Вячеслав Платон пытается через суд вернуть себе здания страховой компании Asito и Дома мод. Он потребовал, чтобы суд Чекан отменил решение генпрокурора Александра Стояногло о возвращении этих зданий бизнесмену Владимиру Руссу. NM разбирался, как вокруг активов Вячеслава Платона снова разгорелся скандал, и при чем тут Владимир Плахотнюк.
Что случилось
15 апреля в суде Чекан должно было состояться заседание по иску Платона, в котором он потребовал отменить решение генпрокурора Стояногло. Заседание перенесли, так как на нем не мог присутствовать адвокат Платона Ион Крецу: он контактировал с больным коронавирусом и находится в самоизоляции.
Новый скандал вокруг зданий Asito и Дома мод разгорелся в конце марта 2021 года. Тогда бизнесмен Владимир Руссу рассказал, что купил оба здания в 2017 году за €6 млн. По его словам, он случайно узнал, что в октябре 2020 года прокуроры арестовали эти здания, признав их вещественным доказательством. Также он утверждал, что прокуроры намерены передать их Платону. Ситуацию он назвал «рейдерским захватом». Руссу утверждал, что здания захватили «силой» при помощи сотрудников частного охранного агентства.
Руссу отверг свою связь с экс-лидером Демпартии Владимиром Плахотнюком. При этом Руссу подтвердил, что в марте 2017 года продал другу Плахотнюка так называемый «Белый дом» (особняк в парке Valea Morilor). Бизнесмен также рассказал, что построил этот особняк вместе со своей матерью Ниной Ладыгиной. Руссу отметил, что ее фамилия упоминалась в журналистских расследованиях о «Белом доме у озера», но СМИ не уточняли, что это его мать. Также Руссу рассказал, что дом был его «семейной резиденцией», в которой они прожили восемь лет. По его словам, этот особняк они продали из-за «финансовых перестраховок».
Белый дом у озера. ZdG выяснил, как связан с Плахотнюком особняк в парке Valea Morilor
В тот же день, когда Руссу выступил с этим заявлением, Платон сообщил журналистам, что Руссу — это бизнес-партнер Плахотнюка. Платон считает, что Плахотнюк украл у него эти активы (здания Asito и Дома мод).
После этих пресс-конференций в Прокуратуре по борьбе с оргпреступностью (PCCOCS) сообщили, что сначала просто решили арестовать имущество, которое «является объектом преступления». Также прокуроры рассказали, что отказались возвращать потерпевшему Платону эти здания, но такое решение принял суд Чекан, а Апелляционная палата оставила его в силе.
7 апреля в историю вмешался генпрокурор Стояногло. Он принял жалобы компаний Руссу и аннулировал решения PCCOCS об аресте зданий. «Генпрокурор восстановил в правах компании, бенефициаром которых является Владимир Руссу, распорядившись вернуть собственность владельцу», — сообщили в Генпрокуратуре. Как отметили в ведомстве, суд постановил, что здания принадлежали компаниям Interprimcolect и Pavrapid, бенефициаром которых является Вячеслав Платон, поэтому на здания наложили арест. Но, что по мнению генпрокурора Стояногло, в PCCOCS неверно истолковали закон, решив наложить на здания арест.
Что еще известно о Доме мод и здании Аsito
В 2011 году Плахотнюк продал Платону несколько своих активов на сумму $80 млн (38,2% акций Victoriabank, компанию ALFA Engineering которая владеет зданием гостиницы National, 28% акций Banca de Economii (BEM), 50,3% акций страховой компании Asito и почти 82% Victoria Asigurări, которую переименовали в Alliance Insurance Group ). Но в 2014 году, как рассказал Платон, Плахотнюк вынудил его совершить обратную сделку.
По словам Платона, во время обратной сделки они с партнерами должны были передать Плахотнюку здание Дома мод и главное здание Asito. Общую стоимость этих зданий оценили в $20-25 млн. Оба здания, сказал Платон, переоформили на две принадлежащие ему компании, а затем переоформили на компании Илана Шора. Платон утверждает, что, хотя обратную сделку координировал Плахотнюк, «фронтменом» по ней выступал Илан Шор. Кроме того, по словам Платона, за эти активы с ним расплатились деньгами, выведенными из Banca de Economii (BEM), но к моменту совершения сделки он об этом не знал.
О том, что в 2014 году за покупку здания Asito заплатили украденными из BEM деньгами, сообщали и в журналистских расследованиях. Согласно расследованию RISE Moldova, BEM выдал кредит 375 млн леев компании Provolirom и еще 50 млн леев компании Voximar Com. Согласно отчету Kroll, обе компании входят в «группу компаний Шора», бывшего тогда председателем админсовета BEM.
Полученные кредиты вывели за рубеж на счета офшорных и британских компаний. Далее из общей суммы двух кредитов треть средств (137 млн леев) перечислили на счета британской компании Calmview Services Limited. Через четыре месяца эти деньги вернулись в Молдову. Эти средства, по данным RISE, перечислили на счет страховой компании Asito в Moldindconbank, который тогда контролировал Платон. Предназначение платежа — выкуп головного офиса компании, расположенного в центре Кишинева. После этого собственники здания менялись трижды.
В журналистском расследовании также отмечается, что в марте 2017 года Владимир Руссу уступил право собственности на «Белый дом» в обмен на здание Asito.