Во время «восстановления» еврейского кладбища в Кишиневе пострадали, по разным подсчетам, от 80 до 100 надгробий: на них упали срубленные рабочими деревья. В числе поврежденных памятников — надгробия жертв еврейского погрома 1903 года. Глава Агентства инспектирования и реставрации памятников Ион Штефэницэ считает, что это было оправданной жертвой: по его словам, если бы рабочие пытались срубить деревья иначе, то пострадал бы кто-нибудь из них. Он пообещал, что разрушенные надгробия отреставрируют.
Еврейское кладбище в Кишиневе начали восстанавливать с осени 2018 года: его должны были, среди прочего, очистить от зарослей кустарника и веток.
В марте архитектор Андрей Агапие опубликовал на своей странице в Facebook фотографии кладбища. На них было видно, что вокруг свежесрубленных деревьев разрушено множество старых надгробий. Снимки вызвали возмущение пользователей соцсетей.
Глава Агентства инспектирования и реставрации памятников (ответственно за мониторинг работ на кладбище, подчиняется министерству просвещения, культуры и исследований — NM) Ион Штефэницэ в разговоре с корреспондентом NM призвал «не драматизировать» ситуацию. По его словам, очистка кладбища от деревьев оказалась очень «сложным процессом», потому что тяжелая техника не могла проехать между захоронениями.
Он признал, что при вырубке деревьев пострадало около 80 надгробий, но посчитал это оправданной жертвой. «Мы думали в первую очередь о безопасности рабочих. Да, пострадали памятники, но мы радуемся, что не было человеческих жертв», — пояснил Штефэницэ, добавив, что другого способа очистить кладбище не было. При этом он подчеркнул, что сам не раз призывал работников аккуратно обращаться с памятниками. Однако добавил, что многие из них были разрушены не во время работ, а гораздо раньше, когда кладбища находилось в запустении.
Штефэницэ пообещал, что все поврежденные надгробия отреставрируют. И отметил, что главное, что началась «реабилитация и реставрация кладбища, где 50 лет ничего не делалось». Он затруднился ответить, когда закончатся работы, и кто будет реставрировать надгробия. И добавил, что проект реабилитации кладбища еще находится на этапе разработки. Этим занимается группа архитекторов под руководством архитектора и реставратора Евгения Смолина.
Восстановление кладбища проходит под присмотром еврейской общины Кишинева. По словам раввина Шимшона Даниэля Изаксона, рабочие неаккуратно убирали деревья, пока не было надзора общины.
«Когда рубили, далеко не всегда рубили по частям и аккуратно. Время от времени, когда не было надзора с нашей стороны, просто рубили дерево целиком, и оно падало на камни», — рассказал NM раввин. По его словам, члены общины зафиксировали все надгробия, разрушенные во время работ. По их подсчетам, их оказалось более ста.
«Нам пообещали, что отремонтируют все разрушенное как часть комплекса. Но из-за непонятной политической ситуации или других забот сейчас затишье», — подытожил Изаксон. Он надеется, что власти все-таки доведут обещанную реставрацию до конца.
Доктор филологии, старший научный сотрудник Института культурного наследия Ирина Шихова в беседе с NM заметила, что до начала работ еврейское кладбище действительно было в ужасном состоянии. Муниципальные службы, в чьем ведении оно находилось, расчищали только несколько основных дорожек, а в центре кладбища были «настоящие джунгли».
По ее наблюдениям, министерство просвещения, культуры и исследований после передачи ему кладбища «очень активно взялось за работу, вероятно, торопясь к выборам». Работы не ограничились расчисткой: рабочие в ускоренном темпе начали под корень спиливать деревья.
«Деревья падали, ломались надгробия. Это происходило не так массово, как сейчас кажется, но повреждения есть по всему кладбищу. Очень четко можно увидеть, где старые исторические повреждения, а где белеют новые», — рассказала Шихова.
Исследователь уточнила, что нет никакого правила о том, что на еврейском кладбище не должно быть деревьев. По мнению Шиховой, не ясно, зачем вообще надо было спиливать столетние деревья вместо того, чтобы просто почистить кладбище.
Она уточнила, что министерство только однажды обращалось в Институт культурного наследия за советом о том, какие работы можно проводить на кладбище, обладающем статусом памятника. Тогда исследователи, кроме прочего, посоветовали министерству обратиться к специалистам по реставрации, у которых есть опыт работы на старых кладбищах. Окончательный проект работ Шиховой и ее коллегам не показывали.
Она отметила, что во время работ повредили, в том числе, самый ценный квартал кладбища, где располагаются могилы жертв еврейского погрома 1903 года. В полной мере, по ее мнению, восстановить утраченное нельзя.
Напомним, в октябре 2018 года премьер Павел Филип призвал разработать план восстановления еврейского кладбища в Кишиневе и строительства еврейского культурного центра, который будет включать и несколько исторических объектов еврейской общины. Тогда Филип отметил, что кладбище сильно разрешено и на его части можно построить музей.
Уже в ноябре 2018 года мэрия Кишинева передала еврейское кладбище на баланс министерства просвещения, культуры и исследований. Одновременно с этим начали восстановливать кладбище.