Успех да и только. Является ли резолюция ПА ОБСЕ успехом для Молдовы и приднестровского урегулирования
5 мин.

Успех да и только. Является ли резолюция ПА ОБСЕ успехом для Молдовы и приднестровского урегулирования


Парламентская ассамблея ОБСЕ, финальная сессия которой завершилась 11 июля в Берлине, приняла итоговую декларацию. Она включает и несколько резолюций. В один из документов по инициативе молдавской делегации включено требование вывести российские войска из Приднестровья и приступить к трансформации миротворческой операции. Консенсуса в итоге не получилось: российская делегация отказалась поддержать итоговый документ, а затем и вовсе покинула заседание в знак протеста. Молдавские власти тем не менее такой результат назвали большим успехом. NM попытался разобраться, станет ли это успехом и для переговорного процесса, или лишь инструментом в противостоянии с Москвой и в предвыборной кампании в Молдове.

Декларация и намерения

На завершающей сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Берлине приняли итоговую декларацию. Кроме основного документа, в нее входит несколько  дополнительных резолюций, касающихся Крыма и Южной Осетии. Упомянут в документах и приднестровский конфликт: по инициативе молдавской делегации был внесен пункт о необходимости вывода российских войск из Приднестровья и трансформации действующей миротворческой операции в гражданскую миссию под международным мандатом.

По словам главы молдавской делегации в ПА ОБСЕ демократа Сергея Сырбу, организация тем самым признала «необходимость интенсификации совместных усилий, чтобы иностранные вооруженные силы покинули территорию Молдовы». «Мы благодарны всем странам, которые решили быть рядом с нашей страной и ее гражданами», — отметил Сырбу. И заверил, что Молдова продолжит исполнять свои международные обязательства и будет «фактором стабильности в регионе».

О международном консенсусе в вопросах региональной безопасности, впрочем, говорить не приходится. Принять итоговый Берлинский документ консенсусом не удалось. Российская делегация отказалась поддержать документ, причем как раз по причине включения в него «антироссийских» резолюций.

По словам главы российской делегации Петра Толстого, депутатам сначала удалось выработать несколько «сбалансированных и объективных решений, которые способствуют укреплению доверия между всеми странами ОБСЕ», чего нельзя сказать о трех резолюциях. «По-прежнему возражаем против этих трех резолюций и вынуждены голосовать против нашей общей декларации, хотя она содержит много полезного», — сказал Толстой.

Против внесения в итоговые документы некоторых самых острых пунктов выступал и главный докладчик общего комитета ПА ОБСЕ по политическим вопросам безопасности, автор итоговой декларации Кристиан Вигенин. Он призывал «наводить мосты», помогать преодолевать разногласия и выстраивать диалог между странами, но к этим аргументам прислушались не все.

На финальной сессии перед голосованием по итоговой декларации и вовсе дошло до скандала. Российская делегация покинула заседание в знак протеста, обвинив председательствующего Георгия Церетели и секретариат организации в нарушении регламента.

Военный подход

ОБСЕ остается одной из немногих международных площадок, где Россия и условный Запад в условиях глобальной напряженности все еще могут искать и находить точки соприкосновения и компромиссы. При этом реальное положительное влияние на положение дел в регионе, в том числе в приднестровском урегулировании, как правило, имеют соглашения и документы, принимаемые не через конфликтный и политизированный подход, а консенсусом всех 57 стран организации.

Такими документами, поддержанными всеми международными посредниками, например, были Гамбургская и Венская декларации, принятые на министерских встречах ОБСЕ в конце 2016-го и 2017 гг. соответственно. В обоих документах зафиксировано, что переговорный процесс по приднестровскому урегулированию ориентирован на конкретные результаты, что Кишинев и Тирасполь в первую очередь займутся мерами повышения доверия и решением социально-экономических проблем. В декларациях также говорится о необходимости достигнуть результата по всем трем переговорным «корзинам» и найти всеобъемлющее решение конфликта на основе суверенитета и территориальной целостности Молдовы с особым статусом для Приднестровья.

Именно эти компромиссные документы, поддержанные всеми странами ОБСЕ, и сохраняющийся относительный консенсус и единый неполитизированный подход всех посредников в переговорном процессе «5+2», позволили достичь за последний год тех договоренностей, которые назвали самым крупным прорывом за многие годы переговоров.

newsmaker.md/rus/novosti/dnestrealizm-pochemu-v-kishineve-ispugalis-realnoy-diplomatii-spetspredstavitelya-36676

Такой подход, как и достигнутые договоренности, впрочем, резко критикует «геополитизированная» часть молдавского экспертного сообщества, выступающая против любых уступок. Речь идет о сторонниках жесткой линии по отношению к Тирасполю и критиках проводимой ОБСЕ политики «малых шагов». Они делают главный упор на военную составляющую конфликта, постоянно проводят параллели с Донбассом и обвиняют международных посредников в безразличном отношении к российскому военному присутствию на левом берегу Днестра, а молдавские власти — в недостаточном рвении в этом вопросе на международной арене.

Так или иначе, нынешнюю резолюцию ПА ОБСЕ молдавские власти называют своим очередным дипломатическим успехом. Сергей Сырбу в этой связи напомнил о другом громком достижении: в конце июня Молдове удалось заручиться в этом вопросе поддержкой и в Генассамблее ООН, где тоже была принята резолюция с призывом вывести российские войска из Приднестровья.

В МИДЕИ, впрочем, признают, что подобные резолюции не приводят к немедленным результатом. Но, как пояснила в эфире TVR Moldova госсекретарь МИДЕИ Татьяна Молчан, такие документы являются скорее важным «юридическим инструментом», позволяющим зафиксировать на международном уровне позицию Кишинева.

Не располагает к компромиссным подходам и внутриполитический фактор. В преддверии осенних парламентских выборов правящая Демпартия сделала главной темой своей кампании противостояние «российской угрозе». И в этих условиях ей нужна история «успехов», а не история «уступок». Даже если и то, и то — в кавычках.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: