Судебная палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) 11 июня опубликовала решение по делу турецких учителей лицея Orizont. Власти Молдовы признаны виновными в нарушении прав учителей на свободу и неприкосновенность, а также на уважение семейной жизни. В решении особо подчеркивается незаконность действий Службы информации и безопасности, а также Бюро по миграции и убежищу. Решение не является окончательным: в течение трех месяцев стороны могут запросить, чтобы Высшая палата ЕСПЧ рассмотрела дело и вынесла окончательное решение или решила отправить дело на пересмотр. NM рассказывает о главном в документе и о том, какие факты об этом деле стали известны только по итогам суда.
Малоизвестные факты дела
Описывая основные факты дела, ЕСПЧ приводит малоизвестные, а то и вовсе не появлявшиеся в общественном пространстве эпизоды. Так, упоминается, что после неудавшегося военного переворота в Турции в июле 2016 года посол Турции в Молдове обвинил сеть лицеев Orizont в связях с Фетуллах Гюлленом, которого власти Турции обвиняют в попытке организации переворота. Турецкий посол обвинил учителей лицея в терроризме.
ЕСПЧ также напоминает о том, что в марте 2018 года директора кишиневского филиала лицея Orizont арестовали и допрашивали молдавские спецслужбы, чтобы выяснить его связь с террористическими организациями. Именно поэтому, отмечает суд, в апреле 2018 года пять учителей Orizont подали прошение в Бюро по миграции и убежищу на получение в Молдове убежища.
«Они надеялись получить в Молдове статус беженцев, так как боялись преследований в стране своего происхождения —Турции», — поясняет мотивы педагогов суд. Примечательно, что в июне 2018 года молдавская прокуратура проинформировала их, что против них не ведутся никакие уголовные расследования.
По данным ЕСПЧ, в сентябре 2018 года операцию ареста и выдворения семи учителей, в числе которых и пятеро просителей убежища, проводили совместно молдавские и турецкие спецслужбы. В аэропорту Кишинева их заведомо ждал «специальный чартер», который «немедленно» вывез их в Турцию. Семьи учителей в течение нескольких недель ничего не знали о их судьбе.
Как выяснил ранее NM, 15 марта 2019 турецкий суд приговорил Саркиса Айри к девяти годам тюрьмы, а Хусейна Байрактара — к шести с половиной. 22 марта финансового директора сети молдавско-турецких лицеев Orizont Муждата Челеби приговорили к девяти годам лишения свободы. Остальные учителя еще ждут приговоров.
Сообщает ЕСПЧ и об уже известной роли в деле чителей Бюро по миграции и убежищу (БМУ). Вскоре после выдворения семьи учителей получили от БМУ письма о том, что им отказано в получении убежища, и что просителям на пять лет запрещен въезд на территорию Молдовы. В письмах уточнялось, что «было заказано их выдворение под надзором Молдовы». Письмо завершалось ремаркой о том, что просители подходили под все критерии для предоставления убежища в Молдове, но на основании «секретной записки, полученной от молдавских спецслужб, они представляют угрозу нацбезопасности».
В сентябре и октябре 2018 года адвокат учителей обратился в молдавский суд с намерением опротестовать решение БМУ о высылке своих подзащитных. Суд отказался рассматривать его ходатайство. Это объяснили тем, что учителя, которые к тому моменту уже находились в тюрьмах Турции, не подписали документы о том, что этот адвокат может представлять их интересы в суде.
Как Молдова нарушила право на свободу и неприкосновенность
Суд посчитал, что власти Молдовы незаконно арестовали учителей, а затем экстрадировали их в Турцию. В процессе обмена информаций с ЕСПЧ молдавское правительство, как следует из текста решения, пыталось оправдаться, заявляя, что властям ничего не было известно о «боязни учителей путешествовать в Турцию». ЕСПЧ это не убедило: «Суд отметил, что в прошениях о предоставлении убежища заявители четко обозначили свой страх попасть под уголовное преследование в Турции».
