euractiv.com

Имя им – Симион. За кем на выборах в Румынии пойдут сторонники Джорджеску, и могут ли они победить?

Румыния определилась с кандидатами в президенты — их 11. Кэлина Джорджеску, победившего в первом туре прошлой осенью, до новых выборов не допустили. Теперь главный фаворит гонки — унионист Джордже Симион, которому запрещен въезд в Молдову. О том, станет ли президентом Румынии последовательный унионист, и кто ему составит конкуренцию на выборах — в материале NM.

Политический кризис в Румынии

Нового президента Румынии должны были избрать ждал еще в декабре прошлого года. Президентские полномочия Клауса Йоханниса истекли 21 декабря 2024 года. Это был его второй и последний возможный срок. Первый тур выборов президента прошел 20 ноября 2024 тура. Больше всего голосов получил ультраправый политик и евроскептик, независимый кандидат Кэлин Джорджеску. Джорджеску Его результат стал неожиданностью: судя по предвыборным опросам, Джорджеску был, скорее, аутсайдером гонки, нежели фаворитом.

Второй тур выборов должен был пройти 7 декабря 2024 года, но за день до него, 6 декабря, Конституционный суд отменил результаты первого тура. Причиной назвали подозрение в иностранном вмешательстве в выборы. Джорджеску подозревали в связях с Кремлем. После этого выборы решили провести «с нуля», то есть с выдвижения и регистрации кандидатов и с полноценной предвыборной кампании.

Тем временем 1 декабря 2024 года, то есть между первым и не состоявшимся вторым туром выборов президента, в Румынии прошли парламентские выборы. Силы, поддерживающие Кэлина Джорджеску (партии AUR и POT), по итогам этих выборов укрепили свои позиции, а традиционные партии (PNL и PSD) потеряли в рейтинге. При этом им удалось создать парламентскую коалицию (PNL, PSD, UDMR) и назначить правительство. Между тем велика вероятность, что после предстоящих президентских выборов Румыния окажется в ситуации противостояния парламентской коалиции и нового избранного президента.

11 кандидатов

Фаворит

Фаворитом нынешней гонки, согласно всем опросам, безоговорочно был Кэлин Джорджеску, но Центральное избирательное бюро (ЦИБ) Румынии не зарегистрировало его кандидатом на выборах, сославшись на решение КС об отмене результатов ноябрьских выборов (первого тура). Теперь главный кандидат ультраправых — унионист, лидер партии AUR Джордже Симион. Он, судя по опросам, фаворит гонки. За него готовы проголосовать более 30% избирателей. Ранее Симион поддерживал Джорджеску и не собирался участвовать в выборах. Такой же политики придерживалась и лидер POT Ана-Мария Гаврилэ. При этом она зарегистрировалась кандидатом на предстоящих выборов, но сняла свою кандидатуру в пользу Симиона.

politico.eu

Симион — ультраправый политик, но, судя по недавнему интервью Financial Times, он смягчил риторику. Так, в отличие от Джорджеску, Симеон выступает за членство Румынии в НАТО. Он также отметил, что 80% жителей Румынии выступают и за членство в ЕС (Джорджеску предлагал провести референдум о выходе из ЕС). Симион поддерживает территориальную целостность Украины и называет Россию агрессором.

Симион — унионист, ранее не признававший существование Молдовы как суверенного государства. Въезд в Молдову ему запрещен. Говоря об идее унионизма в интервью, он подтвердил, что цель его партии — объединение Молдовы и Румынии. При этом Симион отметил, что это должно произойти дипломатическим путем и при желании обеих сторон.

Главный проевропеец

На проевропейском фланге самый высокий рейтинг у независимого кандидата, мэра Бухареста Никушора Дана. Он математик по образованию, создатель партии Союз спасения Румынии (USR). Она позиционирует себя как проевропейская альтернатива двум крупнейшим румынским партиям PNL и PSD. Никушор Дан, впрочем, в 2016 году покинул пост лидера партии, так как USR выступила против референдума в поддержку традиционной семьи. Дан же считал, что партия должна сохранить нейтралитет, чтобы быть привлекательной и для консервативного, и для либерального избирателя.

Никушор Дан

В нынешней избирательной кампании Дан призывает к объединению граждан. Он критикует власть за отсутствие четкого вектора развития и говорит о необходимости построения более функционального государства.

Кандидат системы

Системные партии выдвинули единого кандидата. Им стал Крин Антонеску. Это достаточно видная фигура в румынской политике. Он был и депутатом, и сенатором, и министром молодежи и спорта. Впервые депутатом парламента его избрали в 1992 году.

На протяжении всей политической карьеры он представлял партию PNL. В 2016 году ушел из политики и объявил, что не вернется в политику, даже если Брэтиану воскреснет (Ионел Брэтиану несколько раз был премьер-министром Румынии в первые десятилетия ХХ века). Позднее Антонеску отшутился, что ему бы не пришлось баллотироваться в президенты, если бы Брэтиану и вправду воскрес.

Кто еще в гонке

Контркандидат Джорджеску в несостоявшемся втором туре выборов Елена Ласкони участвует и в нынешней гонке, правда, ее рейтинг заметно упал. Ласкони баллотируется от USR и выступает за евроатлантическое развитие Румынии.

В президенты баллотируется и экс-премьер Румынии Виктор Понта. Согласно опросам, он входит в топ-5 фаворитов гонки.

В гонке также участвуют: от Партии национал-консерваторов Кристиан Техреш, от партии PUSL Лавиния Шандру, независимый кандидат Джон Ион Бану, от Лиги национального действия Ливиу Предою, независимый кандидат Даниел Фунериу и от партии Новая Румыния Себастьян Константин Попеску.

Чего ждать от выборов

Политический эксперт Михаил Исак считает, что расклад второго тура практически предрешен: в него выйдут Джордже Симион и Никушор Дан. По словам эксперта, Симион получит голоса большей части электората Джорджеску, но не всего. «Часть электората Джорджеску проголосует за Виктора Понту. К тому же не стоит забывать и об электорате Дианы Шошоакэ. Это тоже ультраправый избиратель, однако Шошоакэ неоднократно критиковала Симиона», — отметил эксперт.

Он также обратил внимание на критику Симиона консервативным депутатом Джиджи Бекали. Позиция Бекали тоже может негативно сказаться на рейтинге Симиона. В то же время, по словам эксперта, Симион, смягчив риторику по некоторым вопросам, рассчитывает отобрать голоса консервативных избирателей PSD.

С другой стороны, проевропейский фланг выглядит более разобщенным, так как сторонникам Джорджеску удалось договориться о кандидатуре Симиона, в то время как за проевропейский электорат борются сразу три видных кандидата: Дан, Антонеску и Ласкони. Электорат Дана и Ласкони практически идентичен, но, несмотря на высокий рейтинг первого и низкий рейтинг второй, Ласкони не намерена снимать свою кандидатуру с выборов. Впрочем, Исак считает, что кандидат Ласкони еще может изменить свою позицию.

Согласно опросу Atlasl Intel, больше всего голосов набирает Джордже Симион, на втором месте Дан, на третьем — Антонеску, на четвертом — Понта и на пятом — Ласкони.

Опрос CURS предполагает немного другой расклад. Лидер неизменен — Симион, далее следуют Антонеску, Дан, Понта, Ласкони.

Опрос Sociopol тоже показывает лидерство Симиона и выводит Понту на второе место. Далее следуют Дан, Антонеску и Ласкони. Более того, в случае второго тура с участием Симиона и Понты, опрос демонстрирует победу Понты. В то же время во втором туре «Симион — Антонеску» и «Симион-Дан» побеждает Симион. AtlasI Intel между тем в гипотетическом втором туре «Симион — Дан» отдает победу Дану.

Исак, впрочем, обратил внимание на тот факт, что Румынию ждут не только президентские выборы: учитывая нестабильную парламентскую коалицию и возможное будущее противостояние президента и парламента, в стране все больше говорят и о досрочных парламентских выборах.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei | NewsMaker

«Как ежик в тумане». Первые 100 дней правительства Мунтяну: итоги и прогнозы

Правительство Александра Мунтяну 8 февраля пересечет символический рубеж «первых 100 дней» своей работы. Впрочем, премьер отказался отчитываться по итогам «первой стометровки», назвав эту традицию устаревшей. NM между тем решил вспомнить о заявленных Мунтяну приоритетах, а также разобраться, что успело и чего не успело за 100 дней правительство, и почему эксперты считают его «временным».

Что это за традиция

Первые 100 дней — начальный знаковый рубеж для первых лиц государства, который почти сто лет назад ввел в оборот президент США Франклин Рузвельт. Впоследствии эта дата приобрела символическое значение, так как считается, что «первая стометровка» может говорить о многом: способности первых лиц государства задавать тон, демонстрировать лидерство и выступать с важными инициативами. Традиция отчитываться о первых 100 днях деятельности правительства или президента наиболее характерна для США, но принята и во многих других странах. Молдову она тоже не обошла стороной.

Так, президент Майя Санду в 2021 году представила отчет о первых 100 днях своего первого президентского мандата. В том же году отчиталась по итогам100 дней работы и глава первого правительства PAS Наталья Гаврилицэ. А вот следующий премьер — Дорин Речан от отчета о 100 днях отказался. Нынешний премьер-министр Александр Мунтяну ранее заявил, что не намерен следовать традиции «первых 100 дней», которую назвал «устаревшей» и почему-то «советской».

Впрочем, журналисты, эксперты и оппозиционные политики обычно эту дату не пропускают, вспоминая, чем отличился за 100 дней тот или иной политик, пришедший во власть.

Экономика

Александру Мунтяну, входя в должность премьера, назвал одним из главных приоритетов своего кабинета министров развитие и рост экономики. Впрочем, и прежние правительства декларировали это одной из своих целей. Однако молдавская экономика в последние годы, скорее, стагнировала, чем развивалась.

Экономический эксперт Вячеслав Ионицэ, впрочем, считает, что кабмину Мунтяну повезет больше, чем предыдущему: «Экономика постепенно восстанавливается от шоков, вызванных энергетическими кризисами. Предпосылки к улучшению ситуации есть, но это вряд ли можно назвать заслугой нынешнего правительства».

К заслугам же правительства Мунтяну, по словам эксперта, можно отнести открытие биржи электроэнергии. «В целом Молдова делает большие успехи в переходе на зеленую энергетику. То, к чему многие европейские страны шли 10-15 лет, Молдове удалось за пять лет», — отметил Ионицэ.

Первые 100 дней правительства Мунтяну ознаменовались не самыми популярными реформами. Так, кабмин анонсировал введение налогов на покупки с маркетплейсов общей стоимостью до €150 (ранее с таких сумм налоги не взимали). Новые правила вступят в силу летом 2026 года. Кроме того, бурное обсуждение вызвало и увеличение налога на недвижимость после ее переоценки. «Правительство поставлено перед непростой ситуацией: доходы падают, а расходы растут. Дефицит увеличивается и, чтобы ситуацию исправить, необходимо увеличить доходы. Этим правительство и занимается: поиском средств для увеличения бюджетных доходов. Задача благородная, но ее абсолютно неверно разъясняют. У правительства очень слабая коммуникация [с обществом]», — считает Ионицэ.

Минусом нынешнего кабмина он назвал оставшееся влияние прошлого: «Это заметно и может сильно демотивировать новых министров». По словам Ионицэ, есть влияние бывшей правительственной команды на решения нынешней, а, кроме того, «если бизнесу надо решить какие-то вопросы, то их направляют к представителям старой команды».

Экономический эксперт Виктор Чобану, в свою очередь, указал на то, что экономика Молдовы инерционна: «То, что у нас [официально] называют ростом — это общерегиональный рост». По его словам, Молдове необходимо сосредоточиться на создании точек роста — «локомотивов» экономики, но пока предпосылок к этому нет. «Премьер Мунтяну достаточно динамично начал с представление себя и программы правительства. А дальше наступила рутина и никаких новых, прорывных идей мы не слышим», — сказал Чобану. При этом он назвал важным заявление министра экономики Еуджена Осмокеску о создании Банка развития: «Это было бы полезно для управления €1,9 млрд, которые от ЕС».

Коммуникация

Чобану, как и Ионицэ, считает, что большим минусом правительства остается слабая коммуникация: «Может, какие-то интересные идеи и появляются в глубинах минэкономики, но мы о них не знаем. Правительство, как ежик в тумане. Они вроде что-то делают, но детали малоизвестны».

Слабость коммуникации нынешнего кабмина действительно заметна. Александр Мунтяну до назначения главой правительстваМолдовы не был политиком и публичным человеком. Узнаваемость кандидата в премьеры была крайне низкой.

После начало работы нового правительства команда Мунтяну сделала некоторые шаги для повышения узнаваемости премьера. Так, начали активно вести соцсети кабмина, в том числе используя популярные, но не всегда любимые чиновниками, короткие форматы видео: тик-токи и рилсы. В отличие от предыдущего премьера Дорина Речана, Александр Мунтяну весьма активно проявляет себя в этом формате. В то же время, комментируя ситуацию с гололедом в стране и отвечая на критику мэра столицы Иона Чебана, Мунтяну заявил, что «они [мэрия] не правительство Тик-тока и Инстаграма», и призвал тех, кто занимается критикой соцсетях, «взять лопаты и начать что-то делать».

Негативно сказалось на качестве коммуникации и долгое отсутствие пресс-секретаря правительства Мунтяну. Долгое время эта должность оставалась вакантной. Лишь спустя три месяца после присяги правительства на нее утвердили журналиста общественного телеканала Молдова 1 Даниелу Круду.

Евроинтеграция

Еще одним приоритетом нынешнего правительства стала евроинтеграция. В этом смысле кабмин продолжает политику своих предшественников. Одной из 10 задач нового кабмина, названных премьером Мунтяну 11 ноября на конференции по евроинтеграции, стало укрепление двусторонних партнерств. Политика в Европе меняется. В Европе рейтинги некогда малопопулярных правых партий поползли вверх. Сейчас они составляют заметную часть европейской политической арены.

Один из таких политиков — польский президент Кароль Навроцкий. Майя Санду провела с ним встречу в Варшаве 26 января. Политический эксперт Ян Лисневский считает, что эта встреча демонстрирует гибкость нынешней власти. «Это очень хороший знак. Может, через год президент Санду станет лидером консервативного движения. Кто знает», — предположил эксперт.

В общем и целом, эксперт считает, что правительство Мунтяну делает успешные шаги для выстраивания двусторонних отношений. «Например, с Венгрией и со странами Балтии, председатели парламентов которых недавно присутствовали на открытии весенне-летней сессии парламента Молдовы. Двусторонние отношения очень важны в контексте евроинтеграции. Одно дело — выстраивать отношения с европейскими институтами (Европарламентом, Еврокомиссией) и совсем другое дело — выстраивать их с отдельными странами», — подчеркнул эксперт.

Тем временем взаимоотношения Кишинева с Вашингтоном вызывает вопросы. Властям Молдовы удавалось сохранять тесное сотрудничество с администрацией бывшего президента США Джо Байдена, однако с приходом Дональда Трампа геополитика Белого дома изменилась. В первые 100 дней Мунтяну США приостановили выдачу иммиграционных виз гражданам Молдовы, а президента Санду не пригласили в Совет мира, созванный Трампом. Это вызвало дополнительные вопросы о взаимоотношениях Кишинева и Вашингтона.

Президент Санду, комментируя эту ситуацию в телеэфире 5 февраля, отметила, что главным внешним приоритетом для Молдовы остаются взаимоотношения с ЕС. «С Соединенными штатами у нас хорошее сотрудничество. Есть посол, который нас там представляет», — отметила президент.

Временное правительство?

Ян Лисневский отметил, что успехи первых 100 дней правительства Мунтяну не слишком весомы, так как это «временное» правительство. «Я считаю, что этот кабмин переходный. Ближе к выборам мы увидим нового, более динамичного премьера, который займется предвыборной кампанией», — считает эксперт. По его словам, показатель неустойчивости правительства — его неукомплектованность. Нынешний кабмин страдает от кадрового голода, уточнил он.

Другая серьезная проблема — отсутствие доверия. «Правительству должны доверять. Иначе даже самые хорошие инициативы будут общество будет воспринимать со скепсисом. Чтобы обеспечить доверие, кабмин должен обеспечивать социальную, экономическую и психологическую безопасность. На эти задачи уходят и более пяти лет. Выполнить их за три-четыре года с дефицитом кадров практически нереально. Можно посмотреть на пример Финляндии: прежде чем заниматься серьезными реформами, они укрепили социальную и экономическую стабильность, тем самым обеспечив доверие общества», — отметил Лисневский

О том, что через пару месяцев правительство Мунтяну уйдет в отставку, заявил и лидер партии «Демократия дома» депутат Василий Костюк. Впрочем, спикер парламента и лидер правящей партии PAS Игорь Гросу эту информацию опроверг.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: