В Тирасполе 28 января открыли первый в городе памятник жертвам Холокоста, погибшим на территории Приднестровья. На открытии представители приднестровских властей постоянно сравнивали события 40-х и 90-х, вспоминая о «гидре национализма». После официальной церемонии состоялся круглый стол, за которым представители двух берегов Днестра впервые вместе обсудили проблемы сохранения памяти об этих событиях.
«Всю жизнь он носил в себе два осколка — в голове и в спине»
У Приднестровского региона особое значение в истории Холокоста на территории Молдовы. В 1941 году всех евреев Бессарабии, Буковины и восточной части Румынии, не погибших во время погромов, расстрелов, от голода, болезней или пыток, депортировали за Днестр. Там было создано губернаторство Транснистрия под управлением румынской администрации со столицей в Одессе. Новая провинция охватывала территорию между Днестром и Южным Бугом южнее Жмеринки. На этой территории было уничтожено более 200 тыс. евреев, не считая убитых немцами в 1941 году. Из евреев, попавших в Транснистрию, удалось выжить не более трети.
Памятник жертвам Холокоста установили в Тирасполе на одном из мест массовых расстрелов. В Приднестровье подобный монумент устанавливают не впервые. Памятники жертвам Холокоста есть в Бендерах, селе Плоть, в Рыбнице и Дубоссарах, где убили около 18 тыс. евреев, и других городах. В каждом из них инициаторами и спонсорами установки памятников становились местные еврейские общины или потомки тех, кто пострадал на этой территории.
Монумент в Тирасполе тоже установили благодаря финансовой поддержке главы Еврейской общины Молдовы, бизнесмена Александра Билинкиса. Как рассказал Билинкис, его родителям-тираспольчанам чудом удалось избежать смерти.
«Мой дедушка, тогда военнослужащий, в середине июля 1941 года отправил бабушку, мою маму и ее сестру в товарном вагоне из Тирасполя вглубь Советского союза. Они вернулись сюда в 1945 году. Отсюда же эмигрировал и мой отец, но потом попал под обстрел в Одессе. Всю жизнь он носил в себе два осколка — в голове и в спине», — рассказал глава Еврейской общины. По его словам, события 1940-х годов нельзя ревизовать, а новый памятник станет призывом к новому поколению «не повторять ошибки, учиться толерантности и человеческим взаимоотношениям». Билинкис открывал памятник рука об руку с бывшей узницей приднестровского гетто Сюзанной Лебедевой.
Почтить память погибших в Холокосте съехались члены еврейских общин из нескольких городов Молдовы и Приднестровья. По традиции, которая начала складываться всего пару лет назад, в открытии памятника приняли участие и приднестровские чиновники.
Председатель Верховного совета Приднестровья Александр Щерба заявил, что 27 января для Приднестровья — такая же знаковая дата, как и для всего мира. «Мы, тираспольчане, приднестровцы — часть цивилизованного мирового сообщества», — подчеркнул Щерба и напомнил, что на этой территории всегда мирно жили представители разных национальностей.
«Чтобы это [Холокост] не повторилось, об этом нужно помнить. Тем более, что нам, приднестровцам, пришлось пережить подобное в начале 1990-х годов, когда снова стала прорастать гидра национализма. И под знаменами того, что одна нация, живущая в советской Молдавии, считается титульной и может иметь больше прав и должна доминировать, стал насаждаться фашизм. Спасибо российскому миротворцу и международному сообществу, что не дали разгореться этому», — вернул слушателей в настоящее Щерба. Он подчеркнул, что в мировом масштабе «братоубийственная война» 1992 года была незначительным событием, а для «приднестровского народа» ее значение огромно.
Связал события 1940-х годов с современной ситуацией и зампредседателя правительства Приднестровья Алексей Цуркан. Свою речь о необходимости отдать дань памяти еврейскому народу он закончил словами: «В Приднестровье живут представители более 30 национальностей, и нет у нас места ксенофобии, шовинизму, дискриминации. В этом наша сила, в этом мы едины».
Официальная церемония завершилась минутой молчания и чтением заупокойной молитвы кадиш.
Во время возложения цветов к памятнику подошли единственные представители «официального» Кишинева — депутат парламента Инна Шупак и глава совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства Ян Фельдман. Присутствующим их представили как «гостей столицы Приднестровья». Как позже выяснил NM, они прибыли в Тирасполь по приглашению местной еврейской общины.
«В этом участвовали не только немцы и румынские войска»
После открытия памятника в Приднестровском университете им. Т. Шевченко состоялся круглый стол «Холокост в исторической памяти Приднестровья». Встреча, в отличие от официальной церемонии, получилась двусторонняя: в ней участвовали местные чиновники, а также ученые и общественные деятели из Молдовы.
Выступающие делились тем, как на территории Молдовы и Приднестровья сохраняют память о событиях Холокоста. У представителей правого берега Днестра претензий к себе оказалось гораздо больше. Например, участники круглого стола не раз упоминали румынского писателя Пауля Гому, который отрицает Холокост, а при этом стал почетным гражданином Кишинева. Приднестровская сторона, в свою очередь, заверяла, что подобная ревизия исторических событий в их регионе невозможна.
Не обошлось и без того, как выразился один из слушателей, чтобы «каждый говорил на свою камеру». Присутствовавший на встрече советник Посольства России в Молдове Илья Уваров в своем обращении заявил, что для России память о Холокосте — это память о войне. И подчеркнул, что в мире сегодня снова происходят конфликты на национальной почве. «Кто-то даже пытается реанимировать нацизм. И это происходит даже в соседних республиках, бывших советских странах», — уточнил Уваров, явно имея в виду Украину.
Его мысль отчасти продолжил историк, бывший замминистра иностранных дел Приднестровья Игорь Шорников. Он прочел доклад о том, как в Румынии готовилось истребление евреев, и подробно рассказал, что происходило на территории Транснистрии. Историческую справку Шорников закончил отсылкой к современным событиям. По его мнению, именно «румынизм» и идея чистоты нации стали причиной приднестровского конфликта в 1992 году, а нынешняя популярность идеи объединения Молдовы с Румынией «не дает возможности гарантировать, что второго выпуска фашизма не будет». Он также рассказал о том, что на Украине даже научное сообщество искажает исторические факты о роли румынской армии в Холокосте. Например, число жертв преуменьшается в несколько раз.
Представители правобережной Молдовы в своих выступлениях не раз вспоминали о том, что нередко упускается и в местной историографии. «В этом участвовали не только немцы и румынские войска, это были и молдаване, и русские, и украинцы. Это могли быть соседи, друзья, коллеги, которые молча смотрели на происходящее, видимо, опасаясь за себя, и ничего не делали», — напомнила молдавский депутат Инна Шупак. Ее слова подтвердила преподаватель истории из Бельц Инна Гортолум. Она уверяла, что в школьных программах намеренно замалчивается роль местного населения в Холокосте, хотя есть документальные доказательства того, что евреев убивали, в том числе, жители Бессарабии и Транснистрии. В то же время участники круглого стола согласились, что нужно чаще говорить и о тех, кто, рискуя своей жизнью, спасал евреев. Таким людям мировой центр памяти о Холокосте «Яд Вашем» присуждает звание праведников мира. Это звание получили 79 жителей Бессарабии и Транснистрии. Из них 50 жили на территории нынешнего Приднестровья.
«Мы все время находимся в трех шагах от катастрофы»
Как оказалось, без внимания остаются и другие события этого периода истории. Историк, сотрудник Академии наук Молдовы Ион Думиника рассказал о «деликатно игнорируемом Холокосте ромов». На территории Транснистрии расстреляли и замучили почти 12 тыс. ромов. Румынские и немецкие войска, как рассказал Думиника, обращались с ними с особой жестокостью: например, членов ромских семей — сына и мать — заставляли прилюдно совокупляться под дулами ружей. Историк уточнил, что даже на такие события нельзя смотреть однобоко. Например, девушек, которых насиловали немецкие или румынские солдаты, их семьи не принимали обратно, считая поруганными. Из-за этого росло число суицидов. Как подчеркнул Думиника, единственный памятник ромскому Холокосту на территории бывшей Транснистрии находится в Николаевской области. Монумент, установленный в Кишиневе, разрушили вандалы. В Приднестровье таких памятников нет.
Тема отрицания и пересмотра некоторых событий Холокоста возникала в ходе обсуждений не раз. Глава совета по борьбе с дискриминацией Ян Фельдман рассказал, что сейчас в Молдове готовится законопроект о введении уголовного наказания за отрицание Холокоста. «На кого бы ни оглянуться — и в России, и в Румынии подобные законы уже есть», — уточнил Фельдман. По его словам, мы все время находимся «в трех шагах от катастрофы», поэтому об этих событиях нужно говорить открыто, чтобы не допустить их повторения.
С ним согласился и депутат Верховного совета Приднестровья Григорий Дьяченко. По его словам, в Приднестровье есть уголовное наказание «за оскорбление памяти Великой Отечественной войны», куда можно включить и отрицание Холокоста. Дьяченко предположил, что эту статью можно уточнить или дополнить.
Нашлись у представителей обоих берегов Днестра и общие проблемы. Приднестровская сторона посчитала, что местные школьники недостаточно знают о Холокосте, но все-таки оценила сдвиги. Например, во многих школьных мини-музеях есть экспозиции, рассказывающие об этих событиях. Кроме того, местные власти планируют сделать историю третьим обязательным выпускным экзаменом.
Гости из Кишинева были более критичны к состоянию образования. Они говорили о том, что в школьных учебниках по истории слишком мало информации о Холокосте — она есть только в книгах для 9 и 12 классов. Кроме того, сведения ограничиваются парой абзацев и часто содержат неточные формулировки из-за некачественного перевода с румынского языка. Детали того, как и почему Германия и Румыния пришли к идеям нацизма, вообще опущены.
По итогам обсуждений была принята резолюция о необходимости создать образовательные программы, проводить исследования и увековечивать память о Холокосте. «Нам предстоит объединить усилия. В сохранении памяти о Холокосте мы едины, и это единство должны укреплять», — призвала под конец круглого стола советник лидера Приднестровья Анна Волкова. Ей вторил и ректор Приднестровского университета Степан Берил: «Давайте будем едины в понимании того, что есть добро, а что есть зло. Желаю нам всем сохранить эту атмосферу диалога».