Дарья Слободчикова / NewsMaker

ВСМ ограничили в правах. Как КС «защитил» судей

Конституционный суд обязал Высший совет магистратуры (ВСМ) продлевать мандаты судей после пятилетнего «испытательного срока», если они получили хорошую оценку профильной коллегии. Такое решение КС принял, рассмотрев два запроса, один из которых направил экс-судья Николай Пасечник. О том, почему более 30 судей в Молдове получают зарплату, но не могут рассматривать дела, как ВСМ «давит на судей» и почему не продлили мандат Пасечника — в репортаже NM из Конституционного суда.

О чем речь

Конституционный суд рассмотрел на заседании 7 декабря два обращения, связанные с продлением мандата судей. Первое обращение направил нынешний министр юстиции Сергей Литвиненко еще в бытность свою депутатом. Он попросил КС истолковать 116 статью Конституции (2 параграф), в которой говорится о праве ВСМ не продлевать мандат судьи. Литвиненко попросил разъяснить, когда ВСМ вправе отказать в продлении мандата. Второе обращение в КС направил экс-судья Николай Пасечник. Он спросил КС о конституционности решения ВСМ не продлевать мандаты судьям, получившим положительные оценки специализированной коллегии судей.

Оба обращения связаны с тем, что в Молдове судей назначают сначала на пять лет, считая это «испытательным сроком». А затем ВСМ решает, предложит ли президенту назначить их судьями на полный мандат, то есть до достижения ими 65-летнего возраста. Международные эксперты не раз называли «испытательный срок» элементом давления на судей и призывали исключить его из Конституции. В августе 2021 года парламент одобрил такие поправки в Конституцию, но они вступят в силу в апреле 2022 года и не коснутся судей, чей «испытательный срок» завершился до апреля 2022 года.

Что рассказал Пасечник

Министр Литвиненко не пришел на заседание КС. Он попросил суд рассмотреть запрос без него. Второй автор обращения. экс-судья Николая Пасечник, пришел в суд, чтобы представить свою позицию. Он рассказал, что его мандат судьи истек в 2020 году. От коллегии по оценке деятельности судей он получил оценку «очень хорошо». После этого Высший совет магистратуры решил, что ему можно продлить мандат. Но тогдашний президент Игорь Додон попросил ВСМ дополнительно проверить кандидатуру Пасечника. Хотя коллегия по оценке снова поставила ему «очень хорошо», ВСМ в этот раз отказался предложить президенту продлить мандат Пасечника.

В такой же ситуации, по его словам, в 2020 году оказались еще четверо судей. Каждый из них оспаривает решение ВСМ в Апелляционной палате (АП). АП уже приняла решение в пользу некоторых из них. Пасечник же в рамках своего судебного процесса поднял вопрос о конституционности отказа ВСМ продлить мандат судье, несмотря на положительную оценку профильной коллегии.

Также Пасечник рассказал, что в апреле 2022 года вступят в силу поправки в Конституцию, которые отменят «испытательный срок» для судей. Их сразу будут назначать судьями до достижения 65 лет. Тем, у кого пятилетний «испытательный срок» истечет в апреле, мандат продлят автоматически, но тем, у кого этот срок истек до апреля 2022 года, мандат должен будет по-прежнему продлевать ВСМ.

По словам Пасечника, сейчас в Молдове есть не менее 35 судей, у которых истек пятилетний мандат, но ВСМ еще не рассмотрел запросы о его продлении. Отвечая на вопросы судей КС, Пасечник пояснил, что судьи с истекшим мандатом не имеют права рассматривать дела, но продолжают получать зарплату. Эта история тянется месяцами. К тому же, по словам Пасечника, перед истечением пятилетнего мандата судьи чувствуют себя неуверенно. Он считает, что в некоторых случаях ВСМ в этой ситуации позволяет себе запугивать судей. По словам Пасечника, члены ВСМ, рассматривая запрос о продлении его мандата, позволили себе «клеветнические высказывания» в его адрес.

Что сказали представители парламента и правительства

Валерий Кучук, представляющий на заседании КС парламент, отметил, что выскажется только по запросу Литвиненко. Кучук сказал, что, по его мнению, действующие законы и так вписываются в конституционное поле. Кучук считает, что
возможности ВСМ отказывать в продлении мандата «не безграничны, а ограничены законом». «Мы считаем, что [ВСМ] совершает осознанный и ответственный выбор. Если бы тут был представитель ВСМ, думаю, он бы достаточно хорошо объяснил, что этот орган самоуправления судей принимает взвешенные решения», — сказал Кучук.

