В полиции уверены, что патрульный полицейский, который отказался говорить с водителем по-русски, поступил правильно, так как должен говорить на государственном языке. «Где написано, что инспектор должен отвечать на языке обращения? Инспектор должен отвечать на государственном языке», — заявили в полиции. NM тем временем нашел статью закона, которая доказывает, что в полиции плохо знают национальное законодательство.
В Генинспекторате полиции (ГИП) прокомментировали NM резонансный случай в Чимишлийском районе, где патрульный полицейский отказался говорить на русском языке с водителем из Гагаузии, который об этом попросил. В полиции заявили, что полицейский не был обязан отвечать водителю «на языке обращения».
«А если бы это был гражданин другого государства, полицейский тоже должен был ответить ему на языке обращения?!» — с недоумением сказала пресс-секретарь ГИП Марьяна Бециву. И отметила, что ситуация возникла за пределами Гагаузии, поэтому полицейский не должен был отвечать водителю «на языке обращения». Бециву также добавила, что уверена в том, что водитель понял, что сказал ему полицейский.
Она предложила корреспонденту NM обратиться за более подробным комментарием в Национальный инспекторат патрулирования (НИП), в составе которого служит полицейский, ставший героем скандального видео.
В НИП тоже поддержали полицейского. «Где написано, что инспектор должен отвечать на языке обращения? Инспектор должен отвечать на государственном языке. Он и ответил на государственном», — сказала пресс-секретарь НИП Наталья Головко.
При этом она попросила корреспондента NM отправить ей на электронную почту ссылку на закон, согласно которому инспектор должен был ответить водителю «на языке обращения». После этого Головко пообещала прокомментировать ситуацию позже. Но к моменту публикации материала NM так и не получил ответ.
В МВД тоже считают, что патрульный полицейский поступил правильно. Пресс-секретарь МВД Алина Збанка посоветовала водителю из Гагаузии «изучить правила дорожного движения и государственный язык». «Этот сотрудник поступил согласно действующему законодательству, а житель Гагаузии должен внимательно изучить правила дорожного движения и государственный язык, который в следующий раз поможет нашим сотрудникам объяснить водителю причину нарушений», — сказала Алина Збанка (цитата по gagauzinfo.md).
В письме, которое NM отправил пресс-секретарю НИП и на которое не получил ответа, речь шла о 12 статье закона «О национальных меньшинствах». Согласно этой статье, «лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право обращаться в публичные учреждения в устной и письменной форме на молдавском или русском языках и получать ответ на языке обращения».
Инцидент, напомним, произошел в субботу, 12 января, в Чимишлийском районе. Сотрудник патрульной полиции остановил автомобиль жителя Вулканешт и потребовал предъявить документы. Водитель сказал полицейскому, что не понимает румынского, и попросил говорить с ним на русском. Полицейский отказался, отметив, что «русский язык понимает, но говорить на нем не обязан».
Ролик вызвал большой резонанс. Очень быстро соцсети наводнили сотни комментариев, многие из которых были в грубой и агрессивной форме. Комментарии и полемика порой переходили в откровенные речи ненависти и разжигание межнациональной розни.
Высказалась о ситуации и башкан Гагаузии Ирина Влах, которую возмутил отказ полицейского ответить водителю на русском языке. Влах также заявила, что ждет реакции на этот инцидент главы МВД. «Глубоко возмущена поведением сотрудника полиции, отказавшегося говорить с водителем из Гагаузии на русском языке. Молодой человек, недавно надевший форму полицейского, искренне уверен, что не обязан переходить на язык межнационального общения, когда его об этом просят. Возникает резонный вопрос – а знаком ли этот полицейский с Кодексом о правонарушениях, законами «Об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери)», «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам и правовом статусе их организаций» и иными законодательными актами, предписывающими представителю власти обеспечить доступ к информации не только на государственном языке? И какие вообще есть внутренние инструкции на этот счет в Генинспекторате полиции? Ожидаю реакцию главы МВД по произошедшему инциденту», — цитирует Ирину Влах gagauzinfo.md.
Председатель Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства Ян Фельдман в беседе с NM отметил, что по закону полицейский должен был ответить на русском. «Есть закон о правах национальных меньшинств, который говорит о том, что гражданин выбирает русский или румынский язык общения с органами государства и власти», — сказал он.
Отметим, что специальный докладчик ООН по вопросам меньшинств Рита Ижак в 2017 году призвала правительство Молдовы «удвоить усилия для того, чтобы гарантировать гражданам возможность по собственному выбору обращаться в государственные учреждения на государственном языке, русском языке или на языке меньшинств».