Оппозиционные партии продолжают консультации о формате участия в намеченных на осень президентских выборах. Однако единого видения «профиля» потенциального общего кандидата у оппозиционеров нет. Одни оппозиционные лидеры выступают за выдвижение единого кандидата от левой и правой оппозиции, другие — готовы вести переговоры только с представителями своего политического фланга. Обсуждается также возможность поиска подходящей фигуры в гражданском обществе. Эксперты считают, что идея выдвижения единого кандидата от левых и правых — здравая, но утопичная.
На одном поле
С инициативой подключения к консультациям о едином оппозиционном кандидате на пост президента представителей левых партий выступила партия «Платформа Достоинство и правда» (Demnitate și adevăr — DA). По мнению представителей DA, в переговорах должны принять участие все «антиолигархические политформирования», в том числе с левого фланга.
Лидер платформы Андрей Нэстасе полагает, что все противники «режима Плахотнюка» (Владимир Плахотнюк — первый зампред Демпартии — NM) должны выработать общую стратегию для проведения досрочных парламентских выборов, в идеале — одновременно с президентскими.
Председатель Партии социалистов РМ (ПСРМ) Игорь Додон на призыв Нэстасе ответил согласием. В беседе с NM Додон сказал, что «ПСРМ открыта для диалога». И первые встречи в рамках таких консультаций уже состоялись. Пока в них приняли участие лидер Андрей Нэстасе, Игорь Додон и лидер «Нашей партии» Ренато Усатый, также выступающий за объединение усилий оппозиции, независимо от идеологических предпочтений.
По словам Додона, имена потенциальных кандидатов на встречах не назывались, а в ПСРМ окончательное решение по кандидату примут на основании мнения большинства членов политформирования. Ранее, напомним, политисполком ПСРМ рекомендовал республиканскому совету партии выдвинуть кандидатом в президенты Игоря Додона.
Лидер социалистов считает, что у оппозиционных партий есть три сценария дальнейших действий. «Первый — выдвижение нейтрального кандидата, второй — поддержка всеми оппозиционными силами одного из лидеров партий, третий — каждая партия идет со своим кандидатом, но не атакует друг друга и бьет только по власти», — сказал Додон.
«Мы должны встречаться еще и обсуждать не только кандидатов в президенты, но и дальнейшую повестку: определиться, как будем дальше работать, возможные протесты и т.д.», — добавил политик.
В отличие от платформы DA, другие правые партии к переговорам с левыми не готовы. До сих пор правые провели несколько раундов консультаций. В них приняли участие представители платформы DA, партии «Действие и солидарность» бывшего министра просвещения Майи Санду (Partidul Acțiune și Solidaritate — PAS), Либерально-демократической партии (ЛДПМ) и Народно-европейской партии (НЕПМ) экс-премьера Юрие Лянкэ.
Как заявил NM и.о. председателя ЛДПМ Вадим Пистринчук, консультации с лидерами правых партий проходят в еженедельном режиме. «Но вести переговоры с не проевропейскими партиями мы не будем», — уточнил либерал-демократ.
Председатель НЕПМ Юрие Лянкэ в беседе с NM также подчеркнул, что для его партии «однозначно никаких переговоров с левыми партиями быть не может». «У меня есть вопросы к Нэстасе, как это вообще может происходить», — сказал Лянкэ. По его словам, пока даже правым партиям не удалось прийти к каким-либо результатам относительно «профиля» потенциального кандидата.
Лидер PAS Майя Санду также дала понять, что не приветствует расширение формата дискуссий по определению единого кандидата. Она уточнила, что «в задачи политформирования входит не только освободить страну от олигархов, но переформатировать систему таким образом, чтобы государство более не могло быть захвачено одним лицом или группой лиц».
Молдове, считает Санду, необходима демократия, сильные государственные институты и экономика, соблюдение фундаментальных прав и свобод человека. «Этого можно добиться выполнением Соглашения об ассоциации. Соответственно, PAS может поддержать только того кандидата, который привержен обязательствам по исполнению Соглашения об ассоциации», — сказала экс-министр в ходе публичных дебатов на эту тему.
В платформе «Достоинство и правда», однако, не намерены отказываться от своей идеи расширения переговорного формата. По словам Андрея Нэстасе, он и его сторонники будут и дальше «пробовать убедить оппозицию в том, что единый антиолигархический кандидат стал бы лучшим решением для народа».
«Мы считаем это идеальным вариантом. Есть еще время, мне кажется, не стоит торопиться. Для нас интерес страны превыше партийного, и мы считаем, что только у кандидата, который сможет заручиться поддержкой большого сегмента электората, есть шансы на победу, в том числе и против нынешнего режима. Не получится — пойдем по другому пути», — заявил лидер DA в беседе с NM.
По его словам, вызывает беспокойство то, что подобные предложения отклоняются изначально, без обсуждения. Нэстасе добавил, что для него президентство — не самоцель, и он готов уступить и отказаться от участия в выборах, если всей оппозиции удастся договориться о выдвижении единого кандидата «с реальными шансами выиграть и демонтировать этот криминальный режим».
В рамках консультаций правых партий обсуждается и вариант выдвижения как общего кандидата нейтральной фигуры из рядов гражданского общества. Андрей Нэстасе и Майя Санду подтвердили NM, что такой сценарий обговаривался, но конкретных имен называть не стали. В СМИ между тем звучали версии, что непартийным кандидатом может стать директор ADEPT Игорь Боцан или директор IDIS Viitorul, экс-посол в США Игорь Мунтяну.
Впрочем, Игорь Боцан в беседе с NM подчеркнул, что ему подобных предложений не поступало, а если они появятся, то его ответом будет категорическое «нет». Игорь Мунтяну сказал, что не желает комментировать слухи, подчеркнув, что ему не предлагали выдвижение в президенты.
Разные голоса
Пока определенности с перспективой участия оппозиционных сил в президентских выборах нет, некоторые партии уже включились в подготовку к избирательной кампании. Игорь Додон и Андрей Нэстасе активно проводят встречи с гражданами в регионах.
В пресс-службе PAS сказали, что поскольку избирательная кампания еще не началась, руководство партии пока встречается только с членами политформирования в районах.
Со своими сторонниками в регионах работают и «народные европейцы». Генсек НЕПМ Михай Кэпэцинэ сказал NM, что встречи в районах проводятся практически еженедельно. На них присутствуют представители территориальных организаций и местные жители. «Обсуждаем партийные дела и ситуацию в стране. Ввиду того, что предвыборная кампания еще не началась, в повестке встреч у нас нет президентского вопроса», — уточнил Кэпэцинэ.
Что касается ЛДПМ, то у них первым вопросом на повестке дня стоит смена руководства партии. Арестованный по обвинению в коррупции экс-премьер Владимир Филат ранее сообщил, что на очередном съезде ЛДПМ, который пройдет до конца июня, сложит с себя полномочия лидера и приостановит членство в партии.
Наиболее вероятным новым председателем партии называют экс-министра обороны Виорела Чиботару. Он сам подтвердил NM намерение выдвинуть свою кандидатуру на этот пост.
Своего потенциального претендента на президентское кресло либерал-демократы, в отличие от других оппозиционных сил, пока не обозначили. Вадим Пистринчук, впрочем, уверяет, что «потенциальные кандидаты [у ЛДПМ] есть».
Эксперты, с которыми побеседовал NM, не сомневаются, что выдвижение единого кандидата от оппозиции значительно увеличило бы его шансы одержать победу над выдвиженцем власти, однако возможностей договориться у правых и левых политиков не так много.
«Очевидно, что общим кандидатом не может быть лидер одной из нынешних оппозиционных партий, потому что это будет означать, что все остальные должны работать на него. Это должен быть нейтральный человек, который внушает доверие и уверенность в том, что он будет бороться с олигархическим режимом, а не наоборот», — сказал NM директор центра политического анализа Politicon Анатол Цэрану.
Эксперт не исключает, что заявления некоторых участников переговоров о готовности обсуждать выдвижение общего «антиолигархического» кандидата могут быть ничем иным как дымовой завесой.
«Вполне вероятно, что среди партий, позиционирующих себя как антиолигархические, могут быть силы, которые на самом деле находятся в услужении у олигархии, но умело скрывают это. Либо в этих партиях могут быть влиятельные лица, подконтрольные олигархии», — отметил Цэрану.
Для либерал-демократов, по его словам, сегодня сейчас важнее провести ребрендинг партии, чем участвовать в дискуссиях об «идентификации единого кандидата».
Сомнения у эксперта вызывает и искренность Додона, когда он говорит, что готов участвовать в переговорах в широком формате. «Хоть я не верю, что Додон может стать президентом, но у лидера социалистов, согласно социологическим опросам, хороший рейтинг. Поэтому он заинтересован стать фаворитом президентской гонки», — считает эксперт. Эти же соображения, по его словам, можно применить и ко всем участникам этих дискуссий
Политический аналитик Денис Ченуша считает более вероятным вариант определения единого кандидата от партий правого толка. А выдвижение общего кандидата от широкой оппозиции он считает не более чем утопией: «Они могут организовать совместные протесты, но выбрать единого кандидата — вряд ли. Тем более я не вижу, например, никаких предпосылок для того, чтобы Усатый или Додон поддержали кандидата, у которого проевропейские взгляды».
Разногласий, по словам Ченушы, хватает и среди лидеров правых партий. Так, Андрей Нэстасе, по утверждению эксперта, выступает против проведения праймериз, понимая, что на них, скорее всего, выиграет Майя Санду. А что касается партии Лянкэ, то «существует версия, что у них есть цель сделать все возможное, чтобы не было единого кандидата», говорит аналитик.
По словам бывшего постпреда Молдовы при ООН Алексея Тулбуре, шансы на то, что оппозиция договорится о едином кандидате, невелики. «Но если абстрагироваться от этого, то единый кандидат — здравая идея. И было бы хорошо, чтобы его поддержали и левые, и правые», — считает эксперт.
Тулбуре считает, что стремление правых политиков, в первую очередь Майи Санду, «сохранить идеологическую чистоту» и не участвовать в переговорах в широком формате, может обернуться проигрышем как для них, так и для страны. Поскольку, если оппозиция останется раздробленной, ни у одного из ее лидеров нет шансов на победу, уверен эксперт.
Если же все-таки единый кандидат найдется, полагает эксперт, не стоит сбрасывать со счетов, что Конституционный суд «по указанию Плахотнюка» может аннулировать или пересмотреть собственное решение от 4 марта, и президентских выборов вообще не будет.
«Но если, опасаясь проигрыша в случае появление сильного единого кандидата, власть выборы отменит, тогда это будет прекрасный повод вывести объединенных людей на улицы и попытаться решить задачи, стоящие перед обществом», — подытожил Тулбуре.