Высшая судебная палата (ВСП) признала недопустимым иск прокурора Эдуарда Булата, который пытался оспорить назначение Александра Стояногло генпрокурором. Решение приняли на заседании 30 июня.
Булат пытался оспорить в ВСП решение Апелляционной палаты (АП) Кишинева, которая 24 февраля признала его иск недопустимым. В суд он пожаловался на действия спецкомиссии минюста, которая проводила первый этап выборов генпрокурора. Булат отметил, что один из членов комиссии сообщил о конфликте интересов, но не взял самоотвод, а продолжил собеседование с кандидатами. Также он посчитал, что и другие члены комиссии нарушили внутренний регламент, проведя конкурс “непрозрачно и необъективно”. В иске, отправленном в ВСП, Булат отметил, что судьи Апелляционной палаты неверно интерпретировали нормы закона.
Как соответчиков к этому иску привлекли четверых полуфиналистов конкурса: юриста Владислава Грибинчу, прокуроров Вячеслава Солтана и Олега Крышману, а также нынешнего генпрокурора Александра Стояногло. В решении ВСП отметили, что запросили мнение всех четверых соответчиков, но ни один из них не ответил на запрос суда и не изложил свою позицию по этому иску. Поэтому судьи приняли решение, проанализировав только аргументы Булата. В итоге, судьи признали иск прокурора недопустимым. Судьи подчеркнули, что для рассмотрения иска он должен быть обоснованным и иметь “достаточно серьезную мотивировочную часть”. Решение является окончательным.
Булат, отметим, работает в прокуратуре с 1994 года. С 2008 по 2017 год руководил управлением по борьбе с торговлей людьми в Генпрокуратуре. После реформы прокуратуры в 2017 году он возглавил управление политики, реформ и менеджмента проектов. В 2019 году Булат был заместителем и.о. генпрокурора Думитру Робу. При этом сам Робу некоторое время был подчиненным Булата (с 2013 по 2016 год) и подчиненным Виорела Мораря (с 2016 по 2018 год). 25 ноября 2020 года Высшая судебная палата признала назначение Булата замгенпрокурора незаконным. ВСП отметила, что Робу был только и.о. генпрокурора, а назначать новых заместителей может только полноправный генпрокурор.