Врачи-неврологи – о Байдене, Трампе и старении мозга. Как возраст влияет на работу мозга, и можно ли с этим бороться?
11 мин.

Врачи-неврологи – о Байдене, Трампе и старении мозга. Как возраст влияет на работу мозга, и можно ли с этим бороться?

Идея этого материала возникла после просмотра теледебатов между Джо Байденом и Дональдом Трампом. Оба уже достигли возраста, который физиологи называют старческим. Однако, несмотря на это, пытаются доказать миру, что смогут успешно справляться с обязанностями главы государства. Наши партнеры из hromadske поинтересовались у врачей-неврологов, как старение, в частности старение мозга, влияет на способность человека коммуницировать, принимать решения, быть результативным в профессии, адекватно оценивать свои функциональные способности. NewsMaker публикует адаптированную версию материала на русском языке.

«Определенные моменты выступления Байдена я анализировал как невролог. У него была проблема с тем, чтобы вспомнить необходимые слова. А пока он их вспомнил, забыл предыдущий контекст разговора. Такая проблема часто есть у людей старше 80 лет и может быть одним из признаков неврологических нарушений», — говорит кандидат медицинских наук, ученый секретарь Института геронтологии им. Д. Ф. Чеботарева, руководитель отдела возрастной физиологии и патологии нервной системы Виктор Холин.

«В возрасте 80+ остаточная трудоспособность человека составляет 5-10%. Уже активируется биологический развал организма, который начинается после 70 лет», — заинтриговал доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом социальной геронтологии и герогигиены, руководитель лаборатории профессионально-трудовой реабилитации Института геронтологии Александр Поляков.

Когда начинается старение мозга

«С рождения и до 25 лет системы человеческого организма выходят на максимальный уровень эффективности и работоспособности. Несколько десятилетий они находятся в сбалансированном состоянии, а затем начинается старение. Это естественный процесс», — говорит Виктор Холин.

По его словам, у мозга человека плюс-минус постоянное количество клеток — примерно 86 миллиардов. Клетки мозга постоянно отмирают, но количество сохраняется благодаря активному делению, которое обеспечивает необходимый для функционирования человека баланс.

«Наиболее интенсивно деление клеток происходит до 25-30 лет. Но его скорость с возрастом уменьшается, и новых клеток становится слишком мало, чтобы компенсировать потери. Если формулировать примитивно, то процесс старения мозга начинается тогда, когда погибает больше клеток, чем воспроизводится. Обычно этот процесс начинается после 50 лет», — объясняет геронтолог.

Самые первые признаки того, что мозг начал стареть, — это уменьшение скорости реакции на внешние раздражители и ухудшение памяти о недавних событиях. К примеру, вот вы положили ключи и не можете их найти, поручили купить такие вот продукты и снова их перечисляете.

Еще один признак — ухудшение так называемого распределительного внимания. То есть человеку становится тяжело одновременно помнить несколько фактов и их сопоставлять. К примеру, трудно стало одновременно следить за сигналами светофора и поведением пешеходов и держать безопасную дистанцию с другими автомобилями.

А еще показательной является… скорость походки человека. Она красноречиво сигнализирует о качестве работы мозга. Стареет мозг — замедляется походка. Также может замедлиться и темп речи.

«С одной стороны, старение мозга влечет за собой развитие мозговых патологий. Но с другой стороны, есть болезни, которые ускоряют старение мозга. Ожирение, гипертония, диабет 2 типа. Из-за их негативного влияния на мозг ускоряется, например, развитие болезни Альцгеймера. Под влиянием этих болезней отрицательные изменения в мозге происходят хоть и медленно, но неуклонно. Именно в этом их коварство», — отмечает Виктор Холин.

Он утверждает, что вероятность наступления неврологических патологий, ухудшающих работу мозга, после 60 лет удваивается с каждым пятилетием. Каждый второй человек старше 80 лет имеет когнитивную патологию. То есть каждый второй человек не может эффективно работать в условиях, когда, в частности, одновременно нужно решать несколько задач.

Болезни мозга на начальных этапах бывает трудно отличить от естественных возрастных изменений. Но обычно возрастные изменения не влияют на повседневную жизнь человека.

Можно ли повлиять на скорость старения мозга

Мозг каждого человека стареет по индивидуальному графику. При этом старение, как и любой процесс, можно ускорить или замедлить. Виктор Холин обращает внимание на очень простые, но действенные вещи, которые нужно применять комплексно:

«Если мы постоянно изучаем что-нибудь новое, увеличивается количество нейронных связей в мозге, соответственно его старение замедляется. Ежедневные 15-минутные физические упражнения могут продлить жизнь на 3 года, а регулярные положительные эмоции способны омолодить наш мозг на 5-8 лет. Если человек целенаправленно придерживается средиземноморской диеты, то состояние его мозга в пожилом возрасте будет лучше, чем у поклонников других диет. И наоборот: алкоголь, стресс, некачественная пища, отсутствие интеллектуальных и физических нагрузок укорачивают возраст мозга и жизни в целом».

Положительным эмоциям геронтолог советует уделять особое внимание. Тем более сейчас. Заниматься тем, что доставляет удовольствие. Ведь положительные эмоции стимулируют мышление, внимание, память, развитие способностей.

Однако для пользы организму даже положительные эмоции нужно дозировать. Ведь эмоциональный драйв имеет свою цену: когда человек что-то делает в состоянии эмоционального подъема, он тратит больше энергии, чем в состоянии покоя. В подтверждение этого Виктор Холин рассказал об эксперименте, который проводили в Институте геронтологии:

«Мы изучали положительные эмоциогенные зоны мозга — именно они генерируют чувство удовольствия. Стимулировали их у животных: по нажатию кнопки животные испытывали положительные эмоции. Это состояние настолько приятно для организма, что животное стремилось находиться в нем постоянно. Но через некоторое время крысы могли даже умирать, потому что мозг тратил все свои резервы, чтобы обеспечить положительное эмоциональное состояние, и не имел сил поддерживать жизнедеятельность организма в целом».

hromadske

Способность понимать себя и другого

Общение — это очень часто об эмоциональном взаимодействии между людьми, о способности контролировать свои эмоции.

«Наши американские коллеги установили, что люди с возрастом лучше регулируют свои эмоции, чем в молодости, если не имеют определенных болезней, которые связаны с ухудшением когнитивных функций», — говорит Виктор Холин.

Такая же ситуация и со способностью логически и креативно мыслить, творить: если нет болезней мозга, в преклонном возрасте человек мыслит так же качественно, как и в среднем возрасте, а креатив может продуцировать, как и 20-летние. Хотя скорость обработки информации при этом уменьшается. То есть человеку пожилого возраста нужно больше времени, чем молодому, чтобы отреагировать на ситуацию или информацию. Следовательно, больше времени — на принятие решения. А в условиях стресса это время ощутимо увеличивается.

«Поэтому на работу, которая требует быстрой реакции и быстрого принятия решений в стрессовой ситуации, например в авиадиспетчеры, не берут людей старше 45 лет», — отмечает ученый.

Зато с годами увеличивается словарный запас. И если пожилой человек не испытывает трудностей с памятью, вспоминанием, концентрацией внимания, он может эффективно использовать это для общения, в публичных выступлениях, во время полемики и т.д.

«Индивидуальные особенности старения мозга оказывают большое влияние на качество коммуникации, способность вести диалог, фокусироваться на проблеме. Есть люди, у которых даже в 80-90 лет сохраняются эти возможности. Вспомните, например, Бориса Патона. Правда, темп речи у них замедляется, но качество диалога остается достаточно высоким. Кроме того, если деятельность человека с молодых лет была связана с ведением дискуссий, творчеством, то свои способности ему будет легче сохранить и в старости», — отмечает Виктор Холин.

По словам геронтолога, обычно человек испытывает негативные изменения в работе своего мозга раньше, чем врач сможет диагностировать какую-нибудь неврологическую болезнь. И здесь вопрос: как же человеку реагировать на эти ощущения? Может ли он адекватно оценить масштабы негативных изменений? Например, Байден не обеспокоился из-за своего состояния во время телемарафона и не снял свою кандидатуру с президентской гонки.

«Одни люди осознают проблему и заканчивают свою профессиональную деятельность. Другие не осознают, совершают ошибки, создают конфликтные и проблемные ситуации на работе. И здесь уже вопрос к их окружению. Семья Байдена, например, за то, чтобы он продолжил гонку. Есть физиологические проблемы, а есть политические интересы», — размышляет Виктор Холин.

Могут ли пожилые люди работать так, как молодые

Биологический возраст и календарный обычно не совпадают. Поэтому после достижения пенсии кто-то идет на заслуженный отдых, а кто-то нет — здесь тоже срабатывает естественный отбор. Но на рабочем месте человеку в 60+ необходимо выдавать такой же результат, как и его 20-летним коллегам. Как это возможно? Благодаря изменению стратегии выполнения задачи. Она у пожилых людей другая, чем у молодых.

«В свое время я проводил эксперимент по поводу скорости психомоторной реакции у наборщиков текста всех возрастов — надо было нажать кнопку, как только загорается свет. Так вот, наборщицы старшего возраста нажимали ее позже молодых. При этом скорость набора текста была у них выше. Потому что они с одного взгляда запоминали все предложение для набора, а молодые запоминали текст пословно, и их работа замедлялась. Молодой человек работает рывком, чтобы быстрее. А пожилой хоть и медленнее, зато вдумчиво, без лишних движений», — говорит геронтолог Александр Поляков.

Предложите молодому и старому перенести, например, 100 кирпичей с одного места на другое. Молодой сделает это за два рывка. Пожилой будет носить за один раз по несколько кирпичей, но тоже перенесет. Молодой выполнит задание, используя мышечную силу, а пожилой, кроме мышечной силы, должен привлечь еще и физическую выносливость, сопоставить объем задачи и свои возможности и т.д. То есть пожилой человек для выполнения работы должен мобилизовать больше разнообразных ресурсов организма, чем молодой.

«Стратегия выполнения задачи — это поведенческий алгоритм, позволяющий пожилому человеку выполнить одинаковую с молодежью задачу, учитывая свои физические и интеллектуальные возможности. Если пожилой человек будет работать в режиме молодого, он может заболеть. Организм как биосистема настроен на самосохранение. Поэтому сначала стратегия для определенного вида работ выбирается пожилым человеком интуитивно, впоследствии — сознательно и продуманно. Пожилой человек ищет возможности выполнить задачу не как можно быстрее, а с наименьшими потерями для своего организма. Другого выхода у него нет, ведь резервы старого организма ограничены», — отмечает Александр Поляков.

Выбрать эффективную стратегию выполнения пожилому человеку помогает профессиональный опыт. Однако, по словам геронтолога, любой опыт имеет свой предел. С возрастом, к сожалению, наступает момент, когда уже опыт не поможет выполнить определенную работу. Потому что опыт — это одно, а физическая и интеллектуальная несостоятельность — другое.

«Возникает необходимость переформатировать стратегии выполнения и применять технологии, адаптированные для пожилых людей, — так называемые геронтотехнологии. Чтобы они учитывали возрастные ухудшения зрения, слуха, мышечной силы и т.д. К примеру, если молодой работник осуществляет доставку на электросамокате, то пожилой человек с ухудшенной координацией движений качественно выполнит эту задачу, если его пересадить на трехколесный велосипед. В молодом возрасте человек подстраивается под возможности технологий, а с возрастом желательно, чтобы технологии подстраивались под возможности человека», — отмечает Александр Поляков.

Он настаивает, что пожилому человеку очень вредно делать сверхусилия, чтобы в профессиональной деятельности не отставать от младших коллег, потому что сверхусилия истощают его организм. По словам Полякова, работники постарше должны быть ценны не интенсивностью, а эффективностью труда. Так, японский концерн Toyota привлекает пожилых работников к филигранным задачам конечной сборки машин, которые неподвластны даже роботам.

«Есть интенсивность труда, есть попытки работодателей продлить рабочий день, а есть физиология. Еще ученики физиолога Павлова доказали, что продолжительность работы должна быть вдвое меньше продолжительности восстановления после работы. То есть 8 часов работаем, 16 часов восстанавливаемся — такой режим оптимален для физиологии человека. И восстановление должно быть не только после работы, но и во время — вот почему необходимы полноценные перерывы на обед. А когда мы говорим о пожилом человеке, то работать он должен 50% рабочего времени, но оплату получать за 100%. Японцы это практикуют», — подчеркивает геронтолог Поляков.

Догнать технологии

Еще какие-то 20 лет назад человеку достаточно было раз в несколько лет пройти курсы повышения квалификации, чтобы овладеть новыми технологиями и методами работы. Сегодня же технологии меняются так быстро, что необходимо постоянное и непрерывное обучение.

К сожалению, пожилые люди очень отстают от молодых коллег в овладении этими технологиями. Об этом свидетельствуют результаты соответствующих исследований, проведенных Институтом геронтологии среди учителей и студентов.

«Приблизительно 60% учителей (допенсионного возраста) не имели соответствующих цифровых навыков. Возможности своего телефона они использовали всего на 15%, тогда как студенты — на 30%. Если говорить о людях в возрасте 60+, то 80% из них отстают от современных технологий. В частности, потому, что возрастное ухудшение зрения, слуха, тактильной чувствительности, координации движений уменьшает их возможность работать с гаджетами», — констатирует Александр Поляков.

Но этому человек может противостоять. К примеру, выполнять тренировочные упражнения для концентрации внимания, заставлять себя больше использовать гаджеты в повседневной жизни — от оплаты коммунальных услуг до записи в электронную очередь в поликлинике. Логика проста: чем больше человек будет активизировать свои способности, тем дольше они будут ему служить.

***

Применение новейших технологий снизило физическое напряжение человека для выполнения работы, а успехи медицины существенно улучшают здоровье. И если во второй половине XX века процесс старения ускорялся после 50 лет, то теперь — после 70. Люди в среднем получили еще 20 лет жизни, которая может быть очень активной. Здоровый образ жизни, интеллектуальные и физические тренировки смогут продлить эту активность и отсрочить старение.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: