Руки вверх. Почему в парламенте не используется электронная система голосования
8 мин.

Руки вверх. Почему в парламенте не используется электронная система голосования


Электронная система голосования, установленная в парламенте несколько лет назад, обошлась налогоплательщикам почти в 13 млн леев. Но она не используется: депутаты голосуют поднятием рук. Из-за этого сложно, а порой невозможно установить, кто и как голосовал за конкретный закон. Депутаты от оппозиции и вовсе утверждают, что «ручной режим» голосования открывает возможность для фальсификаций. NM выяснял, почему не работает электронная система голосования.

Bosch с ними

В министерство регионального развития NM сообщили, что электронная система голосования была установлена в 2013 году, «в соответствие с проектной документацией». 

Но аппарат парламента, судя по его ответу на запрос NM, обнаружил ее в зале заседаний годом позже. «В начале 2014 года в зале заседаний парламента была установлена конференц-система марки Bosch, оснащенная сопутствующим оборудованием и базовым программным обеспечением, исходя из выделенных на тот момент средств», — сообщили NM в аппарате законодательного органа.

Система стоила 12,7 млн леев. После беспорядков в апреле 2009 года ремонтом здания парламента занималось минрегионразвития и строительства (на ремонт потратили почти 362 млн леев — NM). Генподрядчиком на конкурсной основе выбрали компанию Consfirmgrup, которая и проводила ремонтные работы. Субподрядчиком стала Media Security, — эта компания занималась техническим оснащением парламента и зала заседаний. 

«В будущем планируется установка специального программного обеспечения, которое позволит использовать систему электронного голосования. Сколько на это понадобится средств, определим к моменту завершения работ и перехода здания на баланс парламента. Реконструкция еще не завершена, здание и оборудование находятся на балансе министерства регионального развития и строительства. Поэтому ответы на вопросы [почему не работает система и кто несет за это ответственность] можете узнавать у них», — так ответили в парламенте на первый запрос NM. 

Замминистра регионального развития и строительства Анатолий Золотков в беседе с NM заявил, что со всеми вопросами надо обращаться не в министерство, а в парламент. По словам Золоткова, блок «Г», в котором находится зал заседаний и все кабинеты фракций, «по договору были переданы аппарату парламента еще в 2014 году». «Мы сделали все, что нужно, согласно проектной документации, и передали им на баланс. Теперь они несут ответственность. В том числе, и за электронную систему», — подчеркнул Анатолий Золотков. 

В ответе на повторный запрос NM в парламенте все же признали, что блок «Г», включающий зал заседаний с неработающей системой голосования, находится на балансе аппарата законодательного органа. Тем не менее, в парламенте опять заявили, что и сейчас не могут рассказать о функциональных возможностях электронной системы. 

Секретный софт

18 ноября 2015 года постоянное бюро парламента приняло постановление, которое «предусматривает утверждение Концепции информационной системы E-parlament, в основе которой — система электронного голосования». «Сейчас отбор компании-консультанта для реализации проекта E-Parlament находится на финальном этапе», — отметили в аппарате парламента. Проект курирует представительство ПРООН в Молдове. 

О том, сколько денег понадобится на то, чтобы система заработала, станет известно позже — когда отобранная парламентом компания проведет оценку. В представительстве ПРООН NM пояснили, что компания проанализирует «весь законодательный процесс, начиная с выдвижения инициативы и до публикации закона».

«Техническая экспертиза электронной системы не входит в задачи компании», — уточнили в ПРООН. 

Со своей стороны, замминистра регионального развития в беседе с NM подчеркнул, что, по его мнению, неправильно говорить о том, что система голосования нефункциональна. «Она функциональна. Мы несли ответственность за техническую часть, и сдали ее, согласно проекту. Установленное оборудование позволяет голосовать в электронном формате. У парламента есть регламент, и теперь согласно ему должно быть разработано соответствующее программное обеспечение», — сказал Золотков. 

Минрегионального развития запросило у Media Security информацию о стоимости софта. «По их данным, на разработку может понадобиться €45 тыс.», — отметил Золотков. 

В парламенте уклонились от ответа на вопрос о точной сумме необходимых дополнительных средств. В Media Security вообще отказались отвечать на вопросы NM, а в фирме Consfirmgrup, ставшей генеральным подрядчиком, заявили, что вся информация, связанная с электронной системой голосования, — секретная. 

Один из учредителей компании (доля — 40%), администратор Consfirmgrup Александр Гуцу посоветовал со всеми вопросам обращаться к заказчикам — в министерство регионального развития и в парламент. 

«Заказчик официально уполномочен отвечать на вопросы. Я — просто исполнитель. Мы подписывали документ о неразглашении гостайны, поэтому я не имею права никому ничего говорить. Единственное, что могу сказать: мы установили систему, согласно проекту и плану задач», — отметил Александр Гуцу. 

Ловкость рук

Судя по всему, тайной является и то, как будет работать система после установки софта. В аппарате парламента NM не ответили, смогут ли СМИ узнать о том, как депутаты поименно голосовали за тот или иной законопроект, как это происходит, например, в Румынии. 

Впрочем, Золотков утверждает, что «установленное оборудование предусматривает возможность узнавать поименный список голосовавших депутатов». 

По его словам, система позволяет депутатам с помощью одной и той же электронной карточки получить доступ в здание парламента и проголосовать. «Система предусматривает автоматическую регистрацию депутатов на заседаниях», — сказал Золотков. 

«Электронные карточки мы используем только для того, чтобы регулировать включение и выключение микрофона. Возможно, карточки первоначально предназначались для электронной системы голосования, но, как всегда у нас бывает, что-то не заладилось», — рассказала NM глава фракции Партии коммунистов Инна Шупак. 

Сейчас подсчет голосов на заседаниях парламента ведут депутаты-счетчики. В первом секторе это социалист Владимир Односталко, во втором — демократ Олег Сырбу, в третьем — бывший либерал-демократ Георге Мокану. 

По словам Шупак, у коммунистов «много нареканий к Олегу Сырбу», который ведет подсчет голосов депутатов во втором секторе. «Фактически от них [счетчиков] зачастую зависит окончательное число голосовавших. И это очень удобно, когда ситуация на грани и для объявления кворума не хватает лишь одного депутата, или когда решение парламента утверждается большинством присутствующих», — отметила депутат. 

До недавнего времени, пока журналистов не пускали в зал заседаний, узнать, как проголосовал за определенный проект тот или иной депутат, можно было только с помощью видеозаписи. И то, если оператор снимал в тот момент нужный сектор зала. 

«Нам пришлось этим заниматься, чтобы посмотреть, кто голосовал за Декларацию о нейтралитете. Ведь в стенограмме не указывается поименный список депутатов, а во время заседания мы не успели рассмотреть всех голосовавших», — отметила Инна Шупак. 

По ее словам, по результатам голосования нередко возникают вопросы. «Например, Закон о реорганизации судов обсуждался достаточно долго. Несколько депутатов из числа бывших коммунистов выступили против него и проголосовали «против». Но когда дали слово депутату-счетчику, оказалось, что их голоса засчитали в поддержку проекта. Если бы депутатов это возмутило, они бы сказали… Но при наличии электронной системы такое было бы вообще невозможно. Кроме того было бы видно, что люди выступают против, а голосуют «за» тот или иной проект», — отметила глава фракции ПКРМ.

Шупак говорит, что отсутствие электронной системы голосования дает возможность для манипуляций, подтасовок и фальсификаций. 

Аналогичного мнения придерживается и депутат от Партии социалистов (ПСРМ) Григоре Новак. «Система не работает не потому, что она неисправна, а потому что кое-кто не хочет, чтобы она функционировала», — не сомневается он. В беседе с NM депутат сказал, что социалисты неоднократно поднимали этот вопрос, но результатов не добились. 

Новак привел в пример голосование за смещение с должности председателя комиссии по публичному управлению и региональному развитию, депутата ПКРМ Елены Боднаренко. Вместо нее на пост главы комиссии парламент назначил бывшую коммунистку Виолетту Иванову. «Мы тогда попросили объявить перерыв. Посовещались, изучили материалы и приняли решение не участвовать в голосовании, покинув зал. Однако нас все равно подсчитали — для кворума», — заявил социалист. 

Новак считает, что журналистов и операторов изначально не хотели пускать в зал заседаний, чтобы они не могли «фиксировать, кто и как голосует». «Теперь, когда операторы получили доступ, они применили новую тактику: за законопроекты голосуют не сразу после их обсуждения, а в специально назначенное время (чаще всего — в 14.00 или в 16.00. – NM), чтобы к моменту голосования в зале оставалось как можно меньше представителей СМИ», — уверен депутат.

Проверенный способ

А вот лидер Либеральной партии Михай Гимпу сомневается как раз в надежности электронной системы. По его словам, карточку для голосования можно передать другому депутату и так подтасовать результаты. 

«Посмотрите, что творится с этим в других странах. Когда поднимают руки, надежнее», — подчеркнул лидер либералов. 

Гимпу считает, что отсутствие системы для голосования, скорее, техническая недоработка, чем политическая проблема. «Посмотрите, как сделали ремонт в парламенте — спустя рукава! У нас в кабинете стул не поставишь», — посетовал либерал. 

Либерал-демократ Юрие Цап также склоняется к тому, что «отсутствие системы — техническая проблема». «Неисправности были с самого начала, некоторые депутаты не могли голосовать», — сказал Цап, добавив, что он не знает, почему неполадки до сих пор не устранили.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: