facebook.com/dodon.igor

Хороший фонд дороже денег. Почему законопроект об НПО не нравится Додону и социалистам

Парламент собирается рассмотреть во втором чтении законопроект об НПО. Этот проект два года пылился на полке после принятия в первом чтении.  Его вытащили на свет, после того как ЕС назвал его принятие одним из условий получения Молдовой макрофинансовой помощи. NM разбирался, почему законопроект так критикуют президент Додон и социалисты, при чем тут президентские выборы и фонд первой леди Din Suflet, и есть ли шансы, что новый закон об НПО примут.

Почему Додон и Кику против законопроекта

В первом чтении законопроект об НПО принял парламент прошлого созыва в мае 2018 года. О рассмотрении проекта во втором чтении заговорили этой весной, после того как ЕС назвал его принятие одним из условий предоставления Молдове транша макрофинансовой помощи в размере €30 млн.

Парламентская юридическая комиссия 28 мая одобрила законопроект и предложила  рассмотреть его во втором чтении на заседании парламента. После этого с критикой законопроекта выступили президент Игорь Додон и премьер-министр Ион Кику.

Додон заявил, что этот законопроект противоречит интересам Молдовы и направлен на «внешнее вмешательство в политическую жизнь страны». «Сейчас все наши оппоненты и западные партнеры настаивают на принятии этого закона. Объясню, почему. Потому что в этом законе ясно написано, что НПО могут оказывать услуги политическим партиям и получать финансирование из-за рубежа. Это значит, что кто-то из ребятишек из Гарварда открывает НПО, выделяет на его работу пару миллионов долларов, а потом это НПО вместе с партией Нэстасе, Санду или любой другой начинает политическую деятельность», — сказал Додон.

По его словам, если закон примут, то Молдова превратится в «в банановую республику, в которой сидят пару десятков тысяч НПО, которые руководят Молдовой». Додон также отметил, что, если за этот законопроект проголосуют демократы, то они нарушат условия коалиционного соглашения с социалистами.

Ион Кику тоже утверждал, что законопроект нельзя принимать в нынешней редакции, так как он ставит под сомнение вопросы политической деятельности в Молдове и может привести к вмешательству в ее внутренние дела.

Что говорят оппозиция и общественники

Два года назад законопроект об НПО  разработало министерство юстиции правительства Павла Филипа. Часть общественников считают, что законопроект не вносит ничего принципиально нового, а лишь упорядочивает те положения законов, что есть сейчас. Другие утверждают, что благодаря этому законопроекту НПО станет проще жить, например, станет легче зарегистрировать НПО, небольшим общественным организациям не нужен будет админсовет, а регистрировать НПО смогут и юридические лица.

Додон и Кику, критикуя законопроект, имели в виду, судя по всему, его шестую статью, в которой говорится, что НПО, учрежденные партиями и общественно-политическими организациями, «могут оказывать бесплатные услуги политическим партиям и общественно-политическим организациям для укрепления их организационных способностей». Но оказывать такие услуги, согласно законопроекту, НПО могут не в избирательные периоды.

Оппозиция, которая поддерживает законопроект об НПО, утверждает, что речь идет не о финансировании партий, а о работе НПО, связанных с политикой: проведением опросов, тренингов для партий и так далее. Опрошенные NM общественники, ратующие за утверждение проекта, говорили о том, что этот пункт касается только НПО, учрежденных партиями, а также о том, что ничего нового в этой части законопроекта нет.

Примечательно, что на заседании парламентской юридической комиссии, которая подготовила законопроект к принятию во втором чтении, социалисты не предложили поправок, касающихся финансирования НПО и их сотрудничества с политиками.

Социалисты предложили только одну поправку — чтобы закон об НПО вступил в силу со следующего года. Поправку поддержали четыре из восьми членов комиссии, и теперь дату вступления закона в силу должен утвердить парламент.

При чем тут фонд первой леди Din Suflet

Общественники и эксперты считают, что критика законопроекта президентом и социалистами связана не с тем, что НПО смогут оказывать политические услуги, как говорит Додон, а с использованием НПО во время предвыборных кампаний.

Исполнительный директор Ассоциации за демократию участия (ADEPT) Игорь Боцан предположил, что нежелание социалистов принимать закон связано с отчетностью и использованием фондов в предвыборных кампаниях. «Могу предположить, что закон о некоммерческих организациях относится и к фондам. А там все четко прописано. Если примут этот закон, он обеспечит большую прозрачность, обязав НПО каждый год публиковать отчеты. Это отлично», — отметил Боцан.

Однако, по его словам, есть и вторая составляющая. «Мы знаем, что в последние четыре года выросли фонд Edelweiss (фонд бывшего лидера Демпартии Владимира Плахотнюка), фонд имени Мирона Шора (фонд лидера партии «Шор» Илана Шора), фонд первой леди Din Suflet (фонд супруги президента Галины Додон). Почему эти фонды фактически финансируют политическую деятельность партий? Фонд первой леди очень способствовал своей деятельностью росту рейтинга социалистов. Но откуда деньги у фонда — ответа на этот вопрос не было», — сказал Боцан.

Глава Института публичных политик Аркадий Барбарошие, в свою очередь, указал на тот факт, что социалисты, несмотря на недовольство законопроектом, предложили лишь отложить вступление в силу закона до 2021 года. «Тут один интерес. В нынешнем законодательстве есть одно положение, которое не совсем четко сформулировано — оно позволяет фондам финансировать предвыборную кампанию (выборы президента должны пройти осенью 2020 года. — NM). Они хотят, [чтобы выборы президента осенью этого года прошли]  по-старому», — считает Барбарошие.

Также он указал на то, что, согласно законопроекту, фонды должны будут показывать средства, направляемые на благотворительность.

Еще один собеседник NM, знакомый с ситуацией, уверен, что критика законопроекта связана с близкой предвыборной кампанией, поэтому социалисты хотят, чтобы закон вступил в силу с 2021 года. «В шестой статье законопроекта прямо указано, что во время выборов НПО не могут оказывать поддержку и услуги [партиям] или заниматься агитацией. Формулировка действующего закона очень нечеткая в этом плане», — отметил собеседник.

По его словам, даже если агитация будет непрямая, а косвенная, то ЦИК, согласно новому закону, сможет вмешиваться и говорить об агитации с помощью общественных организаций.

Отметим, сейчас в восьмой статье закона об общественных объединениях говорится, что, если НПО занимается агитацией, то оно лишается права «на государственную целевую финансовую поддержку, льготное налогообложение, финансирование и кредитование». Также нынешний закон оговаривает, что НПО для агитации не имеют права использовать деньги, «полученные от иностранных и отечественных физических и юридических лиц, а также от государства».

Депутат-социалист Василий Боля сказал NM, что не будет комментировать обвинения в том, что ПСРМ выгодно, чтобы законопроект вступил в силу после президентских выборов: «Я — не комментатор и не собираюсь комментировать». По словам Боли, он предложил, чтобы закон вступил в силу с 2021 года, чтобы у действующих НПО было время подготовиться к переходу на новое законодательство.

В пресс-службе администрации президента NM также сказали, что не будут комментировать эти обвинения и «заявления политиков и политических комментаторов».

Социалисты против. Закон не примут?

Лидер Демпартии Павел Филип в интервью Unimedia заявил, что внес законопроект об НПО в повестку ближайших заседаний парламента.

Демократы планируют поддержать законопроект. Собеседники NM в Демпартии объяснили свое намерение тем, что этот законопроект разработало правительство Филипа, а также тем, что принятие этого законопроекта — одно из условий получения макрофинансовой помощи ЕС. Один из собеседников в Демпартии также не исключил вариант, что демократы поддержат предложение социалистов о вступлении в силу нового закона об НПО с 2021 года.

Василий Боля затруднился ответить на вопрос, будут ли социалисты голосовать за законопроект об НПО. По его словам, депутаты-социалисты обсудят этот вопрос на заседании фракции.

Получить комментарий по поводу законопроекта об НПО в делегации ЕС в Молдове NM не удалось: к моменту публикации материала NM не получил ответа на вопросы, отправленные делегации полторы недели назад. NM просил прокомментировать заявление Кику о вмешательстве во внутренние дела Молдовы и спрашивал, как будет действовать ЕС, если законопроект об НПО не примут.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei / NewsMaker

Гагаузия без Гуцул. Чем ответит Шор, и когда могут пройти выборы нового башкана

Башкана Гагаузии Евгению Гуцул приговорили к семи годам лишения свободы и арестовали прямо в зале суда. Как это отразится на Гагаузии и на отношениях Кишинева и Комрата? Должна ли автономия провести новые выборы башкана? Зачем из Гуцул создают «образ жертвы» и при чем тут Шор и «Победа»? Об этом — в материале NM.

Башкану Гагаузии вынесли приговор. Что дальше?

Суд Буюкан 5 августа признал Евгению Гуцул виновной в соучастии в незаконном финансировании неконституционной партии «Шор» и приговорил к семи годам лишения свободы (прокуроры требовали девять лет) и запрету на членство в каких-либо партиях в течение пяти лет. Приговор вынесли и бывшей главе кишиневского территориального отделения партии «Шор» Светлане Попан — шесть лет заключения и аналогичный запрет на членство в партиях.

Прокуроры утверждают, что с 2019 по 2022 год Гуцул сознательно получала деньги от организованной преступной группировки на финансирование политической партии. Всего, по дыным следствия, Гуцул ввезла в Молдову более 42 млн леев. Теперь эти деньги ей предстоит вернуть государству.

Светлана Попан, согласно обвинению, тоже получала деньги от ОПГ, но речь идет о меньшей сумме — более 9 млн леев, которые Попан должна вернуть государству.

Евгения Гуцул и Светлана Попан. Фото: ZdG

Приговор суда первой инстанции можно обжаловать в Апелляционной палате, и Гуцул уже заявила, что намерена это сделать. Она назвала решение суда «политической расправой», «не имеющей ничего общего с правосудием».

Согласно закону, преступление, подтвержденное решением суда, является основанием для отставки башкана. Такая норма есть в Уложении Гагаузии — основном законе автономии. Также в Уложении указано, что должность главы Гагаузии становится вакантной в случае ее окончательной неспособности выполнять свои полномочия. Отбывание наказания в тюрьме как раз предполагает такую «окончательную неспособность выполнять свои полномочия».

NewsMaker

В любом случае после отставки башкана назначаются выборы нового башкана. После задержания Гуцул в аэропорту весной этого года СМИ, подконтрольные скрывающемуся в Москве политику Илану Шору, писали о возможности назначения Кишиневом «своего» башкана. Но с точки зрения закона такой сценарий невозможен. Согласно Уложению, башкан — это выборная должность, и назначить главу Гагаузии нельзя. Кроме башкана, Гагаузии предстоит выбрать и новое Народное собрание (парламент автономии). Мандаты действующих депутатов истекают осенью этого года.

Гуцул как главное лицо Шора

Последние месяцы именно Евгения Гуцул стала главным лицом околошоровских сил. До избрания башканом Гуцул, хоть и была секретарем партии «Шор», не появлялась на политическом поле Молдовы. Обладая практически нулевой узнаваемостью, с помощью Илана Шора и связанных с ним депутатов парламента Гуцул удалось выиграть выборы башкана. После инаугурации она не дистанцировалась от беглого политика, а, наоборот, всячески продвигала свою связь с Шором.

telegram/Евгения Гуцул

Весной 2024 года в Москве партии, подконтрольные Илану Шору, объединились в блок «Победа». Возглавил блок сам Шор, Евгения Гуцул стала исполнительным секретарем политсовета, а депутат Марина Таубер — секретарем исполкома.

