bloknot-moldova.md

Убийство в «Долине Роз». Денис Дерменжи о равнодушии и молчаливом согласии

В Кишиневе 2 января избили до смерти 20-летнего Никиту. Его тело нашли на следующий день в парке «Долина Роз». Об этом написали СМИ, стали обсуждать в соцсетях. Спустя несколько дней в убийстве обвинили двух солдат-срочников, и соцсети получили больше деталей: «Никиту избили из-за сигареты», «солдат поместили под арест», «Никита мечтал стать моделью», его мечта вот-вот могла сбыться.

Так человеческая жизнь, единственная и неповторимая, но оборванная при совершенно немыслимых обстоятельствах, становится горем, публикацией в СМИ, Instagram и Facebook, чьим-то тюремным сроком или очередным поводом с кого-то за что-то спросить.

Все это произошло в то время, когда многие из нас еще не до конца отошли от новогодних застолий и фейерверков, под едкий свист которых, возможно, избивали Никиту. Все произошло быстро. Новость быстро ворвалась в информационное пространство, а потом так же быстро его покинула. Так быстро, что многим из нас, возможно, стыдно за то, что просто пробежались по ней глазами.

Ведь, если бы вчитывались, стало бы ясно, насколько насилие захлестнуло Молдову. Захлестнуло так, что новости об избиениях, домогательствах или убийствах стали чем-то обыденным. Нас это уже не удивляет, мы не задаем вопросов, не ищем причин и ответов.

Все это до тех пор, пока поздним вечером на улице у нас не попросят закурить. И мы, один на один со своими грехами и страхами, вспомним о Никите, чью жизнь насильственно оборвали две пары ног.

И это пугает, наверное, не больше безразличия министра обороны и возглавляемого им министерства. Министр обороны ведь может стать первым, кто признает, что проблема насилия в армии есть, кто пообещает попробовать ее решить или хотя бы выразит соболезнования родным Никиты, а, может, даже предложит материальную помощь.

Но можно как обычно: спустя 10 дней передать через пресс-службу: «Министр и министерство не будут комментировать. Мы уже высказались и не хотим мешать своими комментариями следствию».

Можно не мешать следствию и надеяться, что обвиняемые получат заслуженное наказание. Но какой в этом смысл, если молчим мы о проблеме, которая может унести еще не одну жизнь.

Никита мог быть моим знакомым, приятелем, братом, кем-угодно. Но он стал человеком, которого убили. Убили просто так, походя, ни за что. Но, может, именно это поможет нам осознать, что мы тоже за это в ответе. Потому что наделяем властью тех, кто не способен не только это предотвратить, но просто по-человечески отреагировать.  И потому что наше молчание — это знак согласия с тем, что происходит.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei / Newsmaker

Вотум недоверия главе минсельхоза провалился: дебаты длились почти пять часов

Парламент Молдовы на заседании 5 февраля рассмотрел простой вотум недоверия министру сельского хозяйства Людмиле Катлабуге, который инициировала оппозиция. Обсуждения длились почти пять часов, в итоге вотум недоверия провалился — за него проголосовали только 34 депутата.

Выступая в парламенте, министр сельского хозяйства Людмила Катлабугэ заявила, что «в публичном пространстве распространяют множество искаженной информации, которая не отражает реальную ситуацию в отрасли».

«Оппозиция постоянно использует одну и ту же риторику: сельское хозяйство находится в коллапсе, ситуация в секторе катастрофическая. Если выйти за рамки лозунгов и посмотреть на реальность — на цифры, проекты и динамику инвестиций, картина выглядит совершенно иначе. […] Молдавская продукция пользуется большим уважением за рубежом. […] Есть четкие доказательства, а не только заявления или риторика», — сказала Катлабуга.

Она также обратилась к оппозиционным депутатам.

«Если вы думаете, что решаете проблемы фермеров прямыми эфирами, то вынужден вас разочаровать. Когда вы уезжаете с полей, собрав сотни или тысячи лайков, они остаются один на один со своими проблемами и все равно обращаются к государственным программам, потому что именно там для них есть гарантии, а не в популистских заявлениях и видеосъемках», — заявила министр.

После этого началась серия вопросов и ответов. Лидер партии «Демократия дома» Василе Костюк упрекнул министра в том, что она занимается «чтением нравоучений» вместо отчета о расходовании бюджетных средств. В конфликт вмешался спикер парламента Игорь Гросу, призвав участников уважать друг друга во время дискуссии.

Депутат от «Нашей партии» Сергей Иванов поднял вопрос субсидий и цен на молоко.

«Почему те, кто получает субсидии за каждый литр молока, продают его по 9–8 леев, а частные хозяйства, не получающие субсидий, — по 6–7 леев? Объясните, пожалуйста. Поддержав этот вотум недоверия, мы подаем тревожный сигнал о том, что проблема существует. В этом нет ничего плохого — признать, что есть проблема» — заявил он.

Депутат от Партии социалистов Дорин Павалой обратил внимание на то, что сельскохозяйственный сектор сталкивается с серьезными проблемами, вызванными, в том числе, погодными условиями. Он заявил, что продолжительные дожди этой осенью значительно осложнили уборку урожая и создали риски для продовольственной безопасности.

«Молдова — аграрная страна, и было бы логично, чтобы правительство уделяло приоритетное внимание развитию этого сектора. Если говорить о субсидировании, то оно осуществляется с большими задержками, а животноводческий сектор фактически исчез. Сегодня мы заполняем рынок помидорами из Турции, клубникой из Греции, картофелем из Беларуси, медом из Польши», — заявил Павалой.

Министр признала, что в 2023–2025 годах сельское хозяйство Молдовы столкнулось с серьезными вызовами — засухой, аномальной жарой, заморозками и градом, которые нанесли ущерб аграриям. По ее словам, 283 сельскохозяйственных предприятия сейчас проходят процедуру банкротства. Из них 158 столкнулись с трудностями за последние три года.

«Эти данные не игнорируют. Мы вмешиваемся, слушаем и действуем системно. Не для имиджа, а для долгосрочной стабильности», — заявила Катлабуга.

Она напомнила, что власти уже ввели мораторий на принудительное взыскание долгов с фермеров и улучшают правила работы небанковских кредитных организаций и микрофинансирования, чтобы условия финансирования стали более справедливыми, прозрачными и адаптированными к реалиям сельского хозяйства.

Катлабуга также рассказала о приоритетах работы минсельхоза. По ее словам, с 2026 года в государственных закупках предложили отдавать приоритет местной продукции, а власти намерены развивать короткие цепочки поставок, бороться с недобросовестными практиками в торговле и укреплять продовольственную безопасность.

В итоге вотум недоверия провалился — за него проголосовали 34 депутата от оппозиции, против выступили 54 депутата от правящей партии PAS.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: