше денег».

Захваченное государство и зависимая юстиция. Большинство американских экспертов согласны с тем, что вся власть в Молдове сосредоточена в руках ограниченного круга людей.

Корина Ребежа: «Главные вызовы — это коррупция и юстиция, а многие аналитики все чаще говорят о захваченном государстве. Дело в том, что международные отчеты сильно отличаются от того, что слышно из Кишинева. […] Улучшения действительно были, и мы видим результаты, но этого недостаточно».

Тимоти Фейрбанк: «Политической сектор — это проблема. В стране практически нет независимой прессы, судьи и вся власть в руках нескольких элит».

Канду оставил без внимания реплику о захваченном государстве. Проблемы в юстиции он объяснил нехваткой кадров.

Андриан Канду: «Реформа юстиции затягивается. Именно ее недочеты привели, в том числе, к краже миллиарда из банков и отмыванию денег в Молдове. К сожалению, реформа требует времени. В Молдове серьезные проблемы с кадровыми ресурсами, и речь фактически идет о воспитании нового поколения судей».

Эмиграция. Эксперты считают, что Молдова недостаточно серьезно относится к проблеме миграции, а нынешних экономических успехов мало для того, чтобы удержать людей в стране.

Тимоти Фейрбанк: «Эмиграция вызывает большое беспокойство. Последние 20 лет люди массово уезжают, экономика в ужасном состоянии. Очень много людей подает на румынское гражданство».

Корина Ребежа: «Образованные люди уезжают не только из-за денег, но и из-за отсутствия перспектив, социальной справедливости, независимых госинститутов и общего направления страны. Нужно вернуть доверие к госинститутам и дать возможность участвовать в политическом процессе, в том числе диаспоре. Сейчас тенденция обратная. Во многом это результат утвержденного в прошлом году закона о смешанной избирательной системе».

Канду в ответ заявил, что у диаспоры по новой системе впервые будут представители в парламенте. Он также перечислил несколько программ, недавно запущенных правительством — Prima casa, компенсация расходов на зарплаты иностранным инвесторам, которые создадут в Молдове больше 100 рабочих мест и другие.

Андриан Канду: «Мы делаем многое для того, чтобы вернуть людей в страну, потому что человеческий ресурсов во многих областях уже сейчас не хватает. Мы предлагаем социальные программы, которые позволят вернуть их. […] За последний год мы создали 60 тыс. рабочих мест».

Предоставление гражданства за инвестиции. Журналисты, а вслед за ними и эксперты выразили сомнение в том, что предоставление гражданства за инвестиции — это хорошая идея. Многие уверены, что это сделает Молдову еще более удобной страной для отмывания денег.

Андрес Ослунд: «В 11 странах ЕС есть система получения гражданства за инвестиции, но Еврокомиссия выступает против этой практики по названным выше причинам (высокий риск отмывания денег). Например, это активно используется на Кипре и Мальте, и у них сейчас большие проблемы с этим».

Канду в ответ заявил, что «золотой визовый режим» практикуется во многих странах. Он уверен, что при помощи международных организаций молдавские власти смогут не допустить того, чтобы гражданство за инвестиции получали наркодилеры и владельцы нелегального бизнеса.

Андриан Канду: «Не вижу ничего плохого в этом, если есть хорошая система проверки источников дохода и другие данные об инвесторах. В этом нам помогут международные организации и эксперты. […] Cтране нужна возможность привлечения инвесторов».

Депортация турецких учителей. Журналисты и эксперты поинтересовались у Канду, почему и за что задержали и выслали из Молдовы семерых сотрудников сети лицеев Orizont, и было ли судебное решение по этому поводу. Журналисты также отметили, что Фетхуллах Гюлен, в связях с которым турецкие власти подозревают высланных из Молдовы учителей, живет в США, и его не экстрадируют.

Канду, отвечая на критику, ничего не сказал о том, за что и куда выслали учителей.

Андриан Канду: «Люди путают юридические термины. Их не арестовывали и не задерживали. Это иностранцы, которые просили убежища, им в этом отказали, и их выдворили из страны (политического убежища в Молдове просили только пять из семи высланных турецких граждан. — NM). Есть для этого процедура. […] Основываясь на данных Службы информации и безопасности, могу сказать, что они соблюли законы и все правила высылки. Я могу верить или не верить, у меня может быть свое мнение, но, когда речь идет о национальной безопасности, ты полагаешься на профессионалов».

***

Атлантический совет — это влиятельный аналитический центр в США, основанный в 1961 году. Сейчас совет консультирует по международным вопросам администрацию Белого дома и Конгресс США. Совет обладает статусом неправительственной организации, которая занимается «укреплением отношений между США и их союзниками по НАТО». Атлантические советы действуют во всех странах-членах НАТО.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: