Бизнесмен, глава Демпартии и олигарх Владимир Плахотнюк оказался настоящим патриотом и спас страну от федерализации, президент Додон предал родину и получает деньги из-за рубежа, а действующий парламент и правительство Майи Санду — вне закона, поэтому стране нужны досрочные выборы. В этом пытались убедить собравшихся на главной площади Кишинева выступавшие со сцены первые лица ДПМ. 9 июня в Кишиневе состоялся первый протест, на котором демократы выступили в роли оппозиции. Как это было —в репортаже NM.
С утра на центральных улицах Кишинева появились автобусы, из которых высаживали людей, привезенных из регионов. Они не спеша двигались к центральной площади и до начала митинга старались не выходить из тени деревьев, растущих в столичных парках.
К акции Демпартии подготовились и в полиции. Участок улицы Вероники Микле за зданием правительства (от улицы митрополита Бэнулеску-Бодони до Пушкина) был заставлен автобусами, в которых сидели полицейские. Они были повсюду: сидели на газонах, вдоль стены здания правительства.
Вокруг Дома правительства у каждого из трех входов в здание были установлены палатки. Они стояли там с вечера 8 июня. Некоторые протестовавшие наотрез отказывались общаться с журналистом, остальные относились к журналистам далеко не дружелюбно.
Корреспонденту NM удалось пообщаться с молодыми людьми — обитателями одного из таких небольших палаточных городков. Сначала они сказали, что это не их палатки, потом все-таки признались, что их. Затем молодой человек в черном спортивном костюме с золотой цепочкой на шее, недовольный необходимостью общаться с журналистом, предложил NM «отправится в села и посмотреть, «как там люди живут».
«Я нахожусь здесь ради справедливости. Все эти незаконные действия должны прекратиться и, согласно решению суда, должна восстановиться справедливость», — рассказал он NM.
В разговор вмешался другой активист. «А вы что думаете об этом беззаконии, о незаконном спикере и правительстве?», — спросил он корреспондента NM.
Третий «страж» правительства рассказал, что в парламенте подписали некий документ, который означает федерализацию Молдовы в будущем. Против этого документа, по его словам, он и выступает.
Состав участников митинга был неоднородным. Кроме молодых людей, которые с вечера субботы дежурили у госучреждений, на площади были региональные активисты Демпартии, бывшие депутаты от ДПМ.
Они скандировали лозунги: «Додон — предатель», «Иуда», а в адрес Плахотнюка кричали: «Браво!». Были и те, кто искренне клеймил позором Игоря Додона, признаваясь, что голосовал за него на президентских выборах. Но большая часть собравшихся на площади спокойно и равнодушно наблюдала за происходящим.
Большинство людей, с которыми в онлайн-стриме пытался пообщаться корреспондент NM, отворачивались, прятали лица и не хотели отвечать на вопросы. Несколько открыто и на камеру признавались, что они — сторонники ДПМ. И совсем немногие могли внятно объяснить, почему пришли на площадь.
Не на камеру люди охотнее отвечали на вопросы. Некоторые даже открыто признавались, что не разделяют позиции ДПМ. «Мы узнали о митинге по телевизору, вот пришли посмотреть. Мы только за то, чтобы был мир», — сказала женщина средних лет, утверждавшая, что не поддерживает ДПМ.
С главной трибуны тем временем выступали фронтмены ДПМ. Первым к микрофону вышел глава Демпартии Владимир Плахотнюк. Ведущий представил его «как человека, который отказался предать родину и согласиться на федерализацию Молдовы».
Почти каждый выступавший считал своим долгом поблагодарить Плахотнюка за это и представить его этаким национальным героем. В остальном главный месседж всех выступающих был таким: парламент, президент Игорь Додон и правительство Майи Санду — вне закона, народ должен осенью избрать новый парламент и президента.
Павел Филип, которого на митинге представили как «президента», сообщил, что в соответствии с полномочиями, которыми его наделил Конституционный суд, он издал указ о роспуске парламента и на 6 сентября назначил досрочные парламентские выборы.
В целом главной мишенью демократов был именно Игорь Додон. На митинге утвердили резолюцию с требованием отправить президента в отставку. После этого Плахотнюк со сцены призвал вместе пойти к администрации президента и передать главе государства резолюцию.
У здания администрации президента активисты ДПМ устроили своеобразный перформанс. Они принесли несколько живых индюков, которых в присутствии Плахотнюка, Филипа и других видных демократов перебросили через трехметровый забор президентской резиденции. Три или четыре птицы при этом были связаны. После падения на плитку они так и остались неподвижно лежать на ней, пока не пришел охранник и не развязал их.
Протестующие развесили на заборе у администрации президента плакаты с обвинениями и оскорблениями Додона и отправились обратно на площадь.
Во время марша главу ДПМ охраняли несколько десятков человек. Вели они себя по-хамски. Крепкие парни в форме цвета хаки и охрана в штатском буквально расталкивала людей, очищая путь для Плахотнюка и его свиты. Особенно досталось журналистам. На глазах NM охранник буквально отшвырнул на метр журналистку портала Unimedia. Позже в СМИ появились видеозаписи других похожих эпизодов.
Корреспондента NM, когда он пытался задать вопрос председателю Демпартии, не раз толкали и тянули за одежду неизвестные в штатском. Так вели себя не только охранники главы ДПМ. Бывший депутат от ДПМ Корнел Дудник зачем-то сорвал рюкзак с плеч журналистки ZdG и сделал вид, что ничего не произошло.
Полиция как-будто не замечала грубого отношения охранников к журналистам. Во время митинга и марша было заметно, что охрана ДПМ и организаторы мероприятия прекрасно координировали свои действия с полицией. У сцены, например, плечом к плечу стояли в оцеплении и полицейские, и молодые люди в штатском с бейджами Security.
Как только со сцены Плахотнюк позволил расходиться, участники акции за несколько минут покинули центральную площадь. «Кто должен ехать, может ехать, кто знает, что должен охранять госучреждения, пусть отправляется туда», — объявил со сцены глава ДПМ и отправился к палаткам у центрального входа в Дом правительства.
Вопрос NM о том, сколько времени у госучреждений будут стоять мини-палаточные городки, Плахотнюк «расслышал» с третьего раза. «Пока мы не освободим страну от захвата», — ответил руководитель ДПМ, заходя в здание Дома правительства в сопровождении Павла Филипа и многочисленной личной охраны.