В свою очередь представитель минюста Юлиан Русу подчеркнул, что в обращении Литвиненко не идет речь о нарушении «фундаментального права». Также Русу отметил, что ВСМ не всегда аргументирует свои решения, связанные с карьерой судей (например, перевод в другой суд, на другую должность). «Эта практика вызывает сожаление. Вызывает сожаление и то, что суды отменяют решения ВСМ, связанные с карьерой судей, и обязывают ВСМ изменить решение», — добавил Русу. Он считает, что это нарушает Конституцию. «ВСМ — единственный орган, который принимает решения по вопросам карьеры судей, судебные инстанции могут только высказаться о некоторых нарушениях, [а не обязывать ВСМ отменять свои решения]», — считает Русу.

Также он отметил, что в Конституцию уже внесли изменения, которые отменяют «испытательный срок» для судей, и у этих изменений «будут положительный эффект». Русу считает, что до вступления этих поправок в силу, ВСМ может руководствоваться действующим законодательством, но при этом мотивировать и аргументировать свои решения.

Что решил КС

Председатель КС Домника Маноле, оглашая решение Конституционного суда, сказала, что КС «частично принял» заявления Сергея Литвиненко и Николая Пасечника. При этом два члена КС из пяти высказали «особые мнения», не согласившись с решением большинства. «Судей назначают на пять лет, а потом их мандат должны продлить. Это может способствовать тому, что в своих действиях они будут руководствоваться тем, что поможет получить индульгенцию от ВСМ. Иногда это идет во вред правосудию. Этот риск возрастает из-за того, что судье могут не продлить мандат не только потому, что он не соответствует нормам закона, но и потому, что у Совета есть дискреционное право отклонить [его кандидатуру], несмотря на то, что он получил хорошую оценку», — сказала Маноле.

Также она отметила, что, согласно решению КС, у ВСМ теперь нет дискреционного права отказать судье в продлении мандата после «испытательного срока». Маноле пояснила, что, если судья, у которого истек мандат, получил положительное заключение коллегии по оценке деятельности судей, то ВСМ обязан продлить мандат. Если у Совета есть подозрения по поводу репутации судьи или нарушения им закона, ВСМ может попросить судебную инспекцию проверить этого судью. Если нарушений не выявят, ВСМ обязан продлить мандат судьи.

 

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei | NewsMaker

Блок Додона догоняет PAS? Опрос iData показал главную интригу выборов в Молдове

Разрыв между электоральными рейтингами правящей партии PAS и ее главного конкурента на предстоящих выборах сократился почти до статистической погрешности. При этом около 40% молдавских избирателей до сих пор не определились, за кого будут голосовать. Эти два вывода нового электорального барометра компании iData не только определяют главную интригу парламентских выборов, но и показывают, насколько неустойчива и непредсказуема нынешняя электоральная ситуация.

Социологическая компания iData 20 августа представила результаты электорального Барометра общественного мнения.

Электоральный рейтинг основных конкурентов: три варианта

Основной вопрос такого рода социсследований — за кого из конкурентов на выборах будут голосовать избиратели. Подводя его результаты, социологи iData использовали три варианта подсчета голосов. Первый вариант представляет собой классический срез мнений всего населения. Согласно ему, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, правящая партия «Действие и солидарность» (PAS) получила бы 25,8% голосов, а оппозиционный «Патриотический избирательный блок» — 19,7%. За ними следуют блок «Альтернатива» с 8,1% и «Наша Партия» с 6,6%.

Но самая важная цифра в этом варианте не рейтинг лидеров, а огромный пласт электоральной неопределенности. Почти треть респондентов не дали конкретного ответа о своих предпочтениях: 19,8% «не знают», за кого голосовать, 5,3% «не будут голосовать», а у 3,2% «нет ответа». В сумме эти категории составляют 28,3% — это колоссальный резерв, который может кардинально изменить итоговый расклад в день голосования. Этот вариант — не прогноз, а, скорее, базовый срез общественных настроений.

Второй и третий варианты отсекают фактор неопределенности и показывают результат голосования среди тех, кто на выборы пойдет и свой выбор уже сделал. Второй вариант учитывает голоса только «определившихся» избирателей, взвешивая их по демографической структуре всего населения. В этом варианте рейтинги предсказуемо растут: PAS набирает 36%, а «Патриотический избирательный блок» — 27,5%. Разрыв между ними составляет 8,5 процентных пункта.

Наибольший интерес представляет третий вариант, который, по словам директора iData Михая Болокана, является наиболее приближенным к реальной структуре избирателей. Он не просто учитывает мнения определившихся, но и корректирует их на основе демографической структуры реального электората — тех людей, которые, как показывает опыт прошлых выборов, действительно приходят на участки. И здесь картина еще больше меняется. Рейтинг PAS снижается до 33,8%, в то время как результат «Патриотического блока» увеличивается до 30,1%. Таким образом, разрыв между главными конкурентами на выборах сокращается до 3,7 процентных пункта.

Фактор независимых кандидатов

Одна из интриг нынешней избирательной кампании — участие заметных независимых кандидатов, способных повлиять на электоральный расклад. В первую очередь речь идет о двух знаковых фигурах проевропейского фланга: бывшем лидере партии «Платформа Достоинство и Правда» Андрее Нэстасе и экс-депутате от PAS Олесе Стамате. Оба политика обладают высоким уровнем известности и апеллируют к тому же электорату, на который претендует правящая партия, создавая для нее дополнительный вызов. Однако, как показывают результаты опроса, их личная популярность рискует не конвертироваться в реальные голоса на выборах.

Узнаваемость ключевых независимых кандидатов не вызывает сомнений. Андрея Нэстасе знают 52,4% избирателей, а Олесю Стамате — 29,6%. Это значительный политический капитал, позволяющий им вести активную публичную кампанию. За ними следует еще несколько независимых кандидатов, чья известность значительно ниже: например, активист Виктора Гросу узнают 9% опрошенных, а бывшую судью Викторию Сандуцу — 5,5%. Узнаваемость остальных находится в пределах статистической погрешности.

Проблема заключается в том, что «капитал узнаваемости» не трансформируется в готовность отдать за них свой голос. Данные из общего опроса о партийных предпочтениях показывают, что суммарно за всех независимых кандидатов готовы проголосовать лишь 2,1% избирателей.

Этот парадокс объясняют ответы на вопрос: какой из независимых кандидатов больше всех заслуживает стать депутатом. Здесь Андрей Нэстасе лидирует с 30,1%, а Олеся Стамате набирает 16,4%. Но самый красноречивый ответ — «Никто», который выбрали 41,9% опрошенных. Это говорит о глубоком скепсисе избирателей по отношению к независимым кандидатам.

Почти половина избирателей не уверены в своем выборе

Данные опроса iData показывают, что нынешний расклад политических предпочтений избирателей крайне неустойчив. Молдавское общество находится в состоянии высокой электоральной турбулентности, и почти половина избирателей либо не знают, за кого голосовать, либо готовы изменить свой выбор.

Ключевая цифра, демонстрирующая эту неопределенность, — ответ на прямой вопрос: «Знаете ли вы, за кого будете голосовать на выборах 28 сентября 2025 года?». Положительно ответили лишь 58,6% респондентов. При этом 39,8%, то есть двое из пяти избирателей, прямо признаются, что не знают, какой выбор сделают. Их голоса способны кардинально изменить финальные результаты, сделав любой сегодняшний прогноз весьма условным.

Более того, даже те, кто утверждает, что уже сделал свой выбор, не всегда тверды в своих убеждениях. Опрос показал, что среди «определившихся» избирателей есть значительная доля «плавающих» голосов. Лишь 42,4% из них полностью исключают возможность изменить свое решение. Еще 32% (18,3% — «маловероятно» и 13,7% — «очень маловероятно») склоняются к тому, чтобы сохранить свой выбор.

Однако 15% определившихся избирателей (9,9% — «вероятно» и 5,1% — «очень вероятно») прямо заявляют, что могут передумать. В масштабах всей страны это означает, что около 9% избирателей — это люди, которые сегодня поддерживают одну партию, а завтра могут отдать свой голос другой.

Опрос iData, кроме того, выяснил нынешние рейтинги доверия политиков (об этом можно почитать здесь), а также, что жители Молдовы считают главными проблемами страны (об этом здесь) и что думают о вступлении Молдовы в ЕС, НАТО и объединении с Румынией (об этом тут).

***

Компания iData проводила опрос 7-16 августа 2025 года на репрезентативной выборке из 1071 респондента. Максимальная погрешность составляет ±2,9%.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: