Совбез попутал. Почему назначенный Санду состав ВСБ вызвал вопросы
6 мин.

Совбез попутал. Почему назначенный Санду состав ВСБ вызвал вопросы

Президент Майя Санду впервые включила в состав Высшего совета безопасности представителей неправительственных организаций. Кроме того, в совбез вошли депутаты от PAS и DA. Это вызвало резкую критику оппонентов Санду, которые напомнили, что на заседаниях ВСБ обычно обсуждают вопросы, представляющие гостайну. NM разбирался, как в совбез попали представители НПО и партии Санду, и что с этим не так.

Кто вошел в совбез

Президент Майя Санду 25 января утвердила новый состав Высшего совета безопасности (ВСБ). В него, согласно положению о ВСБ, по праву должности вошли спикер парламента, премьер-министр, председатель парламентской комиссии по нацбезопасности, министры внутренних дел и обороны, глава Службы информации и безопасности, генпрокурор и президент Нацбанка.

Кроме того, в состав совбеза, согласно указу Санду, вошли генсек аппарата президента Андрей Спыну, четыре советника президента — Анна Ревенко (по вопросам обороны), Олеся Стамате (по вопросам юстиции), Вячеслав Негруцэ (по вопросам экономики) и Алла Немеренко (по вопросам здравоохранения), а также депутаты от партии «Действие и солидарность» (PAS) Игорь Гросу и Сергей Литвиненко, депутат от партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) Кирилл Моцпан, вице-президент Нацбанка Владимир Мунтяну, экономист Expert-Grup Серджиу Гайбу, экс-судья, председатель админсовета Центра юридических ресурсов Татьяна Рэдукану, эксперт в области внутренней политики и безопасности, председатель Института стратегических инициатив Владислав Кульминский.

Кому и почему не понравился новый состав совбеза

Решение Майи Санду раскритиковал экс-президент, лидер Партии социалистов Игорь Додон. Он возмутился тем, что в совет безопасности вошли представители основанной Санду партии PAS, «не имеющие отношения к структурам исполнительной власти». Додон заявил, что «порочная практика назначения партийных функционеров существовала в годы правления альянсов за евроинтеграцию и Демпартии, когда [бывший премьер Владимир] Филат и [бывший лидер Демпартии Владимир] Плахотнюк по своему усмотрению назначали в совбез партийных функционеров и угодных себе лиц, не считаясь с законом и правовыми процедурами».

Также лидера ПСРМ возмутило, что Санду включила в состав ВСБ представителей неправительственных организаций, некоторые из которых, как отметил Додон, получают финансирование из-за рубежа, и теперь у них будет доступ к секретной информации.
«Назначение сомнительных лиц из НПО в Высший совет безопасности страны — прямая угроза интересам и безопасности государства», — заявил Додон.

В пресс-службе администрации президента, комментируя это, отметили, что работать в НПО, которые финансируют из-за рубежа, — вполне законно. Там также добавили, что новый состав ВСБ формировался так, чтобы в нем были представлены специалисты из разных областей.

Как в ВСБ попали представители НПО

Состав ВСБ регламентирует положение о Высшем совете безопасности, которое принимается указом президента. Согласно этому положению, принятому ранее, в ВСБ по праву должности входят премьер, спикер, глава парламентской комиссии по нацбезопасности, министр обороны, главы МВД и СИБ, генпрокурор и президент Нацбанка. Президент также мог включать в состав совбеза «других членов из числа должностных лиц». Согласно законодательству, должностные лица — это люди, работающие в госучреждениях, госорганизациях, на госпредприятиях или в органах местной власти.

Майя Санду 21 января своим указом внесла изменения в положение о ВСБ, исключив из него упоминание о том, что члены совбеза должны быть должностными лицами, и добавив, что они должны быть гражданами Молдовы, владеть румынским языком, у них не должно быть непогашенных судимостей и должна быть «безупречная репутация». В этом же указе отмечается, что члены ВСБ, которых назначает президент, могут получить доступ к гостайне в соответствии с законом «О гостайне».

Что говорят эксперты и новые члены ВСБ

Бывший глава администрации президента адвокат Ион Пэдурару в беседе с NM отметил, что большая часть вопросов, обсуждаемых на заседаниях ВСБ, относится к гостайне. «Мне, честно говоря, кажется, что это неправильно назначать в совбез лиц, которые не имеют ничего общего с госдеятельностью. Таких людей глава государства может назначить в общественные или наблюдательные советы при президенте. Наблюдательный совет может быть даже в оборонной сфере. Но присутствие таких людей в ВСБ не придает ему легитимности», — считает Пэдурару.

Он также отметил, что в бытность президента Николае Тимофти в ВСБ действительно входили лидеры Альянса за европейскую интеграцию из правивших тогда трех партий. «Они входили в ВСБ, чтобы в нем была представлена политическая компонента парламентского большинства. Но они все были депутатами и теми, кто находился тогда у власти», — сказал эксперт.

Политический эксперт Expert-Grup Дионис Ченуша, комментируя назначение в совет нескольких советников Санду, отметил, что некоторые из них — представители  гражданского общества. Но если, по словам Ченуши, согласиться с теми, кто говорит, что Санду выбирает советников «по политическому принципу, то это значит, что представители гражданского общества подконтрольны политикам». «Могу сказать о моих коллегах из Expert-Grup, что на них не оказывают политического влияния», — написал Ченуша в Facebook.

При этом, по его мнению, чтобы исключить подозрения в политической ангажированности членов ВСБ, Санду «должна опубликовать и обосновать критерии, по которым их выбирали». Также, по мнению Ченуши, Санду стоило включить в совбез представителей всех парламентских партий, или вообще не включать депутатов. «В противном случае получается, что благодаря инструментам власти фаворизируется определенная политическая сила», — считает Ченуша. Он назвал «не вдохновляющим» назначение некоторых советников, и то, как президент выбрала новых членов совета безопасности.

Новый член ВСБ Серджиу Гайбу сказал NM, что принял предложение президента войти в совет безопасности, так как считает, что может «своим опытом и экспертизой» внести вклад в экономическую и финансовую безопасность страны.

Владислав Кульминский отказался комментировать свое назначение в ВСБ.

***

Татьяна Рэдукану с 2018 года — председатель админсовета Центра юридических ресурсов (CRJM), бывшая судья. По собственному желанию ушла из судебной системы в 2016 году, после чего занималась частной юридической практикой. В 2019 году претендовала на должность члена Конституционного суда, но не прошла конкурс.

Была представителем Молдовы в Европейском суде по правам человека, членом Европейского комитета по предотвращению пыток и бесчеловечного обращения.
В разные годы была членом Высшей судебной палаты, Высшего совета магистратуры. В судебной системе работает с 1988 года.

Владислав Кульминский — эксперт в области внутренней политики и безопасности, председатель Института стратегических инициатив (IPIS). В 2019 году был советником премьера в правительстве Майи Санду, занимался вопросами внешней политики и стратегического планирования, проблемами урегулирования конфликтов в регионе. В 2016 году работал во Всемирном банке консультантом по борьбе с коррупцией и реформам в публичной администрации. В 2013-2015 годах был старшим советником премьера Юрие Лянкэ.

Серджиу Гайбу — экономист аналитического центра Expert-Grup, отвечает за программы, связанные с финансово-банковским сектором. Ранее работал экспертом в центре IDIS Viitorul. В 2015 году был членом конкурсной комиссии, отбиравшей нового главу Нацбанка, выступая там независимым экспертом IDIS Viitorul.

 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: