С начала войны в Украине почти 6 тыс. украинских граждан попросили убежище в Молдове. За соблюдением прав просителей больше 20 лет следит Правовой центр адвокатов. Исполнительный директор Центра Олег Палий рассказал в интервью NM, что представляет собой процедура предоставления убежища, зачем просителей проверяет СИБ, обязательно ли им учить румынский язык, и на какую финансовую помощь они могут рассчитывать.
«Мы дежурим в Паланке круглосуточно»
Ваш центр занимается правами просителей убежища с 1997 года. Тогда был спрос на такие юридические услуги?
Центр создавали как адвокатскую неправительственную организацию. Тогда же Верховный комиссариат ООН по делам беженцев открывал свое представительство в Молдове. С 1998 года у Правового центра адвокатов есть постоянные партнерские контракты с этим комиссариатом. Примерно с того же времени мы занимаемся вопросами предоставления убежища в Молдове.
В неправительственном секторе только у нас в юридическом плане есть специалисты по этому вопросу. Есть еще две организации, которые являются партнерами Верховного комиссариата ООН по правам беженцев, но они больше занимаются социальными вопросами: детьми, интеграцией в общество.
С первого дня войны ваши сотрудники дежурили на всех контрольно-пропускных пунктах на границе с Украиной. Это была ваша инициатива?
Это была просьба Верховного комиссариата ООН по правам беженцев. Но мы и в мирное время регулярно проверяли, как Пограничная полиция соблюдает права людей, которые нуждаются в международной защите. Как только началась война в Украине, мы начали круглосуточно дежурить в Паланке. На остальных КПП бываем ежедневно и следим за ситуацией.
После начала войны вернулись несколько бывших коллег, которые занимались мониторингом границ. К нам присоединились еще несколько адвокатов. Мониторинг границ — это видимая часть айсберга. У нас есть коллеги, которые работают и в центрах временного размещения беженцев. Они оказывают им юридические услуги, связанные с нахождением в Молдове. Мы помогаем Верховному комиссариату по делам беженцев находить людей, которые хотят уехать в другие страны ЕС. Например, собрали списки людей, которые хотят уехать в Австрию. Туда уже отправили из Кишинева два самолета. Еще собирали список тех, кто хочет уехать в Германию.
Сегодня узнал, что есть инициированная ООН программа перемещения в страны Евросоюза 12 тыс. беженцев из Украины, которые находятся в Молдове. Этим тоже начинаем заниматься.
С начала войны Управление Верховного комиссариата ООН по правам беженцев (УВКБ) привлекло еще несколько больших международных неправительственных организаций, которые работают в конфликтных зонах во всем мире. Они и в Молдове работают. Они тоже приехали сюда (есть иностранные сотрудники, есть местные), и мы будем вместе выявлять желающих уехать.
«В случае украинских беженцев речь идет о гуманитарной защите»
Есть ли какие-то базовые сведения о процедуре получения убежища, которые должны знать все?
Первое, что нужно знать: человек имеет право просить убежище. Это записано во всемирной Декларации прав человека и во всех основополагающих международных законах о правах человека. Дадут ли убежище — это уже другой вопрос, но человек имеет право его просить.
Второе — конфиденциальность. Никто не имеет права распространять информацию о человеке, попросившем убежище, и о том, что он его попросил. Это не могут разглашать ни госслужащие, ни адвокаты. Сам человек может рассказать. Бывают случаи, когда из-за разглашения этой информации проситель убежища подвергается еще большему риску.
Третье — единство семьи. Если один член семьи получил убежище, все остальные члены семьи получают такую же форму убежища. Это не значит, что все родственники могут получить убежище. Речь идет о семье в узком смысле: муж, жена, дети.
На что может рассчитывать человек, который решил остаться в Молдове и попросить убежище?
На законность нахождения в стране в период рассмотрения запроса о предоставлении убежища и после его предоставления. Думаю, в случае украинских беженцев это будет называться гуманитарной защитой. Потому сто это закон: предоставить защиту гражданским лицам, которые бегут от вооруженного конфликта. Им предоставляют не статус беженца, а гуманитарную защиту. И в том, и в другом случае права абсолютно идентичны.
Также те, кому предоставили убежище, имеют право на трудоустройство, социальную защиту, медицинскую страховку, устройство детей в школу и в детский сад. То есть они могут рассчитывать на полный спектр социальных услуг, как и граждане Молдовы.
С момента подачи заявления на предоставление убежища и до предоставления этого статуса они называются просителями убежища. У просителей немного сокращены права: если человек не трудоустроен, он не может сам заплатить взносы социального и медицинского страхования. Если он трудоустроен, то разницы никакой. Мы поднимали этот вопрос еще несколько лет назад, но, к сожалению, наши власти не захотели пойти на уступки просителям убежища. Эта проблема остается до сих пор: проситель убежища не может за свои же деньги купить медицинскую страховку. Сейчас Комиссия по чрезвычайным ситуациям предоставила право трудоустройства всем гражданам Украины без вида на жительство. Для этого не нужны никакие документы, кроме внутреннего украинского или международного паспорта. Даже с сайта Агентства госуслуг можно распечатать персональный код.
Просителям убежища кто-то помогает найти работу, или они должны сами ее искать?
Есть одна партнерская организации УВКБ, которая занималась трудоустройством просителей убежища и беженцев. Но они занимались этими вопросами, когда на всей территории Молдовы было 400-500 беженцев. Когда беженцев стало около 100 тыс., их усилия — очень малая доля того, что необходимо предпринять. Сейчас, думаю, все правительственные и неправительственные организации и работодатели должны прилагать усилия, чтобы помочь беженцам трудоустроиться. Да и сами беженцы должны прилагать усилия, чтобы найти работу. Сделать это непросто. Рабочих мест не так уж много, чтобы они были и свободными, и интересными с финансовой точки зрения. Тут все заинтересованные стороны должны постараться.
«СИБ должен объяснять причины отказа в убежище»
Кто из украинских беженцев обязательно должен просить убежище?
Если преследования в Украине связаны не с войной, а с другими мотивами, то лучше сразу просить убежище. Человек может сказать: «Да, там война, там всем плохо и сложно, но у меня есть индивидуальные мотивы». Закон «Об убежище» предусматривает пять мотивов преследования: на религиозной почве, по политическим мотивам, по принадлежности к определенной социальной группе, по расовому или национальному признаку.
Если преследование связано с этими пятью критериями, тогда человек из Украины или любой другой страны может подать заявление на предоставление убежища. Если это гражданский человек, который бежит от войны, это — гуманитарная защита. Как я уже говорил, у них одинаковые права. Просто статус беженца предоставляют на основании Конвенции ООН по правам беженцев 1951 года, а гуманитарную защиту — на основании Европейской директивы об убежище. Это называется субсидиарная защита.
Человек, который решил остаться в Молдове, может получить гражданство?
Если он не подаст заявление на гражданство, он его не получит. Но, если человек подал заявление на предоставление убежища, будь то гуманитарная защита или статус беженца, то через восемь лет нахождения в Молдове он может подать заявление на получение гражданства. Если он или она состоят в браке с гражданином Молдовы, тогда заявление на получение гражданства можно подать через три года.
Получается, человек может прожить всю жизнь в статусе беженца?
Да. У нас есть люди, которые получили убежище в 2000-ых годах. Я с некоторыми из них знаком лично. Мы это с ними обсуждали, мне сказали: «Да, я понимаю, что имею право, но мне так комфортно, не претендую на гражданство».
А СИБ как-то проверяет просителей убежища?
Обязательно. Бюро убежища и миграции, которое занимается рассмотрением заявлений на предоставление убежища, должно отправить запрос в СИБ. Они проверяют человека своими методами и дают заключение: «Да, мы не имеем ничего против, или — нет, извините, но мы против. Тут все сложнее, чем на первый взгляд». Такие случаи тоже есть.
Недавно было решение Конституционного суда (КС) о том, что СИБ должен объяснять причины отказа просителям убежища. Несколько месяцев назад в одной из парламентских комиссий обсуждали, как изменить и сформулировать положения закона в связи с этим постановлением КС. В ближайшее время законопроект должны рассмотреть в парламенте.
Скажу теперь, как адвокат беженцев. Должен ли проверять СИБ? Должен. Должен ли аргументировать? Должен. Если человеку отказывают в предоставлении убежища просто потому, что СИБ сказал нет, то человек пойдет в суд [чтобы оспорить отказ в получении убежища] и не будет знать, о чем там говорить. Поэтому КС и решил, что человеку надо объяснять, почему ему отказали, чтобы он мог привести какие-то аргументы в свою защиту. Это не значит, что не надо кому-то отказывать, если этот кто-то представляет угрозу. Но скажите это человеку, чтобы он мог сказать — нет, это не я, это мой однофамилец, а то, что вы говорите — неправда, я был в другом месте. Просто человеку надо дать возможность представить аргументы в свою защиту. Если ему не объяснить, в чем его подозревают, он не будет знать, как себя защищать.
«Пособия украинским беженцам предоставляет не государство, а ООН»
С просителями убежища проводят собеседования. Кто их проводит и что у них спрашивают?
После того как человек подал заявление на предоставление убежища, в течение 21 дня его приглашают в Бюро миграции и убежища на беседу. Так было до 24 февраля. Сейчас может быть чуть быстрее или медленнее.
На собеседовании спрашивают: «Вы подали заявление на убежище. Почему вы опасаетесь оставаться в Украине?». И человек может сказать, что его преследуют. Решение о предоставлении убежища должно быть аргументированным, поэтому надо понять, почему он нуждается в защите. Например, в какой-то стране сменилась власть, один президент ушел, другой пришел. И новый президент преследует тех, кто сотрудничал с его предшественником.
Просителям убежища обязательно учить румынский язык? Кто-то будет это проверять?
Не обязательно. Язык необходимо учить, только когда человек подает заявление на гражданство. До тех пор никто его не обязывает учить язык. Конечно, это хорошо, когда человек может выйти на улицу, зайти в магазин и просто пообщаться с продавцом на языке этой страны. Если человек не хочет, он может всю жизнь объясняться жестами.
Просители убежища получают какие-то пособия?
От государства, согласно решению правительства, беженцы могут получать финансовые пособия, но фактически они его не получают. Сейчас пособия предоставляет не государство, а Верховный комиссариат ООН по делам беженцев. Какое человек получит пособие, зависит от ситуации и числа членов семьи. Согласно объявленной на днях программе, уязвимые беженцы смогут получать 2200 леев на человека в месяц.
Как это происходит на деле? Человек написал заявление на предоставление убежища, и что дальше?
Сейчас беженцы из Украины могут онлайн оформить заявку на получение единовременной помощи (зарегистрироваться можно здесь) После этого он получит СМС, в котором будет указано время и место, куда нужно прийти с документами, чтобы получить пособие. Для оформления пособия нужен паспорт гражданина Украины или подтверждение, что человек живет в Украине (подробно об этом можно почитать тут).
А если человек не знал, что ему положено пособие, и обратился слишком поздно за помощью?
Слишком поздно не бывает. Когда обратился, тогда и обратился. Обычно в момент подачи заявления на убежище человеку сразу говорят: «Мы тебя можем поселить в центре временного размещения беженцев. У нас есть возможность предоставить тебе срочную финансовую помощь. Ты только что приехал, у тебя нет денег на хлеб, на воду. Мы даем тебе разовую начальную сумму. Для всего остального можешь подать заявление на помощь. В течение месяца его рассмотрят».
Но им не обязательно жить в центре для просителей убежища? Они могут сами найти жилье?
Сейчас просители убежища не обязаны жить в центрах размещения. Они могут сами найти жилье.
«В Молдове при предоставлении убежища — все на уровне европейских стандартов»
Пограничники говорят, что за последний месяц в Молдове попросили убежище почти 6 тыс. человек (5858, по данным на утро 30 марта). Где они сейчас? В центре размещения?
От обязательного поселения в центре сейчас отказались. Общая вместимость центра —около 140 человек. Это — бывший детский сад. Там есть игровая комната. Нет никаких критериев, кого там размещают, а кого — нет. Сейчас там стараются размещать мам с грудными детьми.
Из этих 6 тыс., о которых вы говорите, кто-то уже уехал из Молдовы. Есть и такие случаи. Подача заявления на предоставление убежища не привязывает к территории. Человек может в любой момент уехать. Процедуру могут приостановить, если человек уехал на пару дней и вернулся обратно. Но могут и автоматически закрыть. Выезжая с территории Молдовы, человек демонстрирует, что не нуждается в защите этой страны.
Если человеку надо выехать временно, он должен сообщить об этом в Бюро миграции и убежища. Обычно временный выезд разрешают.
А люди, которые приехали из Украины, но у них другое гражданство, например, азербайджанское или армянское, могут попросить убежище?
Убежище предоставляют тем людям, которые выехали из своей страны или у которых есть риск возвращения в свою страну. Если, как вы сказали, азербайджанец уехал из Украины, а в Украине война, и он боится туда вернуться, то ему не смогут дать статус беженца. Боязнь вернуться должна быть связана со страной твоего гражданства. Если человек, например, из Туниса, но жил в Украине и говорит: «Я боюсь вернуться в Украину», то ему могут сказать: «Так не возвращайся туда, возвращайся в Тунис». Но если его и там преследуют, тогда это другой разговор.
Если мы говорим о людях без гражданства, они могут получить статус беженца, если они по причинам, перечисленным в законе «Об убежище», боятся вернуться в страну своего постоянного проживания.
Если сравнивать процедуру предоставления убежища в Молдове и в европейских странах, у нас дела обстоят лучше или хуже?
В Молдове все на уровне европейских стандартов и по времени [рассмотрения заявления], и по процедуре. Наш закон «Об убежище» соответствует духу европейских директив и международной конвенции по правам беженцев. Процедуры практически идентичны.
За этот месяц открылись какие-то юридические проблемы и пробелы в этой сфере?
В том, что касается приема беженцев — нет. Все сфокусированы на том, чтобы принять людей, а не рассматривать их заявления на убежище. Когда начнется регистрация этих людей и приглашение на собеседование, могут всплыть какие-то юридические нюансы.
В Бюро миграции и убежища есть управление по убежищу и интеграции, а в нем есть отдел, который занимается заявлениями на предоставление убежища. Думаю, решения будут однотипными, потому что проблема у всех одна и та же — война. Решения могут принимать достаточно быстро. Думаю, к концу апреля уже будут положительные решения по предоставлению убежища украинским беженцам.