«Путин с Трампом договорятся и газ нам вернут». Спецрепортаж NM из Приднестровья, где верят в бесплатный газ и ждут 20 января
13 мин.

Приднестровье уже две недели живет в условиях острого энергетического кризиса после прекращения поставки российского газа, который до сих пор поступал в регион бесплатно. Корреспондент NM Галия Ибрагимова отправилась в Приднестровье и Варницу, чтобы поговорить с местными жителями и понять, как они переживают отсутствие тепла и постоянные отключения света, кого винят в происходящем, и почему все ждут загадочной и магической даты — 20 января.

Группа иностранных студентов на ломаном русском спрашивает водителя маршрутки на пути из Кишинева в Тирасполь о том, подтолкнет ли энергокризис Приднестровье вернуться в состав Молдовы. Мужчина, опешивший от прямоты иностранцев, все же отвечает: «Если бы в Кишиневе все было так хорошо, приднестровцы, наверное, сами вернулись бы. А пока тяжело и там, и тут».

Но вопрос, видимо, задел его за живое: «Хочу, чтобы как раньше все было». «А как было раньше?» — настаивают студенты. «Раньше все вместе жили, дружили. Никаких энергокризисов не было».

«Путин с Трампом договорятся и газ нам вернут». Спецрепортаж NM из Приднестровья, где верят в бесплатный газ и ждут 20 января

Ольга Гнаткова/NewsMaker

«Красносельского больше волнует власть, чем люди»

С 1 января 2025 года российский газ, который шел транзитом через Украину, в регион не поступает. Горячую воду и отопление отключили, накопленный в трубопроводах газ подают в многоквартирные дома только для приготовления еды, по прогнозам его хватит примерно до 20 января. Электричества, которое вырабатывали из бесплатного газа на Молдавской ГРЭС и продавали и на Правый берег, теперь не хватает даже для покрытия минимальных нужд.

Новогодняя иллюминация на центральных улицах Тирасполя все еще светится, несмотря на веерные отключения электричества. Недалеко от набережной Днестра пылает вечный огонь. Подсветка постоянно горит и у магазинов, торговых центров и аптек. Эту праздничную атмосферу города, где как будто бы ничего не напоминает о том, что жители вторую неделю живут в условиях энергетического кризиса, нарушает лишь резкий оклик владельца модной кофейни: «Кофе только навынос! Через десять минут закрываемся. Свет отключают на пять часов».

Через пару минут кофейня погружается во тьму, следом за ней — весь район по улице Мечникова. Перестают работать светофоры. На перекрестках почти сразу образуются пробки: «Ни одного гаишника! Зато вчера свет был, и тут на каждом углу менты стояли», — раздраженно говорит водитель такси Сергей, лавируя между другими автомобилями и стараясь избежать аварии.

Ближе к Дому Советов в центре Тирасполя свет горит во всех близлежащих домах. Не подсвечен только памятник Ленину, и, чтобы разглядеть этот шестнадцатиметровый монумент, приходится долго всматриваться.

«Здесь правительство, главный офис “Шерифа”. Им свет точно не отключат. Поэтому и соседним зданиям повезло. Линии электропередач у нас общие. Свет круглосуточно, газ в плитах есть. Жить можно», — говорит местная жительница Светлана, но просит не называть ее фамилию и не фотографировать.

В некоторых спальных районах Тирасполя свет тоже ни разу не отключали. Жильцы многоквартирных домов объясняют это соседством с промышленными предприятиями, которые и в условиях кризиса продолжают работать. «Наш дом стоит рядом с хлебозаводом. Хлеб-то пекут все время, поэтому, видимо, у нас и есть свет», — объясняют супруги Виктор и Елена Самойловы (имена изменены по просьбе собеседников).

«Путин с Трампом договорятся и газ нам вернут». Спецрепортаж NM из Приднестровья, где верят в бесплатный газ и ждут 20 января

NewsMaker / Галия Ибрагимова

Так повезло, конечно, не всем. В большинстве районов Тирасполя свет все же регулярно отключают: в первые дни на восемь часов, теперь — от пяти до трех часов. График веерных отключений публикуют в местных СМИ и телеграм-каналах. Чтобы разгрузить сети, отключения перераспределяют между районами.

«Все приходится заранее планировать: пока есть свет, нужно успеть постирать, убраться, зарядить телефоны и повербанки, подогреть воду на плитке и искупаться. Те, у кого электроплиты, заранее готовят еду. Приспособиться можно, но неудобно», — рассказывает житель Тирасполя Андрей (имя изменено по просьбе собеседника из соображений безопасности), грея воду для мытья посуды.

Перед Новым годом мужчина заранее купил обогреватели для себя, родителей и 84-летней бабушки. «Старикам вообще сложнее всего. Бабушка почти все время дома, даже с обогревателем надевает несколько кофт, шерстяные носки и кутается в пуховую шаль», — рассказывает Андрей.

Как только в его квартире появляется свет, все оживает. Мужчина начинает готовить еду, заряжать телефоны, включает компьютер. Радуются даже домашние животные: пес Изи носится по комнате, а кот Финик лениво вылезает из-под пледа. «Зато стали дружнее жить. Холодно по ночам, так что жмутся друг к другу, чтобы не замерзнуть», — улыбается Андрей, поглаживая обоих.

Мужчина считает, что энергокризис в Приднестровье надолго. Зимовать в квартире без света и отопления он не готов, поэтому уже присматривает себе жилье для аренды в Кишиневе. «Многие с Левого берега давно на Правом работают. Но это в основном молодежь или люди среднего возраста — им проще переехать хотя бы на время кризиса. А вот пенсионерам куда сложнее», — рассуждает он.

Друг Андрея — Эмиль, живет в частном доме в центре Тирасполя. Свет у него еще ни разу не отключали. Он объясняет это тем, что рядом живут приднестровские чиновники и бизнесмены, и отключать их от удобств пока не решаются. «Видели домину на повороте ко мне? Говорят, там родня Смирнова (первый глава Приднестровья — прим. NM) обитает. И все дома тут такие крутые», — рассказывает Эмиль.

Оба мужчины скептически относятся к тому, что энергокризис откроет «окно возможностей» для реинтеграции Приднестровья.

«Люди здесь заняты проблемами выживания и живут в изоляции. Мысль о воссоединении с Молдовой даже не приходит им в голову. Да и какой может быть разговор об объединении, если в обществе даже такой дискуссии нет? Люди не понимают, какие выгоды принесет им реинтеграция», — говорит Андрей.

Однако Эмиль считает, что энергокризис дает Кишиневу шанс «расшатать» ситуацию в Приднестровье: «Санду и другие молдавские политики могли бы чаще обращаться напрямую к простым людям на Левом берегу, объясняя, что они живут в ужасных условиях. Даже Россия их бросила, а местным властям, олигархам, плевать на проблемы людей. Их сейчас больше волнует, как сохранить свою власть».

Тем не менее мужчина сомневается, что молдавские власти захотят общаться с жителями Приднестровья. «Для них мы — угроза, пророссийский электорат. Поэтому ни Кишинев, ни Тирасполь друг друга не слышат».

«Говорят, 20 января газ будет. Ждем»

На рынке в Тирасполе традиционно многолюдно и шумно. Продавцы щедро угощают покупателей своей продукцией, те активно торгуются. Электричество на рынке не отключают. Холодильные камеры для хранения мяса, молочной и другой быстро портящейся продукции работают круглосуточно. «Попробуй выключить холодильник, все продукты испортятся», — жалуется продавщица брынзы и творога, тетя Люба.

«Путин с Трампом договорятся и газ нам вернут». Спецрепортаж NM из Приднестровья, где верят в бесплатный газ и ждут 20 января

NewsMaker / Галия Ибрагимова

На тираспольский рынок женщина ежедневно приезжает из соседнего села Малаешты, где у нее  дом и хозяйство. В селе почти все дома газифицированы, но они с мужем, хотя и провели газ в дом, оставили печь, которую теперь топят дровами. «Запаслись дровами. Дома тепло. Есть погреб. Там храним все продукты пока нет электричества», — рассказывает тетя Люба и после козьей брынзы дает попробовать творог из топленого молока.

Женщина не верит, что кризис в Приднестровье надолго. Она уверена, что скоро Россия вернет бесплатный газ: «Говорят, 20 января газ будет. Ждем». Тетя Люда не знает, откуда у неё эта информация, но помнит, что сказала соседка по прилавку. «Школьные каникулы до 20 января продлили. Значит, власти что-то знают», — пытается логично объяснить она.

Та самая соседка по прилавку, женщина средних лет по имени Виктория, уверенно поддакивает, что газ точно будет 20 января. Откуда взялась эта дата, она тоже не знает, но начинает рассуждать вслух:

«Ну, 20 января инаугурация Трампа. Потом он с Путиным встретится. Договорятся, наверное, по Украине, и газ нам вернут».

Обе работницы рынка — и тетя Люба, и Виктория — категорически против любой помощи  Кишинева. Недоверие к Кишиневу связано с тем, что энергокризис, по их мнению, случился по вине молдавских властей, которые не смогли вовремя договориться с Москвой. «Мы ж им электричество все эти тридцать лет за копейки давали, а они своим людям втридорога продавали! А теперь что? Плюнули на нас! Что бы они вообще без нас делали? Не надо нам их подачек и теперь, сами справимся!» — возмущается тетя Люба.

«Деньги с нас хотят за газ драть, ага! Жили за наш счет, электричество копеечное получали, а теперь еще платить заставляют. Совсем совесть потеряли!» — поддакивает Виктория.

Однако посетители рынка все же говорят об отключениях света и жалуются, что дома без отопления стало невыносимо холодно. Словно в унисон этим жалобам, посреди рынка раздается объявление: «Наш ресторан традиционной молдавской кухни согреет вас этой зимой! Настоящая молдавская кухня, молдавские танцы и весь колорит нашей страны. Ждем вас в нашем ресторане в центре Тирасполя!» Зажигательное объявление прозвучало сначала на русском, потом на румынском языке.

«Путин с Трампом договорятся и газ нам вернут». Спецрепортаж NM из Приднестровья, где верят в бесплатный газ и ждут 20 января

NewsMaker / Галия Ибрагимова

«Нас хотят с Россией поссорить»

В Бендерскую крепость — главную достопримечательность правобережного города Бендеры, находящегося под контролем приднестровских властей, — местные жители советуют заглянуть, чтобы понять, что из себя представляет кризис на самом деле:

«Там ресторан Красносельского. Если работает, и свет есть, значит, у них все хорошо».

Гостинично-ресторанный комплекс «Старый Бастион», расположенный на территории архитектурного памятника Бендерская крепость, работал. Просторное помещение ресторана было ярко освещено, почти все блюда из меню — в наличии. «Газ и свет у нас не отключают. Приготовим все в течение получаса», — заверили сотрудники.

Работал и спа-центр: русская баня, финская сауна, хаммам. Главное — заранее согласовать с администрацией время посещения. «Массаж, пилинг, березовый или дубовый веник в парной. Сходите, не пожалеете», — настойчиво предлагала администратор комплекса «Старый Бастион».

Но признаки энергокризиса поначалу нелегко было разглядеть и в самих Бендерах. Лишь разговоры пожилых на улице об отключении света указывали на то, что ситуация все же непростая. «В центре еще есть свет, а вот у нас в Южном, на окраине, по восемь часов сидели без электричества в первые дни. Холодина такая», — жаловалась одна пенсионерка другой.

Та соглашалась, но добавляла, что и в центральных районах люди сидят часами без света: «Повезло только тем, у кого свое отопление. Они от котельных не зависят, а газ пока есть. Так что живут».

«Путин с Трампом договорятся и газ нам вернут». Спецрепортаж NM из Приднестровья, где верят в бесплатный газ и ждут 20 января

NewsMaker

На набережной Бендер многолюдно. Молодые мамы прогуливались с детьми, молодожены позировали фотографу, а за ними наблюдали несколько женщин, устроившихся в беседках неподалеку. На улице было не по-зимнему тепло.

«Вот с погодой-то повезло! Теплее, чем дома», — сказала одна из них другой. Та в ответ: «Войну пережили, девяностые пережили, коронавирус пережили. И это тоже переживем. В подвале есть бочка вина, согреемся».

Женщины рассмеялись, будто убеждая себя, что энергокризис преодолим.

Настроение у молодежи было далеко не таким оптимистичным. Бариста Аня (имя изменено) в одном из центральных кафе Бендер возмущалась, что и местным, и молдавским властям плевать на жителей Левобережья. «Красносельский только в своем телеграмме пиарится. Он бы лучше к народу вышел. А что ему народ? Приднестровцам всегда приходилось самим выкручиваться, а теперь что Тирасполь, что Кишинев, махнули на нас рукой, мол, выживайте как хотите», — возмущалась девушка.

В разговор вмешивается её знакомая Светлана, которая зашла за кофе: «Санду хотя бы партию обогревателей и одеял старикам отправила. Обратилась бы к людям, хоть как-то успокоила бы. Мы за нее голосовали, в Варницу ездили. Чувствовали себя большими патриотами, чем те молдаване, которые за непонятного Стояногло голосовали. А тут ни света, ни тепла, и все молчат», — возмущается девушка.

Светлана много лет жила в Москве, вышла там замуж. Но после того как Россия вторглась в Украину и началась мобилизация, вместе с мужем переехала в Бендеры.

Больше всего подруг возмущает бездействие приднестровского олигарха Виктора Гушана, владельца холдинга «Шериф». «Все его супермаркеты, заправки, предприятия, криптофермы — да весь его бизнес крутился на бесплатном газе от России. Мог бы и раскошелиться, купить людям газ у Молдовы», — говорит бариста Аня.

«Путин с Трампом договорятся и газ нам вернут». Спецрепортаж NM из Приднестровья, где верят в бесплатный газ и ждут 20 января

Ольга Гнаткова/NewsMaker

«Ну хоть на время, пока Россия газ не пустит. От “Шерифа” бы не убыло. Все эти годы он Приднестровье доил», — поддерживает ее подруга Светлана.

Кто именно спровоцировал энергетический кризис, девушки не знают, но считают, что виноваты все. «Кишинев, Тирасполь, Киев — все одинаково виноваты. Понятно одно — нас хотят с Россией поссорить», — уверены подруги.

«Мы люди маленькие, ничего тут не решаем»

В молдавском селе Варница, рядом с Бендерами, люди тоже ежедневно сидят без света, так как местная энергосистема питается от приднестровской. После визита Майи Санду в Копанку — еще одно молдавское село, зависящее от приднестровской энергосистемы — и обещаний перевести такие села на молдавскую энергосистему, ситуация пока не улучшилась. Свет там, как и в Приднестровье, пропадает на 3–5 часов

Электричество постоянно есть только в крупном супермаркете «Linella». «У нас свой генератор, мы не зависим от приднестровских ЛЭП. К нам за продуктами не только местные приходят, часто приезжают и с левобережья. Как тут без света?» — объясняет продавец Мариан.

На парковке возле супермаркета много машин с приднестровскими номерами. Мужчина с тележкой, полной продуктов, ждет такси и ворчит, что дома снова придется сидеть без света. «Ну надо ж так праздники людям испортить! Как будто нарочно на Новый год все вырубили», — возмущается он, легко переходя с русского на румынский.

Мужчина живет в Бендерах, но ежедневно ездит на работу в правобережную Молдову. Переезжать в Кишинев не хочет, так как коммунальные услуги в Приднестровье гораздо дешевле. Вот и сейчас больше всего он опасается того, что жителям левобережья придется гораздо больше платить за свет и газ.

«Нам втридорога платить придется! Такое “счастье ” мне даром не нужно», — возмущается он.

Тем не менее он не против реинтеграции Приднестровья с Молдовой, но считает, что говорить об этом пока рано. Сначала, по его мнению, нужно хотя бы справиться с энергокризисом. «Объединение — это хорошо, но только на разумных условиях», — подчеркивает он, не уточняя, что это за условия.

Пенсионерка Евгения Ивановна тоже приехала в супермаркет за продуктами. Она рассказывает, что живет в Варнице почти два года. До этого жила в Кишиневе и редко куда выезжала: «В Варнице у меня был родительский дом, но он пустовал. Перебралась сюда, как только коммуналка в столице взлетела», — объясняет она. Нынешний энергокризис застал ее врасплох. «В кишиневской квартире у меня квартиранты. Не выгонишь же их на мороз зимой», — пожимает плечами она. Греется пока обогревателем, но дома все равно холодно.

«Путин с Трампом договорятся и газ нам вернут». Спецрепортаж NM из Приднестровья, где верят в бесплатный газ и ждут 20 января

Варница. Фото: NewsMaker

На автобусной остановке из Варницы обратно в Бендеры две женщины оживленно обсуждают ситуацию со светом и газом. Та, что помоложе, уверена, что выход из ситуации — объединение с Молдовой: «Вместе с Правобережьем в ЕС вступим, поставщиков энергии больше будет. Всё равно, рано или поздно, за свет и газ платить придётся», — горячо убеждает она попутчицу.

«Да что от нас зависит? Мы ж люди маленькие, ничего тут не решаем. А тот, кто всё это устроил, давно себе живёт в Европе, а мы расхлёбываем, — отмахивается старшая. — Не Красносельский был президентом, когда война в девяносто втором шла. Смирнов!»

За графиком отключений света жители Варницы следят в телеграм-каналах. Женщина постарше уверяет, что на пропаганду не ведется.

«Ни российское ТВ не смотрю, ни приднестровское, ни молдавское. Вся информация у меня из интернета», — заявляет она и показывает свой телефон. В нем список приднестровских телеграм-каналов о новостях в Молдове.

«И не такое переживали. Привыкли уже выкручиваться. Толку возмущаться никакого — от нас-то всё равно ничего не зависит. Мы ж тут люди маленькие», — тяжело вздыхает она.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: