В КС ищут шестерку. Почему кресло судьи Конституционного суда пустует уже два месяца
4 мин.

В КС ищут шестерку. Почему кресло судьи Конституционного суда пустует уже два месяца

Должность шестого судьи Конституционного суда (КС) остается вакантной более двух месяцев. Высший совет магистратуры (ВСМ) должен был назначить судью не позднее 16 февраля, но до сих пор не утвердил регламент конкурса. Попытка обсудить регламент на заседании 13 апреля провалилась из-за отсутствия кворума. И.о. министра юстиции Фадей Нагачевский не исключает, что назначение судьи КС «искусственно блокируют».

Почему ВСМ должен назначить нового судью КС

Должность шестого судьи КС стала вакантной в конце января после смерти члена КС Эдуарда Абабея. Его назначили в КС по квоте ВСМ. Поэтому нового судью КС тоже должен выбрать ВСМ. Всего в КС шесть судей: двоих назначает парламент, двоих — правительство и двоих ВСМ. Председатель КС Домника Маноле 1 февраля обратилась в Высший совет магистратуры и попросила назначить нового судью. По закону ВСМ должен назначить нового судью в 15-дневный срок со дня обращения председателя Конституционного суда.

Как затягивали вопрос

В феврале не состоялось ни одно заседание ВСМ. На заседании 2 марта члены ВСМ решили отложить этот вопрос из-за отсутствия четкого регламента конкурса. Члены ВСМ решили совместными усилиями разработать регламент и на его основании выбрать нового судью КС.  9 марта ВСМ объявил конкурс на пост судьи КС. 29 марта прием документов завершили. Заявления на участие в конкурсе подали 16 человек, включая члена ВСМ Иона Крецу и депутата от Партии социалистов (ПСРМ) Василия Болю (подробнее о кандидатах можно почитать  здесь).

Несмотря на то, что список претендентов уже готов, ВСМ еще не принял окончательное решение по поводу регламента конкурса. Обсудить это решили на заседании 13 апреля.

Почему провалилась попытка 13 апреля

И.о. министра юстиции Фадей Нагачевский считает, что ВСМ «необоснованно затягивает» назначение нового судьи КС. 9 апреля Нагачевский направил в ВСМ письмо и призвал совет ускорить процесс. Он отметил, что функциональный КС необходим, чтобы разрешить конфликт между президентом и парламентом. По словам Нагачевского, назначение судьи КС надо  ускорить, чтобы «исключить любые спекуляции по поводу того, что конкурс искусственно блокируют, чтобы назначить судью КС по политическим критериям». Также и.о. министра предложил, чтобы судью КС назначили 13 или 14 апреля.

15 апреля, напомним, КС должен рассмотреть запрос президента Майи Санду о роспуске парламента.

Кроме письма в ВСМ, Нагачевский решил лично принять участие в заседании ВСМ 13 апреля. Министр юстиции входит в ВСМ по праву должности. При этом Нагачевский не появлялся на заседаниях ВСМ с лета 2020 года. У членов ВСМ появление Нагачевского на заседании 13 апреля вызвало много вопросов. Одни отметили, что правительство ушло в отставку, поэтому и.о. министра не может принимать участие в заседании ВСМ из-за урезанных полномочий. Другие посчитали, что Нагачевский «вмешивается в дела ВСМ».

Сам Нагачевский отметил, что ВСМ обязан «помочь КС укрепиться». И.о. министра юстиции сказал, что ему не важно, будет ли у него право голоса на заседании 13 апреля. «Я напомню вам, что все конкурсы, которые проводили в Молдове, дискредитировали политики. Конкурс на пост генпрокурора дискредитировали, конкурс на пост судьи ЕСПЧ от Молдовы тоже пытались дискредитировать. Так что, независимо от того, что вы будете делать, этот конкурс тоже попытаются дискредитировать», — заявил Нагачевский.

Член ВСМ Дорел Мустяцэ сказал, что не будет участвовать в заседании, если в нем разрешат участвовать Нагачевскому. Мустяцэ предложил перенести заседание на пятницу, 16 апреля, отметив, что «тогда все проблемы решатся сами собой».

В итоге члены ВСМ решили, что у Нагачевского нет права голосовать. Вопрос о назначении судьи КС решили обсудить в конце заседания. Спустя пять часов обсуждения других вопросов повестки, члены ВСМ вернулись к обсуждению конкурса на пост судьи КС. К этому времени заседание покинул генпрокурор Александр Стояногло, который спешил на заседание Высшего совета безопасности. Член ВСМ Ион Крецу взял самоотвод по этому вопросу, так как сам участвует в конкурсе на пост судьи КС, а Нагачевский покинул заседание, после того как ему запретили голосовать. Таким образом, только девять членов ВСМ могли участвовать в обсуждении конкурса. Но для  кворума нужно присутствие 10 из 15 членов ВСМ. Увидев, что кворума нет, и.о. председателя ВСМ Луиза Гафтон закрыла заседание.

 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: