В Молдове сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, каждый день из страны уезжают люди в поисках работы за рубежом, с другой стороны, молдавские работодатели жалуются на острый кадровый дефицит. NM попытался разобраться, почему так происходит, и поговорил об этом с руководителями предприятий разных секторов экономики.
«Просто нет рабочей силы»
Директор текстильного предприятия Artima, председатель Ассоциации работодателей в легкой промышленности Александра Кан:
Дефицит кадров — самая большая проблема в народном хозяйстве страны. В легкой промышленности дефицит кадров сегодня не менее 5 тыс. Но кадровый голод испытывают не только промышленность или сельское хозяйство, но и медицина, образование, госсектор.
При этом Молдова продолжает экспортировать рабочую силу. В 1995-2000 годах в стране действительно была нехватка рабочих мест, так как предприятия закрывались из-за потери привычных связей и рынков сбыта. Но последние лет десять число предприятий сокращается из-за нехватки рабочих рук.
На нашей фабрике Artima раньше было 750 работников, потом 450, 350, 200, сейчас — чуть больше 100. Государство решило финансово стимулировать открытие новых рабочих мест: оно готово платить по 40 тыс. леев за одно такое место, но только если в течение года нанимается 100 работников. Но в нынешних условиях это очень сложная задача. Мы даем объявления о вакансиях в газеты, на радио, работаем с Агентством занятости, но безрезультатно. Просто нет рабочей силы. Мы берем сельских ребят, после ПТУ, учим их, но они здесь долго не задерживаются — уезжают.
На предприятиях легкой промышленности зарплата зависит от выработки. В отрасли есть швеи, которые получают 6-7 тыс. леев и больше. Те, кто профессионально подготовлен и эффективно работают, получают хорошую зарплату. Конечно, у нас не европейские зарплаты. Но в Молдове еще нигде нет европейских зарплат.
«Для большинства программистов работа в Молдове — промежуточный этап, затем они уезжают»
Гендиректор IT-компании Deeplace Вячеслав Кунев:
Кадровый голод в сфере IT связан с тем, что для абсолютного большинства программистов работа в Молдове — это промежуточный этап, затем они уезжают из страны. Поэтому в любой IT-компании постоянная текучка кадров.
В нашей компании не хватает 10-15% работников, мы постоянно в поиске. Привлекаем на работу студентов. Проблема кадрового дефицита не решится, пока люди будут уезжать из страны.
Вторая его причина в нашей области связана с тем, что из-за льгот, которые в Молдове получила IT-сфера, сюда потянулись иностранные инвесторы, которые перекупают сотрудников местных компаний. Учитывая, что предложение на рынке не увеличивается и остается стабильным — около 40 тыс. человек, это еще больше усиливает дефицит кадров.
Это касается всех специальностей, но каких-то больше. Сейчас, например, очень востребованы опытные менеджеры проектов, Java-Developerы, Net-Developerы и мобильные разработчики.
«Все, кто увольняется, говорят, что собираются уезжать из страны»
Директор одной из столичных служб такси, попросивший не указывать его имя и название компании:
Кадровый дефицит не просто острый, а очень острый. Сейчас у нас простаивает больше двух десятков машин. Вроде, и спрос на такси не падает, но водители уходят.
Возможно, повлияли новые правила работы такси (с 1 октября водители должны работать строго через кассовый аппарат, платить в месяц 1,5 тыс леев — подоходный налог, соцстрах и медстрах, плюс 300 леев местный налог. — NM) Но месяц еще не закончился, никакого анализа пока нет.
Возможно, ситуация с кадрами еще обострилась из-за того, что появилось «Яндекс.Такси». Может быть, у них более приемлемые условия работы. Сложно сказать. Знаю только, что все, кто увольняется, говорят, что собираются уезжать из страны, так как здесь нет возможностей для нормального заработка.
Новых работников найти не так просто. Есть определенные требования: стаж вождения не менее трех лет, сертификат от Национального агентства автотранспорта, медицинские справки. Кроме того, водитель должен знать город, уметь пользоваться GPS, смартфоном.
«Мы работаем и в Румынии, вот там действительно проблема с кадрами»
Основатель сети кофеен Tucano Coffee, и кафе Oliva Руслан Кожокару:
У нас нет серьезного кадрового дефицита. Не могу сказать, что такой проблемы у нас вообще нет, но она не критична. Мы работаем и в Румынии, и вот там действительно проблема с кадрами. Потому что там вообще нет сложностей с выездом в ЕС, и молодежь уезжает туда. Кроме того, в Румынии рынок развивается активнее, а число людей ограничено.
«На каждой радиоволне людей зовут за границу»
Председатель Ассоциации производителей и экспортеров фруктов Moldova Fruct, соучредитель садоводческой компании Farm Prod Виталие Горинчой:
Кадровый дефицит огромный. Сегодня найти агронома, инженера, тракториста, электрика или просто садовода — огромная проблема.
На каждой радиоволне людей зовут за границу, в том числе на сезонные работы, завлекая огромными заработками. Мы сравнивали с тем, сколько платят в Италии на сборе черешни. Там платят €8 в час, но, если исходить из объема собранного, у нас получается не меньше или не намного меньше. При этом человек дома, рядом с семьей.
Мы платим 3-4 лея за килограмм черешни. При этом мы стараемся создавать условия — привозим-увозим людей, кормим. А за границей можно попасть во всякие передряги, как недавно случилось с нашими молдаванами в Испании.
В нашей садоводческой компании работает 70-80 человек, в период уборки нам нужно еще столько же. Недостаток работников приводит к тому, что не всю продукцию удается убрать: например, предприятие Cercetonis (Vinaria din Vale) в этом году оставило 1,5 тонны сливы, так как не хватало рабочих рук, и надо было собирать виноград, а он дороже.
NM готовит материал о том, почему в Молдове сложно устроиться на работу и собирает подборку высказываний тех, кто ее искал и столкнулся с проблемами. Если вы хотите рассказать о своем опыте, пишите на нашу страницу в Facebook или корреспонденту Николаю Пахольницкому — [email protected].