«Символ у нас простой: квадратик, а в нем написано "Ренато Усатый"»

Корреспондент NM провел день с кандидатом Дмитрием Чубашенко
Кандидат в президенты от «Нашей Партии» ДМИТРИЙ ЧУБАШЕНКО 15 октября посетил Единцы и Рышканы, где встретился с избирателями. Вместе с бывшим журналистом туда съездил действующий журналист НИКОЛАЙ ПАХОЛЬНИЦКИЙ.
Поездка Дмитрия Чубашенко на север началась с утреннего кофе на заправке Petrom неподалеку от Оргеева. За кофе кандидат «Нашей партии» размышлял о выходе Андрея Нэстасе из предвыборной кампании.

— То, что Нэстасе снялся, пойдет нам на пользу, — уверен Чубашенко.
— А не Майе Санду? — спросил я.
— Это они так думают, — пояснил политик.

Уверенность, что избиратели Нэстасе поддержат именно его, Чубашенко объяснил тем, что теперь только он открыто призывает бороться с «режимом Плахотнюка».

На мой вопрос, зачем он вообще решил участвовать в выборах, ведь очевидно, что шансов ноль, он ответил:

— Вам очевидно — нам нет.


У въезда в Единцы команду кандидата встретили активисты «Нашей партии». Полтора десятка человек вышли встречать Дмитрия Чубашенко с хлебом-солью и цветами. Кандидат отработанным жестом попробовал хлеб.

— Целуйте калач, — почти приказала кандидату одна из встречавших его девушек.
Чубашенко поцеловал.
— Хлопайте! — распорядился кто-то.
Встречавшие зааплодировали.
На улице было довольно холодно, но встречу в Единцах провели на воздухе, на площади Штефана чел Маре. Кандидата ждали 50-60 человек. За ними издалека наблюдал мэр города демократ Константин Кожокарь.

Чубашенко рассказал о себе, уточнив, что лидер «Нашей партии» Ренато Усатый в выборах участвовать не может, а потому предложил баллотироваться ему. Усатого кандидат назвал «единственным молдавским политиком, у которого нет бизнеса в Молдове», и который никого не предавал.

— Я не профессиональный политик, и 30 лет занимался журналистикой. Но сейчас решил сменить профессию, стать политиком. Мы знаем, что политика это дело такое... очень...ну такое. И вы в Единцах это знаете, — сообщил Дмитрий Чубашенко и прочел указ о роспуске парламента, который он подпишет в случае победы.
— Мы видим, что большинство [жителей страны] хочет роспуска парламента. Другие политики тоже об этом говорят, но не сообщают, когда это сделают. Мы сделаем это через минуту.
Кандидат сказал жителям Единец, что после того, как Андрей Нэстасе сошел с предвыборной дистанции, он остался один на один с Плахотнюком:

— Любой другой будет в лучшем случае его марионеткой, а в худшем вступит с ним в сговор, — разъяснил Дмитрий Чубашенко.

Политик заверил, что с выходом Нэстасе из гонки именно он стоит на третьем месте по популярности и уступает лишь Игорю Додону и Майе Санду.

Поэтому у Дмитрия Чубашенко простой и понятный план на ближайшее будущее — выйти по второй тур.
Людей, слушавших рассказ кандидата о его борьбе, не особо интересовали предвыборные расклады и будущее олигархического режима. Бывший директор школы из села Голяны первой задала вопрос:

— До каких пор учителей будет терзать мысль, а не закроют ли школы?
— Это вы у Майи Санду спросите, когда она будет тут, — вышел из положения кандидат.

И принялся рассуждать о том, что медицина и образование должны быть бесплатными, как в Белоруссии. Заодно Дмитрий Чубашенко быстро разделил на всех украденный из молдавских банков миллиард.

— Можно было два года выплачивать всем пенсии! На образование из бюджета выделяют $85 млн: 12 лет можно было бы финансировать образование. $40 млн бюджет на здравоохранение — 25 лет можно было бы финансировать здравоохранение, — подсчитал кандидат.
Поговорил он и о развитии экономики: воровать надо меньше.
Следующий вопрос кандидату задала молодая мать, которая пришла на встречу с ребенком.

— Государство выделило 100 тыс. леев на компенсацию [затрат] на молочные смеси для детей. Мне их не дают, говорят, что я не бедная. Вам нужен мой голос, а мне нужна молочная смесь! Меня не интересует, как вы собираетесь поднимать экономику, — выпалила девушка.
— А вот Мариан Лупу говорит, что у нас слишком много пособий, — прикрылся Дмитрий Чубашенко кандидатом от Демпартии.
— Да, много: аж 540 леев... — сникла девушка.

Чубашенко рассказал, что это Запад заставляет власти повышать тарифы и пенсионный возраст. И неожиданно резюмировал:

— Но, конечно, такого быть не должно, вы должны бесплатно получать молоко!

Один из молодых людей поинтересовался, какие гарантии улучшения жизни может предоставить Чубашенко.
— Мы не можем предоставить письменные гарантии! Мы распускаем парламент! — разъяснил кандидат историческую важность текущего момента.
— А потом какие гарантии? — не унимался молодой человек.

— Через 90 дней будут новые выборы, на которых «Наша партия» возьмет большинство. Вы можете только поверить. Но чудес не будет. Больших предприятий по 10 тыс. рабочих мест не будет, но надо будет создавать небольшие предприятия, — призывал к терпению Дмитрий Чубашенко.

Разговор о светлом будущем прервал выкрик из толпы:

— Noi suntem moldoveni! Noi nu suntem romani! («Мы молдаване! Мы не румыны!» — NM).
— Да, мы молдаване, мы говорим на молдавском языке и в школах должны учить историю Молдовы, — перешел кандидат на молдавский язык.

Пока он общался с избирателями, в стороне стоял человек, снимавший все на камеру. Чубашенко это не понравилось.

— Смотрите: стоит полицейский и открыто, нагло, не стесняясь, снимает эту встречу кандидата в президенты со своими сторонниками. Кто вам разрешил нас снимать?
— Я — пресса, — не прекращая съемку, ответил человек, который, видимо, и вправду считал, что стесняться тут нечего.
— Какая пресса? У вас есть удостоверение? Можете показать? Из какого вы издания? — брал интервью у неизвестного то ли оператора, то ли опера бывший журналист Чубашенко.

Человек молчал.

— Кто он? Снимает нагло, чтобы всех потом запугивать, — не сдавался Дмитрий Чубашенко.
— Никто не запугивает, — пробормотал снимавший.
— Кто вам разрешил снимать кандидата в президенты? Кто вам дал такое задание? Как вас зовут? Как ваша фамилия? Откуда вы?
— Из Кишинева.
—Из Кишинева приехали, свободный человек, снимать меня, да? Кто вам разрешил это делать [замглавы Генерального инспектора полиции Георгий] Кавкалюк или Плахотнюк? — добивался ответа бывший журналист.

Оператора под аплодисменты и одобрительные крики начали прогонять с места встречи.

— Пошел вон отсюда! — закричал Дмитрий Чубашенко.
После Единец кандидат поехал в Рышканы. Здесь встреча была организована в местном Доме культуры. При въезде в город машину Дмитрия Чубашенко сопровождала колонна из полусотни автомобилей с активистами «Нашей партии».

Послушать кандидата пришли около ста человек. Многие были с партийными флагами «Нашей партии».

Как и в Единцах, Чубашенко начал с рассказа о своем пути в политику. Затем объяснил, как за него проголосовать: нужно найти шестую строчку в бюллетене.

— Символ у нас простой: квадратик, а в нем написано «Ренато Усатый». Кому нравится Ренато Усатый, голосует за Ренато Усатого, кому нравится Чубашенко, голосует за Чубашенко. Но кружочек справа все равно один и там надо поставить штамп — проголосовано, — рассказал Чубашенко.
— А с Россией объединимся? – раздался голос из зала.

Ответ получился длинным. Чубашенко рассказал, что Молдова не может присоединиться ни к Евразийскому союзу, ни к ЕС. В ЕС не берут, а в Евразийский союз она не может вступить из-за плохих отношений России с Украиной. По этой же причине Молдова не сможет поставлять товары в страны ТС.

Со слов кандидата получалось, что российское эмбарго на вино и молдавскую плодоовощную продукцию ни при чем.
— С другой стороны, — продолжал отвечать Чубашенко, — мы поссоримся [в случае разворота на Восток] с европейцами, американцами, румынами, и они устроят в Кишиневе Майдан. Пришлют из Румынии своих головорезов, Плахотнюк соберет своих головорезов и они свергнут эту власть, которая якобы выступает за дружбу с Россией. В результате посадят [править] таких же фашистов как в Киеве. И чем это все закончится? России это не нужно, нам это тоже не нужно.

А вот через пять-восемь лет в Молдове можно будет провести референдум о том, в какой из союзов вступать, обрисовал перспективы политик.

Рассуждения на геополитическую тему на этом не кончились. Дмитрий Чубашенко рассказал, что проезжал мимо Маркулешт, где, по сути, «строится база НАТО». По его словам, Североатлантический альянс «контролирует национальную армию» и разработал стратегию национальной безопасности Молдовы.
По всему выходило, что в очень непростое для страны время бывший журналист решил стать президентом.
Пенсионерку из Рышкан НАТО беспокоило гораздо меньше, чем кандидата: ее интересовал вопрос возвращения советских вкладов. Политик в ответ познакомил зал с теми же расчетами по поводу украденного миллиарда, которые он недавно презентовал жителям Единец.

Другого жителя Рышкан интересовало, почему «Наша партия» часто конфликтует с социалистами. Чубашенко в ответ предложил задавшему вопрос найти в программе Игоря Додона пункт о борьбе с Плахотнюком.
Встречу кандидат закончил словами о том, что перед ним стоит задача выйти в финал — во второй тур.

На замечание корреспондента NM о том, что Андрей Нэстасе снялся в пользу Санду, Чубашенко ответил, что в программе Санду нет ни слова о борьбе с Плахотнюком, а значит, электорат Нэстасе проголосует за него.

— Но по опросам ваш результат — 4-7%, — напомнил я кандидату.
— Все опросы сфальсифицированы Плахотнюком, — моментально среагировал тот.
— Какой тогда ваш реальный рейтинг?
— Я не буду спекулировать цифрами.
— Вы можете поддержать кандидатуру Додона во втором туре?
— Этот вопрос даже не обсуждается, — отрезал Чубашенко.
Текст: Николай Пахольницкий
Фото: Максим Андреев
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: