Андрей Мардарь / NewsMaker

Совбез попутал. Почему назначенный Санду состав ВСБ вызвал вопросы

Президент Майя Санду впервые включила в состав Высшего совета безопасности представителей неправительственных организаций. Кроме того, в совбез вошли депутаты от PAS и DA. Это вызвало резкую критику оппонентов Санду, которые напомнили, что на заседаниях ВСБ обычно обсуждают вопросы, представляющие гостайну. NM разбирался, как в совбез попали представители НПО и партии Санду, и что с этим не так.

Кто вошел в совбез

Президент Майя Санду 25 января утвердила новый состав Высшего совета безопасности (ВСБ). В него, согласно положению о ВСБ, по праву должности вошли спикер парламента, премьер-министр, председатель парламентской комиссии по нацбезопасности, министры внутренних дел и обороны, глава Службы информации и безопасности, генпрокурор и президент Нацбанка.

Кроме того, в состав совбеза, согласно указу Санду, вошли генсек аппарата президента Андрей Спыну, четыре советника президента — Анна Ревенко (по вопросам обороны), Олеся Стамате (по вопросам юстиции), Вячеслав Негруцэ (по вопросам экономики) и Алла Немеренко (по вопросам здравоохранения), а также депутаты от партии «Действие и солидарность» (PAS) Игорь Гросу и Сергей Литвиненко, депутат от партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) Кирилл Моцпан, вице-президент Нацбанка Владимир Мунтяну, экономист Expert-Grup Серджиу Гайбу, экс-судья, председатель админсовета Центра юридических ресурсов Татьяна Рэдукану, эксперт в области внутренней политики и безопасности, председатель Института стратегических инициатив Владислав Кульминский.

Кому и почему не понравился новый состав совбеза

Решение Майи Санду раскритиковал экс-президент, лидер Партии социалистов Игорь Додон. Он возмутился тем, что в совет безопасности вошли представители основанной Санду партии PAS, «не имеющие отношения к структурам исполнительной власти». Додон заявил, что «порочная практика назначения партийных функционеров существовала в годы правления альянсов за евроинтеграцию и Демпартии, когда [бывший премьер Владимир] Филат и [бывший лидер Демпартии Владимир] Плахотнюк по своему усмотрению назначали в совбез партийных функционеров и угодных себе лиц, не считаясь с законом и правовыми процедурами».

Также лидера ПСРМ возмутило, что Санду включила в состав ВСБ представителей неправительственных организаций, некоторые из которых, как отметил Додон, получают финансирование из-за рубежа, и теперь у них будет доступ к секретной информации.
«Назначение сомнительных лиц из НПО в Высший совет безопасности страны — прямая угроза интересам и безопасности государства», — заявил Додон.

В пресс-службе администрации президента, комментируя это, отметили, что работать в НПО, которые финансируют из-за рубежа, — вполне законно. Там также добавили, что новый состав ВСБ формировался так, чтобы в нем были представлены специалисты из разных областей.

Как в ВСБ попали представители НПО

Состав ВСБ регламентирует положение о Высшем совете безопасности, которое принимается указом президента. Согласно этому положению, принятому ранее, в ВСБ по праву должности входят премьер, спикер, глава парламентской комиссии по нацбезопасности, министр обороны, главы МВД и СИБ, генпрокурор и президент Нацбанка. Президент также мог включать в состав совбеза «других членов из числа должностных лиц». Согласно законодательству, должностные лица — это люди, работающие в госучреждениях, госорганизациях, на госпредприятиях или в органах местной власти.

Майя Санду 21 января своим указом внесла изменения в положение о ВСБ, исключив из него упоминание о том, что члены совбеза должны быть должностными лицами, и добавив, что они должны быть гражданами Молдовы, владеть румынским языком, у них не должно быть непогашенных судимостей и должна быть «безупречная репутация». В этом же указе отмечается, что члены ВСБ, которых назначает президент, могут получить доступ к гостайне в соответствии с законом «О гостайне».

Что говорят эксперты и новые члены ВСБ

Бывший глава администрации президента адвокат Ион Пэдурару в беседе с NM отметил, что большая часть вопросов, обсуждаемых на заседаниях ВСБ, относится к гостайне. «Мне, честно говоря, кажется, что это неправильно назначать в совбез лиц, которые не имеют ничего общего с госдеятельностью. Таких людей глава государства может назначить в общественные или наблюдательные советы при президенте. Наблюдательный совет может быть даже в оборонной сфере. Но присутствие таких людей в ВСБ не придает ему легитимности», — считает Пэдурару.

Он также отметил, что в бытность президента Николае Тимофти в ВСБ действительно входили лидеры Альянса за европейскую интеграцию из правивших тогда трех партий. «Они входили в ВСБ, чтобы в нем была представлена политическая компонента парламентского большинства. Но они все были депутатами и теми, кто находился тогда у власти», — сказал эксперт.

Политический эксперт Expert-Grup Дионис Ченуша, комментируя назначение в совет нескольких советников Санду, отметил, что некоторые из них — представители  гражданского общества. Но если, по словам Ченуши, согласиться с теми, кто говорит, что Санду выбирает советников «по политическому принципу, то это значит, что представители гражданского общества подконтрольны политикам». «Могу сказать о моих коллегах из Expert-Grup, что на них не оказывают политического влияния», — написал Ченуша в Facebook.

При этом, по его мнению, чтобы исключить подозрения в политической ангажированности членов ВСБ, Санду «должна опубликовать и обосновать критерии, по которым их выбирали». Также, по мнению Ченуши, Санду стоило включить в совбез представителей всех парламентских партий, или вообще не включать депутатов. «В противном случае получается, что благодаря инструментам власти фаворизируется определенная политическая сила», — считает Ченуша. Он назвал «не вдохновляющим» назначение некоторых советников, и то, как президент выбрала новых членов совета безопасности.

Новый член ВСБ Серджиу Гайбу сказал NM, что принял предложение президента войти в совет безопасности, так как считает, что может «своим опытом и экспертизой» внести вклад в экономическую и финансовую безопасность страны.

Владислав Кульминский отказался комментировать свое назначение в ВСБ.

***

Татьяна Рэдукану с 2018 года — председатель админсовета Центра юридических ресурсов (CRJM), бывшая судья. По собственному желанию ушла из судебной системы в 2016 году, после чего занималась частной юридической практикой. В 2019 году претендовала на должность члена Конституционного суда, но не прошла конкурс.

Была представителем Молдовы в Европейском суде по правам человека, членом Европейского комитета по предотвращению пыток и бесчеловечного обращения.
В разные годы была членом Высшей судебной палаты, Высшего совета магистратуры. В судебной системе работает с 1988 года.

Владислав Кульминский — эксперт в области внутренней политики и безопасности, председатель Института стратегических инициатив (IPIS). В 2019 году был советником премьера в правительстве Майи Санду, занимался вопросами внешней политики и стратегического планирования, проблемами урегулирования конфликтов в регионе. В 2016 году работал во Всемирном банке консультантом по борьбе с коррупцией и реформам в публичной администрации. В 2013-2015 годах был старшим советником премьера Юрие Лянкэ.

Серджиу Гайбу — экономист аналитического центра Expert-Grup, отвечает за программы, связанные с финансово-банковским сектором. Ранее работал экспертом в центре IDIS Viitorul. В 2015 году был членом конкурсной комиссии, отбиравшей нового главу Нацбанка, выступая там независимым экспертом IDIS Viitorul.

 

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Andrei Mardari / NewsMaker

В Молдове рекордно упал рынок недвижимости. Квартиры в Кишиневе подешевеют?

Число сделок с жилой недвижимостью в Кишиневе упало почти на 70%. NM разбирался, почему рынок недвижимости в стране рекордно снизился, и стоит ли ждать, что жилье подешевеет.

Что происходит на рынке жилья

На рынке недвижимости Молдовы и, в частности, в Кишиневе продолжается заметное падение числа сделок купли-продажи. По данным Кадастра недвижимости, число покупок квартир по итогам третьего квартала снизилось на 69% по сравнению с третьим кварталом прошлого года — с 4098 до 1275. С начала года число сделок в Кишиневе сократилось на 54% — с 11494 до 5335.

Аналогичная ситуация по всей стране. В третьем квартале в Молдове продали 2422 квартиры, то есть на 59% меньше, чем годом ранее. Так, в Бельцах продали 284 квартиры, а за аналогичный период прошлого года — 535, в Кагуле — 70 квартир, в то время как в третьем квартале 2024 года — 112, в Унгенах — 84 квартиры против 100 год назад.

Выросла продажа квартир лишь в шести районах: Сорокском (с 72 до 82), Каларашском (с 21 до 29), Криулянском (с 15 до 20), Бессарабском (с 11 до 16), Флорештском (с 46 до 50) и в Тараклийском (с 11 до 12).

Продажа жилых домов в третьем квартале уменьшились на 27% — с 3183 сделок купли-продажи в третьем квартале 2024 года до 2310 в третьем квартале этого года. Число проданных домов в Кишиневе сократилось за год на 59% — с 497 до 205. Небольшой рост был в Каушанском, Шолданештском, Чадыр-Лунгском, Кантемирском, Резинском, Комратском, Сорокском и Дубоссарском районах, в остальных районах — спад.

Аналитик агентства недвижимости Acces Imobil Виктор Черноморченко рассказал, что параллельно со спадом продаж выросло ее время. Если в 2020-2021 годах квартиру в среднем продавали за 1-2 месяца, то в 2025 году этот показатель составляет 3-4 месяца. «Это замедление темпов продаж в сочетании со все более медленным обновлением предложения формирует картину частично заблокированного рынка. Все больше покупателей откладывают решение о покупке на фоне подорожания жилой недвижимости и экономической неопределенности, а, с другой стороны, растет число владельцев, выставляющих свои жилье на продажу по завышенным ценам», — написал эксперт в своем блоге.

Почему упали продажи

Черноморченко также отметил, что доступность жилья тоже снизилась. Так, в 2020 году один квадратный метр жилья стоил 1,7 средней зарплаты по экономике, а средняя стоимость квартиры составляла €45 тыс. А в этом году квадратный метр стоит уже 2,1 средней зарплаты, а средняя стоимость квартиры составляет €100 тыс. «Удвоение цен без пропорционального роста доходов объясняет нынешний застой на рынке и все большую трудность для семей при покупке жилья», — считает Черноморченко.

Экономический эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ, в свою очередь, считает, что нынешнее падение продаж — рекордное за последние 15 лет, а в сравнении с пиком рынка в 2020 году число сделок упало в три раза. По его словам, у этого несколько причин: беспрецедентный рост цен на недвижимость, регламентирование транзакций с наличными (покупка недвижимости стоимостью свыше €80 тыс. за наличные запрещена), а также небольшой объем строительства и сдачи в эксплуатацию жилья. «В этом тоже минимум за последние 10-15 лет. Все это привело к минимуму продаж за 15 лет. Нужно что-то делать. Рынок попробует адаптироваться», — написал Ионицэ в своем блоге на YouTube.

Глава Агентства недвижимости Nika Imobil Петр Олейник считает, что сработал закон спроса и предложения. «При увеличении цены спрос снижается, рынок приходит в равновесие. Сейчас нет ажиотажного спроса, который вызвал рост цен в прошлом году. Prima Casa — уже более-менее стабильный продукт (в прошлом году государственную ипотечную программу обновили, сделав доступной покупку жилья без первого взноса — NM). Все, кто в начале бросился на нее, уже купили квартиры. Все, кто хотел вложить наличные деньги в недвижимость, уже вложил», — полагает Олейник.

Сейчас, по его словам, жилую недвижимость покупают, в основном, чтобы жить там самим или чтобы сдавать в аренду. «Спрос идет на сегмент жилья стоимостью около €100 тыс. На эту сумму банки охотно дают ипотеку», — отметил Олейник.

Сделок мало. Цены снизятся?

Увы, нет. Цены на недвижимость держатся на прежнем уровне. Как отметил в своем анализе Черноморченко, в 2023 году средняя стоимость квадратного метра в Кишиневе составляла €1070, в 2024 году — €1540, а в 2025 году— €1720. «С тех пор рынок вошел в фазу плато: цены больше не растут, но и не падают, отражая напряженность между ожиданиями продавцов и возможностями покупателей», — отметил Черноморченко.

При этом, по его мнению, рынок недвижимости в Кишиневе продолжает развиваться. «Застройщики запускают новые проекты и адаптируют свои стратегии к новым экономическим реалиям, покупатели становятся более внимательными и информированными, тщательно анализируя каждую возможность, а продавцы, которые действительно хотят продать, корректируют цены в соответствии с реальной ситуацией на рынке», — пояснил он.

Олейник тоже отметил, что цены стоят на месте. «Есть тенденция от застройщиков: много объявлений о том, что они дают беспроцентную рассрочку на жилье. Видимо, это связано с тем, что ипотеку дают только под готовое жилье и в строящемся жилье есть дефицит [капитала]», — сделал вывод эксперт.

По его мнению, в дальнейшем рынок ждет стагнация — невысокая активность. «Число сделок будет небольшим и, скорее всего, будут вынужденные сделки, когда продавцу нужно срочно продать, например, он уезжает или нужно срочно закрыть финансовые обязательства. Или покупателю срочно нужно купить: свадьба, развод, расширение семьи», — резюмировал эксперт.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: