В Молдове могут запретить весь аудиовизуальный контент, произведенный в России, включая фильмы и развлекательные программы. NM рассказывает, почему власти хотят ввести этот запрет, и почему телевизионщики и профильные НПО выступают против.
Проект закона, запрещающий показ в Молдове любого аудиовизуального контента, произведенного в России, парламент принял в первом чтении на прошлой неделе. Поправку в Кодекс об аудивизуальных медиауслугах включили в пакет мер, направленных на борьбу с электоральный коррупцией.
Авторами законопроекта выступили 18 депутатов от правящей партии «Действие и солидарность» PAS, в числе которых Алина Бандара, Евгений Синкевич, Георге Кожок, Ион Бабич, Наталья Давидович и другие.
Поправка предполагает, что молдавские телеканалы и кабельные операторы не смогут показывать «аудиовизуальные программы» из стран, которые «ведут незаконную и необоснованную военную агрессию против других государств». Факт этой агрессии должен быть зафиксирован решением парламента или присоединением Молдовы к санкциям. Под такую формулировку подпадает только Россия.
Как это объясняют власти
В пояснительной записке к законопроекту депутаты от PAS, объясняя запрет, ссылаются на решение конституционного суда 2018 года, согласно которому власти обязаны обеспечивать корректное информирование граждан, а также на необходимость защищать возможное влияние «гибридных техник» на общественное мнение.
Авторы проекта также ссылаются на отчет ЦИК, в котором говорится, что во время проведения референдума о евроинтеграции на телеканалах и в онлайне была предпринята серия шагов для дезинформации. Эта кампания, как отмечают авторы законопроекта, создала множество ложных нарративов о ЕС и о перспективах вступления Молдовы в ЕС с целью манипулирования избирателями.
Такой запрет, по мнению PAS, необходим, чтобы предотвратить дезинформирование граждан.
За что критикуют проект
Профильный надзорный орган — Совет телевидения и радио (СТР) выступил против инициированного PAS запрета. В заключении на законопроект, подписанном главой СТР Лилианой Вицу, говорится, что для предотвращения дезинформации в Молдове уже действует запрет на произведенные в России новости, информационно-аналитические и военные программы, а полный запрет российского контента там назвали «непропорциональным» и «несоответствующим международным практикам».
Также в СТР отметили, что есть контент, созданный до начала войны, который не содержит дезинформации или ложной информации, например, детский, комедийный или музыкальный.
Часть молдавских телеканалов, отметим, продолжает показывать российский контент, например, фильмы и сериалы. Какова доля российского контента в структуре вещания молдавских каналов, неизвестно. В СТР NM сообщили, что у них нет таких данных.
На долю российских каналов, транслируемых в Молдове кабельными операторами, согласно реестру СТР, приходится почти половина — 186 из 402 телеканалов.
В СТР затруднились ответить на вопрос, будет ли запрет распространяться на советский контент, посоветовав обратиться за комментарием к авторам законопроекта.
Депутат Вероника Рошка, указанная на сайте парламента ответственной за законопроект, на звонки и SMS-сообщение NM не ответила.
Директор телеканала N4 Валентин Афтени в беседе с NM рассказал, что для его канала (на канале показывают российские телесериалы) не было бы проблемой отказаться от российского контента. «Всегда можно найти замену в Украине или Турции. Но есть проблема для отрасли в целом: один канал сможет, а все сразу не смогут. В Украине и Турции нет такого количества контента, чтобы он не повторялся», — сказал Афтени.
Он назвал инициированный PAS запрет «очень большой проблемой», отметив при этом, что с точки зрения популярности контента разницы между российским и украинским кино нет.
Афтени добавил, что проблемы возникнут и у операторов платного телевидения. «Цифровое телевидение технически ограничено 200 каналами, из которых по закону половина должна быть на румынском языке. Когда [в 2022 году] в Молдове закрыли первые шесть телеканалов, у кабельщиков пошел вал отключений клиентов. Сейчас, когда интернет развит повсеместно, [в случае запрета российского контента] многие зрители уйдут в неконтролируемый сегмент», — считает телевизионщик.
Исполнительный директор Ассоциации независимой прессы (API) Петру Маковей в беседе с NM отметил, что «любая форма запрета порождает обратный эффект». «Если запретят такого рода контент, найдется такой же контент, который будут делать не в России. Известно, как «хорошо» работает российская пропаганда. Она может исходить не из самой России, она может быть и в Румынии, что мы видели на минувших выборах президента Румынии», — сказал Маковей.
Он также указал на тот факт, что пропаганда может влиять через развлекательный контент, например, продвигать какие-то нарративы можно через юмор, а «фильмы могут восхвалять российскую армию, мощь российского оружия или саму идею русского мира». «В контексте противодействия электоральной продукции запретом проблему не решить. Вполне могут найти способы, благодаря которым можно обойти запреты. Нужно провести анализ и подготовить долгосрочные меры», — заключил эксперт.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!