Гражданина Молдовы, объявленного в международный розыск по делу о мошенничестве в особо крупных размерах, задержали в Испании. Мужчину экстрадировали в Молдову, сообщил 20 мая Генеральный инспекторат полиции.
По данным правоохранительных органов, 47-летнего мужчину объявили в розыск в 2015 году. Задержать его удалось в Испании.
Обвиняемого экстрадировали в Молдову 20 мая. В Кишиневе его поместили под предварительный арест на 30 суток.
Судебный процесс по делу о краже миллиарда, обвиняемым по которому проходит Владимир Плахотнюк, к концу 2025 года подошел к знаковой отметке: обвинение представило свои доказательства и свидетелей, и суд приступил к допросу свидетелей защиты. Плахотнюк тем временем закончил изучать материалы многотомного дела и наконец появился в суде. NM решил подвести промежуточные итоги судебного разбирательства по одному из самых громких в истории страны уголовных дел и рассказывает, какие доказательства представили прокуроры, и что на это ответила защита.
В чем обвиняют Плахотнюка
Речь идет о масштабном банковском мошенничестве, в результате которого из трех молдавских банков (Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank) украли сумму, эквивалентную миллиарду евро. История началась с захвата Иланом Шором контроля над государственным Banca de Economii (BEM). В 2013 году в результате дополнительной эмиссии акций доля государства в банке сократилась с 56% до 33,3%, что позволило структурам Шора получить доступ к управлению кредитным портфелем. Сама схема вывода активов, эквивалентных 12% ВВП страны, проходила в два этапа: сначала через выдачу безвозвратных кредитов компаниям-пустышкам, а затем через предоставление этим банкам кредитов на сумму украденных средств под гарантии правительства.
Стратегия прокуроров в этом деле опирается на показания десятков свидетелей, которые формально числились директорами получавших кредиты фирм-пустышек, но фактически не имели к ним отношения. Так, свидетель Думитру Брумару, работавший водителем в компании Илана Шора Dufremol, рассказал в суде, что под угрозой увольнения его заставили подписать документы в офисе Global Business Center, принадлежащем Плахотнюку, сделав номинальным директором фирмы Elcomet-Prim. Другая свидетельница, Алина Делиана, работавшая на ресепшене в бизнес-центре Плахотнюка, заявила, что ее подписи на кредитных документах были подделаны, так как в момент их подписания она находилась в США. Бывший сотрудник Petrom Moldova Валериу Волков тоже заявил о подделке своей подписи на документах, связанных с банковским мошенничеством.
Особое внимание обвинение уделило механизму вывода средств через Victoriabank. Согласно показаниям сотрудников Нацбанка Молдовы, в ноябре 2014 года офшорная компания Zenit Management LP, которую прокуроры связывают с Плахотнюком и Шором, перевела крупные суммы на счета Victoriabank. Эти средства были размещены как межбанковские депозиты в BEM, который мгновенно выдал их в виде кредитов «группе Шора». Когда возник дефицит ликвидности, правительство обязало Нацбанк выдать трем бнкам, участвовавшим в краже, кредиты под госгарантии: сначала на 9,5 млрд леев (правительство Юрия Лянкэ), а затем на 5 млрд леев (правительство Кирилла Габурича). Этими деньгами погасили обязательства BEM перед Victoriabank и Zenit Management. Таким образом, частный долг мошенников превратился в государственный долг граждан.
Важным свидетельством политического влияния Плахотнюка в этой истории стали, по версии следствия, показания бывших высокопоставленных чиновников Игоря Кормана и Иона Пэдурару о встрече в государственной резиденции в ноябре 2014 года. Они утверждают, что именно Плахотнюк, не занимавший официальных должностей в правительстве, взял тогда на себя инициативу и детально изложил план спасения банков через выдачу кредитов под госгарантии. При этом Пэдурару отметил, что Плахотнюк был «подготовлен лучше остальных» — премьера Юрие Лянкэ, и лидера Либерально-демократической партии Владимира Филата.
Защита Плахотнюка
Защита Владимира Плахотнюка, в свою очередь, строит стратегию на отрицании его связи с банками и перекладывании ответственности на политических оппонентов. Адвокаты и свидетели защиты, включая бывшего спикера парламента Андриана Канду, указывают на то, что, согласно партийным квотам правившего тогда Альянса за европейскую интеграцию, финансово-банковский сектор контролировали ЛДПМ Владимира Филата и Либеральная партия Михая Гимпу. По логике защиты, отсутствие у Плахотнюка административных рычагов управления в BEM и Нацбанке делает невозможным организацию им хищения.
Эту позицию подкрепили недавние показания суде бывшего вице-президента Нацбанка Иона Стурзу и бывшего вице-председателя Нацкомиссии по финансовому рынку (НКФР) Артура Германа. Стурзу заявил в суде, что ключевые госинституты тогда были разделены по партийным квотам, а тревожные отчеты о нарушениях в BEM годами саботировали правоохранительные органы. Он утверждает, что «плохие кредиты» копились в BEM еще с 2004 года, а реальное управление банком в 2013 году передавали частникам при активной поддержке тогдашнего премьер-министра Владимира Филата.
В свою очередь, Артур Герман отметил, что предоставление многомиллиардных госгарантий носило сугубо политический характер. Членов комиссий, которые принимали эти решения, ставили перед фактом, раздавая документы непосредственно перед заседаниями и называя подписание «политической необходимостью».
Герман также обратил внимание суда на то, что подобные мошеннические схемы стали возможными, после того как Конституционный суд лишил надзорные органы права блокировать подозрительные пакеты акций.
Сам Плахотнюк отметил в суде с иронией, что сумма в $39 млн, которую ему вменяют, несоразмерно мала для «главного организатора» кражи целого миллиарда, которым его называют.
Одним из самых сильных юридических аргументов защиты является противоречие в позиции прокуратуры относительно компании Zenit Management LP. Адвокаты указывают, что в уже вступивших в силу приговорах по делам Илана Шора и Вячеслава Платона бенефициарами этой компании называют именно их, а не Плахотнюка. Кроме того, защита использует материалы расшифровок разговоров Шора и Платона, где имя Плахотнюка не упоминается в контексте руководства операциями, связанными с банковской кражей.
Учитывая высокий темп заседаний по этому делу, ожидается, что приговор Плахотнюку могут вынести уже весной 2026 года.
28 ноября 2025 года Антикоррупционная прокуратура завершила представление доказательств обвинения по делу Владимира Плахотнюка, по которому его обвиняют в соучастии в краже миллиарда. После этого суд перешел к доказательствам и допросу свидетелей со стороны защиты. Суд уже заслушал семь из 27 свидетелей защиты, среди которых бывший спикер парламента Андриан Канду.
Владимир Плахотнюк проходит обвиняемым по нескольким уголовным делам, самое громкое из которых — о краже миллиарда. По данным прокуратуры, Плахотнюк через компании, которые контролировал Шор, получил $39 млн и €3,5 млн из украденных денег. Это дело прокуратура передала в суд в июле 2023 года.
Плахотнюк находился в бегах с 2019 года. Его задержали в Греции в июле 2025 года, а в сентябре экстрадировали в Молдову. В Кишиневе его поместили под предварительный арест в столичную тюрьму №13. Арест несколько раз продлевали, последний раз — в конце декабря.
О краже миллиарда евро из трех молдавских банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank — стало известно в конце ноября 2014 года. После этого Нацбанк ввел в этих банках спецуправление, а затем власти приняли решение их ликвидировать (банки до сих пор в процессе ликвидации). Тогда же Нацбанк выдал этим банкам под гарантии правительства кредиты на ту же сумму, что была украдена (примерно 14 млрд леев или по тогдашнему курсу €1 млрд). Как объяснили власти, кредиты нужны были, чтобы не допустить паники на банковском рынке. В счет этого долга правительство выпустило и передало Нацбанку гособлигации на 13,3 млрд леев под 5% годовых, которые обязалось погасить в течение 25 лет. Эти деньги власти перевели в разряд госдолга. Вместе с процентами за 25 лет эта сумма составит 24,5 млрд леев.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.