Тогда же, весной 2024 года, Евгения Гуцул встретилась с президентом России Владимиром Путиным на полях молодежного фестиваля в Сочи.

РИА Новости

В преддверии парламентских выборов Шор объявил об участии в них блока «Победа». Список кандидатов в депутаты от блока должны была возглавить именно Гуцул, но Центризбирком отказал блоку в регистрации.

Стоит отметить, что и некоторые другие лидеры блока «Победа» получили тюремные сроки по уголовным делам. Так, депутата Александра Нестеровского приговорили к 12 годам лишения свободы, а депутата Светлану Лозован — к шести по делу о незаконном финансировании партии. Оба они скрылись и предположительно находятся в Приднестровье. Ждет своего приговора и Марина Таубер, ее тоже обвиняют в соучастии в незаконном финансировании партии. В начале этого года она покинула Молдову, прокуроры требуют для нее 13 лет тюрьмы.

Самого Илана Шора приговорили в Молдове к 15 годам по делу о краже миллиарда. Шесть лет назад он бежал из Молдовы. Таким образом, Гуцул, вероятно, станет первой из лидеров блока «Победа», кто будет отбывать наказание.

Это, а также тот факт, что она — мать двоих малолетних детей, позволяет создать для нее образ жертвы. О «жертве режима PAS» близкие Шору политики и активисты говорят с момента задержания башкана. Доктор политических наук Анжела Колацки считает, что образ жертвы будет разыгран на предстоящих в сентябре парламентских выборах: «Более того, об этом будут говорить не только силы, подконтрольные Шору но и, например, созданный недавно „Патриотический блок“». В «Патриотический блок», отметим, входит и партия бывшего башкана Гагаузии Ирины Влах «Сердце Молдовы», претендующая на голоса из автономии.

По словам Анжелы Колацки, тактика создания жертвы у нас работает, учитывая сентиментальность молдавского избирателя: «Жалость к кому-то заложена в нашем культурном коде и исходит еще из христианской морали. Однако использование подобных методов в политике — это очень циничный шаг и игра на чувствах людей».

Идею «жертвенности Гуцул» подхватили российские СМИ, особо педалируя тот факт, что у Гуцул двое несовершеннолетних детей. На оглашение приговора Гуцул пришла с сыном. Фотография Гуцул, прощающейся с ребенком после оглашения приговора, облетела все СМИ.

Evghenia Guțul/Telegram

Что будет делать Комрат?

«Приговор башкану резко ухудшит взаимоотношения Кишинева и Комрата», — считает Анжела Колацки. «Для улучшения ситуации власти нужно больше работать в регионе. Говорить с людьми, объяснять решения. Пусть даже к власти там относятся критически. Надо работать», — уверена эксперт.

Тем временем в Комрате на утро 6 августа созвали срочное заседание Народного собрания Гагаузии, посвященное приговору башкану. Срочное заседание НСГ проводили и после задержания башкана, правда, оно ограничилось «декларацией несогласия». Шанс, что и нынешнее заседание закончится тем же, достаточно высок. Реальных рычагов давления на Кишинев у Комрата нет.

Заседание может сопровождаться протестом сторонников Илана Шора. Но, по мнению директора laf.md Виталия Гайдаржи, вряд ли стоит ожидать масштабных акций: «Я не верю, что Гагаузия сможет встать на дыбы [ради Гуцул]». Гайдаржи отметил, что автономия традиционно была евроскептическим регионом, и приговор башкану лишь усилит эти настроения, однако, по его словам, стоит понимать, что приговор — это в первую очередь сигнал: «нельзя участвовать в коррупционных схемах и делать вид, что ничего не произошло».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: