Максим Андреев, NewsMaker

Суд обязал государство продать компании Плахотнюка участок земли на Moldexpo


Апелляционная палата подтвердила решение суда первой инстанции, который обязал государство продать компании Finpar Invest земельный участок площадью 1,17 га на территории Moldexpo. На этом участке расположены здания медиахолдинга Владимира Плахотнюка. Компания Finpar Invest, по информации СМИ, также принадлежит семье молдавского олигарха. СМИ рассказали и о судьях, которые приняли решение в пользу Плахотнюка.

Апелляционная палата (АП) 24 ноября признала законным решение суда Буюкан от 17 июня 2015 года, обязывающее Агентство публичной собственности заключить контракт купли-продажи с компанией Finpar Invest на земельный участок площадью 1,17 га, расположенный на территории выставочного комплекса Moldexpo, сообщил портал mold-street.md.

newsmaker.md/rus/novosti/vladimir-plahotnyuk-stal-vladeltsem-chetyreh-telekanalov-i-treh-radiostantsiy-19675
 

На этом участке расположены два здания медиахолдинга Владимира Плахотнюка, в который входят четыре телеканала и три радиостанции. Они принадлежат компаниям Плахотнюка General Media Group Corp. и Radio Media Group Inc., которые были зарегистрированы им после того, как вступил в силу закон, обязывающий телеканалы и радиостанции раскрывать имена конечных владельцев. До этого медиаресурсы Плахотнюка официально принадлежали офшорным компаниям.

Апелляционная палата, кроме того, рассматривая дело о земельном участке, признала незаконным отказ Агентства публичной собственности подписывать контракт купли-продажи. Судьи также отклонили протест общественного деятеля Виталия Возного против запрета видеозаписи заседания в суде первой инстанции, на котором рассматривалось это дело.

newsmaker.md/rus/novosti/zhurnalisty-rassledovateli-nashli-svyaz-mezhdu-plahotnyukom-kandu-i-general-media-12918
 

В мае этого года, напомним, расследовательский центр RISE опубликовал результаты расследования, которое выявило, что Finpar Invest является крупнейшей компанией по недвижимости в Молдове и одной из первых компаний семьи Плахотнюк.

Finpar Invest была основана в 1993 году (тогда она называлась MINOR) с капиталом 35 тыс. руб. (молдавские купоны были введены в оборот в конце 1993 года). В 1998 году жена Плахотнюка Оксана Килдеску стала акционером с 95-процентной долей в компании. В 2003 году ее доля была передана сестре Плахотнюка Вере Морозан, а в 2005-м мажоритарными акционерами стал ряд офшорных компаний. Кроме того, в этом же году капитал компании вырос до 11 млн леев. В 2008-м MINOR была переименована в Finpar Invest.

В мае 2010 года ресторан Ghiocel Dalb и Briat&Co SRL (владеет кафе Guguţă в столичном парке Штефана чел Маре, директором Briat&Co является депутат от Демпартии Корнелиу Падневич) были поглощены Finpar Invest, капитал которой достиг 207 млн леев. Два месяца спустя администратором Finpar Invest был назначен Геннадий Сажин, глава госинспекции в строительстве, а также член Национального политического совета Демпартии.

До конца 2010 года Finpar Invest контролировалась двумя офшорными компаниями. Первая — Finpar Victoria Ltd (Кипр), ее представитель — Ольга Днестрян, жена управляющего Argus-Teh Владимира Днестряна. Вторая — Power Investment LLC (США), ее представитель — Андрей Урсаки, муж судьи Корины Урсаки, а также сын бывшего главы службы госохраны Андрея Урсаки. В ряде транзакций Power Investment LLC была представлена Кристиной Бэлан, директором Ассоциации бизнесменов Молдовы, президентом которой является Владимир Плахотнюк.

С августа 2014 года единственным акционером Finpar Invest является Asirapal Enterprises Ltd. (Кипр), основанная двумя другими офшорными компаниями. В 2015 году Finpar Invest зарегистрировала капитал в размере 498 млн леев, который в десять раз превышает задекларированные доходы и недвижимость Плахотнюка.

newsmaker.md/rus/novosti/v-tsentralnyy-park-kishineva-hotyat-podselit-otel-4459
 

Компании Finpar Invest принадлежат штаб-квартира General Media Group Corp., отели Codru и Nobil, Global Business Center, кафе Guguţă (получено в результате судебного решения в 2010-м). В 2014 году кишиневская мэрия передала в аренду Finpar Invest на 25 лет земельный участок площадью 0,22 га, на котором расположено кафе Guguţă. В настоящий момент Finpar Invest через суд пытается приватизировать данный участок. В планах компании строительство на этом месте высотного отеля.

Также Finpar Invest владеет зданием бывшего ресторана Ghiocel Dalb (в результате контракта по поглощению, включая два острова в парке La izvor), штаб-квартирой Argus-S, двумя квартирами по бул. Штефана чел Маре, тремя квартирами в доме, в котором живет Плахотнюк и его родственники, и складом в городе Унгены.

Из информации, полученной в онлайн-базе данных nic.md, администрируемой госпредприятием MoldData, адрес сервера (DNS) ns01.finpar.md и ns02.finpar.md был использован как мост между доменами и электронными адресами Демпартии, ассоциации бизнесменов Молдовы, охранной компании Argus-S, ночного клуба DRIVE, отелей Codru, Nobil, массажного салона NobilSPA, салона красоты Dessange, порталов epresa.md, autostrada.md, zumi.md, mediaproduction.md, GSG.md, Global System, Angel-S, а также телеканалов Canal 3, Prime TV и радио Muz FM.

Газета Ziarul National написала о судьях, которые вынесли решение по делу о земельном участке на Moldexpo в пользу компании Finpar Invest. В первой инстанции судебное решение вынесла Галина Москальчук. Она же, по данным издания, рассматривала гражданское дело о выплате моральной компенсации в сумме 1 млн леев Владимиру Плахотнюку со стороны бизнесменов Виктора и Виорела Цопы.

В Апелляционной палате дело Finpar Invest рассматривала коллегия судей в составе Иона Муруяну, Анны Гаврилицэ и Нели Будэй. Издание отмечает, что бывший глава Высшей судебной палаты Ион Мугуряну фигурирует во многих делах, проигранных Молдовой в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Кроме того, его имя упоминается в 34 жалобах, поданных в дисциплинарную коллегию Высшего совета магистратуры (ВСМ). Анна Гаврилицэ также принимала решения по шести делам, проигранным Молдовой в ЕСПЧ.

О судье Нели Будэй СМИ писали, что она владеет домом, оцененном экспертами в 5 млн леев. Кроме того, Будэй фигурирует в отчетах ВСМ о дисциплинарных процедурах, начатых в отношении принятых ею сомнительных решений. Расследование, по данным издания, до сих пор не закончено. Речь идет, в частности, об иске Moldtranselectro против Termoelectrica о взыскании долга: решение Будэй по этому делу, пишет Ziarul National, привело к еще большему увеличению необоснованного долга молдавского госпредприятия перед румынской компанией.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

NewsMaker

«Я сразу понял, что подпись не моя». Как свидетели по делу Плахотнюка путались в показаниях

Суд заслушал еще шесть свидетелей по делу Владимира Плахотнюка, в котором его обвиняют в соучастии в краже миллиарда. Следствие нашло их подписи на банковских документах, фигурирующих в деле. Свидетели, однако, утверждают, что не подписывали эти документы. NM рассказывает, что еще они сообщили, в том числе о концерте в Кишиневе Лаймы Вайкуле и о продаже Mitsubishi и Mercedes.

Заседание суда столичного сектора Буюканы по делу бывшего председателя Демпартии Владимира Плахотнюка состоялось 4 ноября. Первый свидетель рассказал, что в 2006-2008 годах он работал в компании Petrom Moldova, директором которой был Плахотнюк. Позже свидетель непродолжительное время был членом Демпартии. Он также рассказал, что однажды продал Плахотнюку два автомобиля — Mitsubishi Outlander и Mercedes S-class. Об этих событиях он вспомнил в контексте того, что его подпись следователи нашли на банковских документах, связанных с банковским мошенничеством.

«Когда мне показали документы с моими подписями, я сразу понял, что подпись не моя, и заказал экспертизу. Подпись была похожа, но в моей подписи есть элементы, о которых знаю только я», — сказал свидетель.

Вторая свидетельница сообщила суду, что в 2012–2015 годах она работала в бизнес-центре GBC на ресепшене. Отвечая на вопросы, она сказала, что при трудоустройстве передала компании свои паспортные данные. По ее словам, только на допросе на этапе следствия она узнала, что ее подпись фигурирует в документах, связанных с банковским мошенничеством. «На допросе мне показали нотариальные списки с якобы моей подписью. В тот период, к которому относились эти документы, я находилась в США. Речь идет о 2014 годе», — сказала свидетельница.

Практически такую же историю рассказала еще одна свидетельница. Она сообщила, что короткое время по приглашению Андриана Канду работала в компании Плахотнюка Prime Management, где занималась бюджетом и экономическим анализом. По ее словам, она тоже только на этапе следствия узнала, что на банковских документах нашли ее подпись. Женщина утверждает, что никогда не подписывала подобных документов.

Немного другую историю, но связанную с банковскими документами, рассказал еще один свидетель, работавший водителем в автопарке компании Dufremol, связанной с Иланом Шором. Свидетель путался в показаниях, но сообщил суду, что однажды начальник автопарка попросил его и других водителей подписать якобы трудовой договор. По словам свидетеля, его сделали директором компании Elcomet-Prim, фигурирующей в деле о краже миллиарда. Через некоторое время его пригласили к нотариусу в бизнес-центр Плахотнюка GBC и попросили подписать еще какие-то документы. Там он понял, что это какие-то банковские документы, касающиеся кредитов на десятки миллионов леев. Мужчина сказал, что испугался и отказался их подписывать.

Прокурор Александру Черней спросил свидетеля, предлагали ли ему какое-то вознаграждение за подписание документов. Мужчина категорически это отрицал, но потом выяснилось, что на этапе следствия он сказал, что ему обещали $300. Только после того как ему показали протокол допроса, мужчина заявил, что просто забыл эти детали, поскольку его допрашивали несколько лет назад. Суд напомнил ему об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Следующий свидетель рассказал, что дважды организовывал музыкальные выступления по просьбе бывшего директора Театра оперы и балета Иона Гросу. В первом случае речь шла о частном выступлении нескольких артистов, а во втором — об организации концерта литовской певицы Лаймы Вайкуле на открытии онкологической больницы при поддержке фонда Плахотнюка Edelweiss. Однако свидетель сказал, что концерт Вайкуле он с партнерами так и не провел, поскольку заказчик нашел других организаторов.

С этим свидетелем произошел любопытный эпизод. Согласно материалам дела, он дважды давал показания на этапе уголовного расследования, но заявил, что помнит только один допрос. Ему даже показали протокол со второго допроса, но он уверенно сказал, что подпись на нем принадлежит не ему, а почерк, хоть и похож, но тоже не его.

Также суд допросил личного ассистента Плахотнюка, которая отвечала за организацию и логистику встреч своего начальника, а также помогала ему в заграничных поездках. Однако девушка не сообщила ничего, подобного тому, о чем рассказывали предыдущие свидетели.


Владимира Плахотнюка, находящегося в бегах с 2019 года, задержали в Греции в конце июля 2025 года, а 25 сентября экстрадировали в Молдову. В Кишиневе его поместили под предварительный арест в столичную тюрьму №13.

Плахотнюк проходит обвиняемым по нескольким уголовным делам, самое громкое из которых — о краже миллиарда. По данным прокуратуры, Плахотнюк через компании, которые контролировал Шор, получил $39 млн и €3,5 млн из украденных денег. Это дело прокуратура передала в суд в июле 2023 года.

О краже миллиарда евро из трех молдавских банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank — стало известно в конце ноября 2014 года. После этого Нацбанк ввел в этих банках спецуправление, а затем власти приняли решение их ликвидировать (банки до сих пор в процессе ликвидации). Тогда же Нацбанк выдал этим банкам под гарантии правительства кредиты на ту же сумму, что была украдена (примерно 14 млрд леев или по тогдашнему курсу €1 млрд). Как объяснили власти, кредиты нужны были, чтобы не допустить паники на банковском рынке. В счет этого долга правительство выпустило и передало Нацбанку гособлигации на 13,3 млрд леев под 5% годовых, которые обязалось погасить в течение 25 лет. Эти деньги власти перевели в разряд госдолга. Вместе с процентами за 25 лет эта сумма составит 24,5 млрд леев.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: