Парламент утвердил в первом чтении проект закона о преобразовании Национальной комиссии по неподкупности в Национальный центр по неподкупности (НЦН). Как заверяют в минюсте, новая структура будет абсолютно независимой и сможет обеспечит проверку всех чиновников без исключения. Оппозиция уверена, что если оставить проект в нынешней редакции, то центр смогут почти полностью контролировать демократы.
Национальный центр по неподкупности займется проверкой деклараций об имуществе, доходах и конфликте интересов молдавских чиновников. Кандидатами на должности директора Центра и его заместителя могут стать лица с безупречной профессиональной репутацией, которые в течение последних двух лет не входили в состав какой-либо политической партии. Также у кандидатов не должно быть опыта сотрудничества до 1991 года со спецслужбами — под запрет попадают оперативные сотрудники, агенты под прикрытием и информаторы.
Как заявил министр юстиции Владимир Чеботарь, «это своеобразная форма люстрации». «Мы хотим с самого начала обеспечить высокий уровень доверия к этой структуре», — добавил он. По словам Чеботаря, закон «очень важен для того, чтобы возвратить доверие народа к государственным институтам власти».
Документ предусматривает, что главу центра и его заместителя назначает президент по предложению Совета по неподкупности. В свою очередь, состав Совета из семи членов утверждается парламентом. Члены Совета представляют парламентскую комиссию по вопросам права, назначениям и иммунитету, правительство, Высший совет магистратуры (ВСМ), Высший совет прокуроров, Конгресс местных властей, гражданское общество и СМИ. Причем представители гражданского общества и журналистской среды будут отбираться на конкурсе, который организует минюст.
Вице-председатель фракции Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Вадим Пистринчук считает, что демократы могут оказать влияние на процесс назначения пяти из семи членов Совета. По словам Пистринчука, сейчас де-факто под контролем ДПМ находятся правительство, юридическая комиссия парламента, ВСМ. «Плюс ко всему прочему журналист и представитель гражданского общества также назначаются минюстом. А кто им сейчас руководит? Демократы!» — отметил Пистринчук.
Президент подписывает указ о назначении кандидатов, отобранных Советом, в течение 15 дней с момента получения предложения. Глава государства может только единожды отклонить претендента. Если Совет продолжает настаивать на кандидатах, то глава государства обязан подписать указ в течение пяти дней.
Вице-спикер Лилиана Палихович считает, что документ нуждается в серьезной доработке. «Мы должны прочитать каждую строчку и изучить каждую букву, потому что на основании этого закона будут проверять всех представителей власти. И если документ не будет тщательно выверен, то он может еще больше дискредитировать институты государства, — заявила Палихович NM. — Из проекта фактически следует, что президент нужен только для того, чтобы поставить свою подпись».
Лидер фракции Демпартии Мариан Лупу считает, что «все подозрения либерал-демократов» беспочвенны. Он заявил, что законопроект был разработан минюстом в то время, когда ведомством руководил Олег Ефрим (выдвиженец ЛДПМ — NM). Лупу подчеркнул, что правительство Павла Филипа утвердило законопроект без каких-либо изменений. «Значит, когда законопроект выдвигал другой министр, то подозрений не было?» — задался вопросом Лупу.
Депутат ЛДПМ Кирилл Лучинский подтвердил NM, что законопроект разрабатывался минюстом еще при Олеге Ефриме. Но тогда, говорит он, была совершенно иная ситуация в стране: «При любой политической монополии практически все демократические преобразования можно использовать против оппонентов», — считает Лучинский.
Напомним, в июне 2015 года проект реформы Национальной комиссии по неподкупности стал поводом для конфликта между либерал-демократами и демократами (министры от ДПМ тогда отказались за него голосовать). Глава делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола выражал недовольство Евросоюза по поводу блокирования правительством реформы.
Пакет поправок разработан минюстом при экспертной поддержке Transparency International-Moldova, ABA ROLI Молдова и ПРООН, а также при финансовой поддержке МИД Румынии и ЕС.