Молдавской независимости 24 года. Почти через четверть века надежд, иллюзий, разочарований и геополитических метаний за республикой прочно закрепился термин «захваченное государство», а символом государства стал украденный €1000000000. NM вспомнил основные вехи молдавской независимости.
27 августа 1991 года. Парламент Молдовы принимает Декларацию о независимости. За создание независимого молдавского государства проголосовали 274 из 300 народных избранников. В тот же день за Декларацию о независимости символически проголосовали поднятием рук несколько сотен тысяч жителей страны, собравшихся на Великое национальное собрание на центральной площади Кишинева.
2 марта 1992 года. Началась активная фаза приднестровского вооруженного конфликта. Наиболее кровопролитные бои произошли во второй половине июня в Бендерах. К концу июня, когда число погибших с обеих сторон, в том числе мирных жителей, исчислялось сотнями, в конфликт открыто вмешались находившиеся в регионе части 14-й армии РФ. А уже к началу июля стартовали переговоры о прекращении огня. 21 июля 1992 года в Москве тогдашними президентами РФ Борисом Ельциным и Молдовы Мирчей Снегуром в присутствии приднестровского лидера Игоря Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». Политическое решение конфликта не найдено до сих пор — страна остается разделенной, а конфликт — замороженным.
13 июля 1995 года. Республика Молдова — первой из постсоветских республик — становится членом Совета Европы. Одновременно государство взяло на себя обязательства внедрить европейские стандарты в сфере демократии, защиты прав человека и построения правового государства. Обязательства эти, правда, так и не были выполнены, и 20 лет спустя Молдова так и остается под мониторингом Парламентской ассамблеи Совета Европы.
5 июля 2000 года. Парламент Молдовы провел конституционную реформу, целью которой был переход к парламентской форме правления. Это стало результатом конфликта между тогдашним президентом Петром Лучинским, добивавшимся перехода к президентской республике, и депутатами, не желавшими расширения полномочий президента. Одним из результатов реформы стал переход от всенародных выборов президента к его избранию в парламенте.
25 февраля 2001 года. К власти в Молдове после продолжительного политического кризиса приходит Партия коммунистов (ПКРМ), получившая конституционное большинство мест в парламенте. Избранный президентом лидер ПКРМ Владимир Воронин, несмотря на урезанные в ходе реформы конституционные полномочия, становится фактически единоличным руководителем страны, авторитарно управлявшим и правительством и парламентским большинством.
25 ноября 2003 года. Президент Владимир Воронин под давлением западных дипломатов и протестов оппозиции в последний момент отказался от подписания уже парафированного им плана воссоединения двух берегов Днестра, разработанного тогдашним замглавы администрации президента РФ Дмитрием Козаком. «Меморандум Козака» предполагал урегулирование приднестровского конфликта путем создания общего федеративного государства. Сторонники подписания меморандума до сих пор уверены, что тогда Кишинев упустил шанс урегулировать давний конфликт. Критики документа настаивают на том, что Молдова чудом избежала опасности если не навсегда то надолго лишиться европейской перспективы и подпасть под российское влияние (документ предполагал сохранение в стране военного присутствия РФ). Так или иначе, но ни до, ни после этого момента Кишинев и Тирасполь ни разу не были столь близки к разрешению конфликта.
7 апреля 2009 года. После состоявшихся двумя днями ранее парламентских выборов, победу на которых одержала Партия коммунистов, в Кишиневе проходят протесты под антикоммунистическими лозунгами и с требованиями «свободы». В какой-то момент мирная акция перетекает в массовые беспорядки: разгромлены и подожжены здания парламента и президентуры. Зачинщики и организаторы этих действий так и не установлены.
29 июля 2009 года. На состоявшихся досрочных парламентских выборах Партия коммунистов потеряла лидерство, и к власти пришла проевропейская оппозиция. В стране, уставшей от восьми лет безраздельного правления коммунистов, создается альянс «За европейскую интеграцию» (АЕИ), созданный лидерами Либерально-демократической, Демократической и Либеральной партий Владом Филатом, Марианом Лупу и Михаем Гимпу. Хотя в соглашении о создании коалиции была провозглашена цель укрепления правового государства, в секретном приложении к нему был пописан противоречащий европейской практике алгоритм политического распределения всех госдолжностей, включая руководителей правоохранительных структур, Генпрокуратуры и Нацбанка.
16 марта 2012 года. После продлившегося более двух с половиной лет непрерывного политического кризиса, связанного с неспособностью парламента избрать президента, главой государства избран бывший судья беспартийный Николае Тимофти. За него проголосовали партии АЕИ и отколовшаяся от ПКРМ группа социалистов во главе с Игорем Додоном. При этом критики властей до сих пор утверждают, что президент был избран с нарушением предусмотренных законодательством сроков. За время нахождения у власти за Тимофти закрепилась репутация послушного и несамостоятельного политика, полностью подконтрольного лидерам АЕИ.
5 апреля 2012 года. Подконтрольный АЕИ Координационный совет по телерадио отозвал лицензию на вещание у оппозиционного телеканала NIT за «предвзятое освещение событий». Несколько месяцев по инициативе либералов парламент принял решение о запрете коммунистической символики, которую использовала крупнейшая оппозиционная партия страны. Осенью того же года, впрочем, это решение было отменено Конституционным судом.
6 января 2013 года. Лидер движения «Антимафия» Серджиу Мокану на пресс-конференции рассказывает об убийстве в декабре 2012 года предпринимателя Сорина Пачу (на фото выше) в ходе чиновничьей охоты в заповеднике «Пэдуря Домняскэ». Из его слов следует, что участники охоты — в основном чиновники, приближенные к Демпартии, — скрывали произошедшее на протяжении двух недель. Это спровоцировало острый политический кризис, который завершился распадом альянса «За евроинтеграцию» и едва не привел к роспуску парламента и досрочным выборам.
22 апреля 2013 года. Конституционный суд тогда принимает политическое решение, согласно которому лидер либерал-демократов Владимир Филат не имеет право занимать должность премьера, поскольку возглавляемое им правительство было отправлено в отставку по подозрению в коррупции. Этому решению предшествовал конфликт Филата с первым вице-председателем Демпартии, олигархом Владимиром Плахотнюком, которому приписывают контроль над Конституционным судом и другими госинститутами. С тех пор пост премьера стал для Филата недосягаем.
28 апреля 2014 года. Граждане Молдовы получили возможность без виз посещать Евросоюз. По новым правилам находиться в странах ЕС без визы можно до 90 дней в течение шести месяцев.
27 июня 2014 года. В Брюсселе состоялось подписание Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС. Наряду с либерализацией визвого режима это стало главным внешнеполитическим достижением за пять лет правления партий, обещавших построить в Молдове европейское правовое государство. Еврочиновники, впрочем, не скрывали, что и соглашение об ассоциации, и утвержденная в тот же период либерализация визового режима в ЕС для граждан Молдовы были скорее не заслуженным итогом процесса демократизации и реформ, а результатом геополитической конъюнктуры и авансом. Как выяснилось впоследствии, авансом незаслуженным.
30 ноября 2014 года. В Молдове состоялись парламентские выборы, ставшие самыми скандальными и грязными за всю ее историю. Одержать на них номинальную победу партиям, называющим себя проевропейскими, удалось лишь с помощью крайне сомнительных и недемократичных методов, вызвавших озабоченность даже у западных партнеров. Под вопросом оказалась легитимность не только выборов, но и самой власти. Ощущение это усилилось, когда выяснилось, что за несколько дней до выборов на глазах у Нацбанка и надзорных органов банковская система страны была ограблена на $1 млрд. Виновных в «краже века» ищут до сих пор. А история с украденным миллиардом окончательно превратила Молдову из европейской «истории успеха» в «захваченное государство» даже в глазах ее самых лояльных и преданных «партнеров».
10 августа 2015 года. В газете The New York Times вышла статья генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда (на фото) о Молдове. Высокопоставленный европейский чиновник жестко и откровенно высказался по поводу существующих в республике проблем и назвал Молдову «захваченным государством», которое следует вернуть народу.