Генпрокурор Александр Стояногло пообещал, что в следующем году наступит «развязка» дела о краже миллиарда. На брифинге 1 декабря он рассказал, как пять лет вели расследование «по неверному направлению», кого защищали от уголовного преследования до прихода Стояногло в Генпрокуратуру, и кому впервые за шесть лет предъявили обвинения.
Стояногло отметил, что не хочет рассказывать, с каким сопротивлением столкнулись прокуроры, расследуя дела о краже миллиарда. Вместо этого он решил рассказать об успехах, которых за год добились в расследовании. Он напомнил, что с самого начала расследование шло в неправильном направлении. «К нашему большому сожалению, все это делали наши бывшие коллеги — прокуроры, которых мы отстранили год назад. Они фальсифицировали целые эпизоды, и десятки людей незаконно привлекли к уголовной ответственности, некоторые из них уже отбыли свое наказание», — сказал Стояногло.
Генпрокурор подчеркнул, что экс-лидер Демпартии Владимир Плахотнюк был главным бенефициаром кражи миллиарда, а прокуроры добились его заочного ареста и ареста его счетов. Кроме того, Стояноголо отметил, что в 2020 году прокуроры завершили уголовное дело против Victoriabank. ( Речь идет о расследовании фиктивных межбанковских размещений, которые в 2014 году проводил Victoriabank. Тогда банк с помощью»финансовой карусели» получил 2 млрд леев из кредита Нацбанка, выданного под госгарантии Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank). Также Стояногло рассказал, что прокуроры проверяют деятельность остальных банков, которые причастны к межбанковским размещениям «и действовали, в том числе, в интересах гражданина [бизнесмена Илана] Шора, который до сих пор был „освобожден“ от внимания прокуроров».
Коснулось расследование и бывшего, и нынешнего руководства Нацбанка. «Согласно расследованию, НБМ играл ключевую роль в „краже миллиарда“ ,давая юридические консультации во время всего процесса [кражи]», — сказал Стояногло.
Кроме того, в расследовании фигурируют компании, которые с 2009 по 2011 год обманом выводили деньги из ВЕМ. «Также расследуем эпизоды распределения средств, выданных Нацбанком, и перечисленных на счета компаний, аффилированных Плахотнюку и Шору», — отметил Стояногло.
«До сих пор ни один из эпизодов, которые я перечислил, не расследовали, или сделали это чисто формально», — отметил Стояногло.
Генпрокурор подчеркнул, что за год прокурорам удалось сделать больше, чем его предшественникам за предыдущие пять лет. Он пообещал, что в следующем году наступит «развязка» этого дела.
«Да, прошло много времени. Значительная часть финансовых ресурсов потерялась в международных банковских переводах. Все же, я уверен, что расследование дойдет до конца, виновные ответят перед законом, а мы сможем вернуть большую часть украденных денег», — сказал Стояногло.
Также Стояногло отметил, что надеется на то, что дела о краже миллиарда быстро рассмотрят в судах.
Подробнее о том, как за шесть лет менялось расследование кражи миллиарда, читайте в тексте: Миллиард и пустота.