Тюремный заказ. Зама Карамалака, осужденного за покушение на Плахотнюка, обвинили в новом покушении
6 мин.

Тюремный заказ. Зама Карамалака, осужденного за покушение на Плахотнюка, обвинили в новом покушении

Зампреда фонда помощи ветеранам спорта IFAVIS Валерия Заболотного обвинили в новом покушении — на этот раз на бизнесмена из Кантемирского района. По версии следствия, Заболотный организовал покушение из тюрьмы. Полтора года назад его приговорили к 20 годам заключения за покушение на тогдашнего лидера Демпартии Владимира Плахотнюка. Заболотный вину отрицает, а его адвокаты говорят, что второй приговор позволит дать Заболотному пожизненный срок.

Версия прокуратуры

По версии следствия, отраженной в обвинительном заключении (есть в распоряжении NM), Валерий Заболотный, находясь в тюрьме, организовал покушение на убийство бизнесмена Иона Казаку из села Стояновка Кантемирского района. Обвиняемыми по этому делу проходят еще два человека — Виктор Грищенко и Игорь Шевченко.

В обвинительном заключении говорится, что Грищенко обратился к Заболотному за помощью в подготовке покушения на Казаку. Грищенко, как сообщил NM адвокат Заболотного Владимир Курмель, приходится Заболотному племянником.

Прокуроры считают, что Грищенко хотел избавиться от своего бывшего партнера по бизнесу Иона Казаку из-за того, что последний через суд пытался взыскать с Грищенко долги.

По версии следствия, кроме Заболотного, Грищенко привлек к участию в преступлении Игоря Шевченко. В 2017 году, отметим, его задержали по подозрению в подготовке покушения на Плахотнюка. Шевченко тогда отпустили за недостатком улик. По делу о покушении на Плахотнюка тогда приговорили его брата Дмитрия Шевченко.

По версии прокуроров, Заболотный и Шевченко за вознаграждение помогли привлечь к покушению на Казаку «неизвестное лицо», которому поручили убийство. Его обеспечили оружием и информацией о жертве.

21 ноября около 18:00 «исполнитель» несколько раз выстрелил в Иона Казаку во дворе его дома в селе Стояновка. Казаку был тяжело ранен, но успел забежать в дом и остался жив.

На допросе Виктор Грищенко свою вину отрицал, но признавал, что был в плохих отношениях с потерпевшим. Грищенко также отмечал, что Казаку в ссоре со многими людьми, а сам Грищенко боится Казаку, так как тот угрожал, что купит оружие и убьет его.

Валерий Заболотный и Игорь Шевченко тоже отрицают свою вину. Прокуроры, однако, считают, что собрали достаточно доказательств, подтверждающих участие Заболотного, Грищенко и Шевченко в этом преступлении.

Среди доказательств вины Грищенко — показания Иона Казаку, который «подозревает, что Грищенко мог заплатить кому-то деньги». Казаку также сообщил, что однажды видел Валерия Заболотного, который в Кишиневе в 2010 году «по-бандитски», как утверждает Казаку, разговаривал с человеком, задолжавшим Грищенко.

По словам Казаку, Грищенко говорил, что Заболотный «большой человек, который может решать проблемы».

В списке «улик», доказывающих вину Грищенко, — записи с видеокамер у дома Казаку, пули, результаты судмедэкспертизы, запись переговоров Грищенко и Казаку, а также восстановленные данные с мобильных телефонов, изъятых у Грищенко и Шевченко.

В обвинительном заключении сказано, что 4 октября 2018 года Шевченко переписывался с абонентом, который, «возможно, был Заболотным Валерием». В документе приводится следующая переписка:

— Доброе утро.
— Привет, как сам.
— Благодарю за движуху.

Виктора Грищенко прокуроры также обвинили в незаконном хранении оружия и боеприпасов. В ходе обыска у него изъяли оружие и боеприпасы, однако, среди них не было пистолета, из которого стреляли в Казаку.

Отметим, что уголовное преследование Валерия Заболотного по подозрению в покушении на убийство Казаку следственные органы района Кантемир начали в ноябре 2018 года. В то время Заболотный был под арестом по обвинению в подготовке покушения на Владимира Плахотнюка. В декабре 2018 года по распоряжению тогдашнего заместителя генпрокурора Игоря Попы дело о покушении на Казаку передали в Кишинев для дальнейшего расследования.

Сейчас дело рассматривает суд Кагула.

Версия защиты

Адвокат Валерия Заболотного и Игоря Шевченко Владимир Курмель утверждает, что в деле нет доказательств вины его клиентов. По словам Курмеля, Заболотного связывает с этим делом только то, что Виктор Грищенко приходится Заболотному племянником.

По словам адвоката, следствие утверждает, что Грищенко позвонил Заболотному, который находился в тюрьме, и попросил его помочь разобраться с Казаку.

Сам Заболотный, уточнил адвокат, утверждает, что не говорил с Грищенко по телефону.

Владимир Курмель рассказал, что следствие изначально утверждало, что исполнителем был Игорь Шевченко, которого на дело послал Заболотный. Однако жертва покушения описала нападавшего, и оказалось, что он не похож на Шевченко. Кроме того, как утверждает адвокат, Шевченко никогда не был в Стояновке.
«Свою версию о связи Шевченко и Заболотного с этим преступлением следствие подтверждает данными о телефонных переговорах. При этом в материалах дела нет никакой информации о том, был ли в камере у Заболотного телефон. Есть данные о звонках жене и брату Заболотного, а также Игорю Шевченко с телефона, запеленгованного возле тюрьмы №13, где сидит Заболотный», — рассказал адвокат.

О также обратил внимание на то, что следствие делает вывод о виновности Заболотного и Шевченко, основываясь только на месте положения телефона, при этом технический специалист, вызванный в суд, сказал, что у него нет расшифровки телефонных разговоров с запеленгованного телефона. Кроме того, в деле нет протокола изъятия  у Заболотного мобильного телефона.

Адвокату также кажется странным то, что уголовное дело завели 21 ноября 2018 года, а Шевченко задержали только в марте 2019 года.

«По словам Шевченко, после задержания его привели не в изолятор, а в департамент по борьбе с организованной преступностью, где потребовали дать показания против Заболотного», — рассказал Курмель. В этой связи адвокат написал жалобу на имя прокурора, который ведет это дело.

Сам Валерий Заболотный, по словам адвоката, заявляет, что не имеет никакого отношения к этому преступлению. По мнению Заболотного, «таким образом его пытаются окончательно утопить».

По словам адвоката, если суд признает Заболотного виновным и по этому уголовному дело о покушении на убийство, ему могут дать пожизненный срок.

Сейчас Валерия Заболотного и Игоря Шевченко содержат в тюрьме Кагула, куда их перевели из Кишиневской тюрьмы на время, пока идет суд.

***

В апреле 2018 года суд сектора Центр приговорил Валерия Заболотного к 20 годам тюрьмы закрытого типа за подготовку покушения на убийство Владимира Плахотнюка. Другой обвиняемый по этому делу — Дмитрий Шевченко получил 11 лет тюрьмы. Позже Апелляционная палата оставила в силе приговоры Заболотному и Шевченко. Сейчас дело находится в Высшей судебной палате, которая должна решить, принимать ли к рассмотрению жалобу Заболотного и других приговоренных по делу о подготовке покушения на Плахотнюка (всего по этому делу приговорили семь человек).

Впервые о предотвращении покушения на Владимира Плахотнюка в апреле 2017 года сообщило МВД Украины. Его глава Арсен Аваков рассказал, что операция проводилась совместно с МВД Молдовы: организаторов заказного убийства задержали в Киеве, а потенциальных исполнителей — в Кишиневе.

Осенью того же года прокуратура закончила расследование этого дела и передала его в суд. Прокуроры утверждали, что им удалось собрать достаточно доказательств вины обвиняемых и установить, что заказчиком покушения был председатель фонда помощи ветеранам спорта IFAVIS Григорий Карамалак (Болгар). Мотивом заказного убийства прокуроры назвали уголовные дела, открытые в Молдове против Карамалака.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: