Ассоциация румынских и молдавских архитекторов предложила признать памятниками архитектуры четыре кишиневских здания, построенных в позднесоветский период: Цирк, гостиницы Național и «Космос», а также жилой дом «Ромашку». Архитекторы считают, что это хоть как-то поможет не допустить их снос, как вскоре произойдет с кафе Guguța, и поможет подчеркнуть их значение для города. В министерстве культуры решение откладывают и признаются, что только у Цирка есть шанс получить этот статус.
Кто и что предлагает?
Ассоциация румынских и молдавских архитекторов Birou pentru artă şi cercetare urbană (BACU) предложила внести в реестр охраняемых памятников в Молдове четыре кишиневских здания, построенных в позднесоветский период: Цирк, отели Național и «Космос», а также жилой дом, который обычно называют «Ромашка». Все они были построены в конце 1970-х — начале 1980-х годов.
Впервые с таким предложением организация обратилась в министерство культуры Молдовы в 2016 году. Но досье кандидатов в памятники так и не дошло до рассмотрения. В январе 2019 года архитекторы повторно подали пакет документов.
Как пояснил в беседе с NM председатель BACU, румынский архитектор родом из Кишинева Думитру Русу, организация борется за сохранение и защиту модернистской архитектуры 1955-1991 годов в Молдове, Румынии и других странах Центральной и Восточной Европы. Специально для этого был создан проект «Socialist Modernism».
Русу и его коллеги надеются, что статус памятника поможет защитить постройки от сноса и разрушения. «Мы предложили включить эти здания в список памятников, чтобы их не снесли, как, например, планировали сделать с отелем Național, а восстановили. Вот вспомните кафе Guguța: оно исчезнет, потому что на его месте хотят построить что-то другое. И это несмотря ни на какие урбанистические регламенты или защищенные законом территории — зеленые зоны или зоны вблизи объектов, включенные в реестр охраняемых памятников», — привел пример глава ассоциации.
Почему именно эти четыре здания?
По мнению Русу, выбранные BACU здания — наиболее репрезентативные примеры архитектуры послевоенного модернизма или социалистического модернизма в Кишиневе. «Можно сказать, что это — иконические здания. Они заслуживают того, чтобы их включили в список наследия. Они не только часть истории, но и идентичности Кишинева, и Молдовы 1955-1991 годов», — пояснил архитектор. Все четыре здания, по его мнению, — это «символы города».
«При этом рядом с „Ромашкой“ сейчас строят многоэтажный жилой дом, который ее целиком перекроет: „Ромашку“ не будет видно с виадука. Как такое возможно, куда смотрит главный архитектор города или глава мэрии?», — недоумевает архитектор.
Русу отмечает, что все, что по закону могут сделать архитекторы для сохранения зданий, это добиться для них статуса памятника. «То, что здания только теоретически включают в список охраняемых памятников, и что каждый делает с ними что хочет — это уже другая проблема», — замечает архитектор.
Отметим, гостиница Național сегодня заброшена. В здании Кишиневского цирка выбита часть окон, и не работает главная арена. Осенью 2018 года деньги на его восстановление пообещал выделить президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Пока никакие работы там не начинались.
Русу отметил, что в восприятии построек времен социализма иногда возникают трудности из-за идеологии: «У многих они ассоциируются с коммунистическим режимом». На самом деле, как подчеркивает архитектор, архитектура модернизма была вдохновлена, скорее, работами западных проектировщиков, и постройки имели мало общего с «коммунистическим режимом» и его лидерами, а создавались местными специалистами. Как добавил Русу, нужно четко отличать сталинскую архитектуру от архитектуры модернизма, которая была распространена в 1955-1991 годы на территории стран бывшего соцблока.
Как рассказал Русу, в Румынии, где BACU также добивается получения охранного статуса для модернистских строений, в список памятников занесены всего несколько зданий эпохи социалистического модернизма.
Что говорят в минкульте?
Совет по историческим памятникам (подчиняется министерству просвещения, культуры и исследований) на заседании 31 января 2019 года решил перенести обсуждение включения модернистских зданий в реестр памятников. В протоколе заседания это объясняется тем, что на изучение документов нужно больше времени. О том, что это повторный запрос, впервые полученным минкультом в 2016 году, там не уточняется.
В беседе с NM член и секретарь совета Рита Гарконица затруднилась сказать, когда именно совет планирует снова рассмотреть этот вопрос. Она не исключила, что его изучат в течение месяца. Правда, как подчеркнула секретарь Совета, его заключения носит рекомендательный характер. Окончательное решение, вносить ли изменения в реестр памятников архитектуры, должен принять парламент. Именно поэтому, не исключает Гарконица, это будет «сложно» сделать.
При этом Гарконица отметила, что членам совета предстоит изучить «возможности защиты» кандидатов в памятники. «Например, „Ромашка“ — это жилой дом, где множество собственников. Если мы придадим статус памятника и захотим вернуть его к аутентичному виду, то придется заставлять людей убирать балконы и т.д. И возникает много подобных вопросов», — пояснил секретарь Совета.
По ее словам, «проще всего будет с цирком». Его, считает Гарконица, скорее всего, признают памятником архитектуры.
По просьбе NM секретарь Совета уточнила, что, если хотя бы одно из предложенных зданий признают памятником, это будет первый прецедент для архитектуры этого периода. Ранее самые «молодые» постройки, которые предлагалось внести в реестр памятников, принадлежали к 1950-1960 годам.