Более того, как подчеркивается в решении, «молдавские власти не только не предоставили заявителям возможность выбрать страну для высылки, но намеренно передали их прямо в руки властей Турции».
Тот факт, что учителей перевезли из Молдовы в Турцию «на специальном чартерном рейсе» (стандартная процедура экстрадиции предполагает высылку обычным рейсом — NM), по мнению суда, доказывает, что «совместная операция молдавских и турецких спецслужб была хорошо подготовлена задолго до сентября 2018 года». ЕСПЧ также сделал вывод, что спецоперация была организована так, чтобы застать учителей врасплох и чтобы у них не было ни времени, ни возможности защититься.
Суд также отметил неправомерность действий БМУ: вместо того, чтобы вручить решения об отказе предоставить убежище просителям убежища, они отправили их по почте родственникам учителей уже после их высылки. По закону, БМУ было обязано предоставить решения тем, кто запрашивал убежище.
«Учитывая обстоятельства дела и скорость, с которой действовали молдавские власти», ЕСПЧ решил, что арест учителей Orizont был незаконным и в нем вообще не было необходимости. Этот арест, как подчеркивается в решении, повлек за собой незаконный трансфер людей с территории Молдовы в Турцию, а это — нарушение международного права.
Как Молдова нарушила право на уважение семейной жизни
Судьи ЕСПЧ уверены: турецкие учителя были интегрированы в молдавское общество, в Молдове с ними жили жены и дети. Соответственно, их высылка радикально разрушила их частную и семейную жизнь. Ранее NM, опираясь на источники, знакомые с семьями высланных преподавателей, сообщал, что большая их часть покинула Молдову и просит убежища в странах ЕС.
Вместе с тем суд признает, что молдавское законодательство действительно предполагает возможность экстрадиции. Но дело в том, что экстрадиция турецких учителей проходила вне рамок закона: «Человек, в отношении которого хотят предпринять меры, основанные на защите нацбезопасности, должен иметь возможность опротестовать эти меры в независимом органе». У учителей лицея Orizont этой возможности не было.
Что в Молдове говорят о решении ЕСПЧ
Решение ЕСПЧ касается только пяти учителей, просивших в Молдове убежища. Правительство Молдовы обязали выплатить им компенсацию по €25 тыс. каждому. Компенсацию получат Ясын Оздил, Муждат Челеби, Реза Доган, Хасан Караджоглу и Феридун Туфекчи.
11 июня, после публикации решения ЕСПЧ, вице-председатель Демпартии Павел Филип на вопрос журналистов о том, какое правительство будет платить, уточнил, что по решениям ЕСПЧ отвечает Молдова как страна.
«С моей точки зрения, мне жаль, что так произошло с турецкими гражданами. […] К сожалению, были другие другие институции, которые вмешались», — сказал он журналистам. На просьбу уточнить, какие именно, Филип лишь сказал: «Вы хорошо знаете, какие».
На вопрос о том, почему парламент и правительство в таком случае не вмешались, Филип лишь заметил: «Как мы могли вмешаться, когда это был свершивший факт?».
Отметим, в сентябре-октябре 2018 года Филип, будучи премьером, заявлял, что турецких учителей выслали из Молдовы согласно законодательству, а объяснения СИБа по этому поводу показались ему убедительными.
Примечание NM. Отметим, что незадолго до вынесения этого решения NM попросил главу Бюро по миграции и убежищу Ольгу Поалелунжь прояснить действия возглавляемого ею ведомства в деле турецких учителей. Она отказалась сообщать подробности до тех пор, пока молдавский суд рассматривает законность решений госструктур по этому делу. Вскоре на NM выйдет подробное интервью с Поалелунжь. На запрос NM об интервью с главой СИБ в ведомстве не отвечают уже около трех месяцев.