От захвата до ответа. Четыре вопроса по делу об узурпации власти в Молдове

В Генпрокуратуре пока не раскрывают детали следствия по делу об узурпации власти, которое возбудили на этой неделе. Отказываются называть и имя прокурора, который ведет это дело. В Демпартии утверждают, что никакой узурпации 7-14 июня не было, и называют дело политическим. NM тем временем с помощью юристов сформулировал несколько вопросов, на которые должно ответить следствие, чтобы установить факт преступления и виновных в нем.

Как пояснили NM в Генпрокуратуре, уголовное дело открыто по части 1 статьи 339 УК «Захват государственной власти». Раскрывать имя руководителя следственной группы и детали расследования там отказались, сославшись на то, что это может навредить расследованию. В прокуратуре также не назвали возможных подозреваемых по делу, а в пресс-релизе ведомства указано, что дело открыто «по факту узурпации власти бывшей властью».

Экс-премьер и временный глава Демпартии Павел Филип назвал это дело политическим заказом новых властей и обвинил главу МВД Андрея Нэстасе в давлении на следственные органы. «Я не думаю, что мы нуждаемся в каких-то аргументах [защиты]. Думаю, абсолютно всем понятно, что это политический заказ. Мы видели, что это дело открыли по настоянию господина Нэстасе. Думаю, что комментарии тут излишни», — сказал Филип. Он также отметил, что ДПМ не опротестовала это дело, так как пока не видела постановления о его открытии.

***

В статье 339 УК «Захват государственной власти» речь идет о «действиях, совершенных с целью захвата или насильственного удержания государственной власти в нарушение Конституции Республики Молдова», и предусмотрено наказание — лишение свободы на срок от 10 до 15 лет.

1. Было ли «насильственное удержание»?

В комментарии к Уголовному кодексу, который написан для работников судов, прокуратуры, полиции и адвокатов, говорится, что «насильственное удержание власти означает ее незаконное сохранение с применением насилия лицами, которым она ранее принадлежала по закону, но в результате новых выборов или назначений должна перейти к другим лицам». Согласно тому же комментарию, преступление считается совершенным с момента применения насилия, при этом не обязательно, что цель захвата или удержания власти была достигнута.

Экс-глава Конституционного суда Виктор Пушкаш не оспаривает факт удержания власти бывшим правительством и говорит, что следственные органы должны выяснить, было ли удержание насильственным.

По мнению Пушкаша, неподчинение законному парламенту можно трактовать как насильственное удержание власти. «За все годы независимости никогда не было, чтобы старая власть официально передавала власть новой. В 1994 году я проиграл выборы в парламент. Никому ничего не передавал и ушел домой», — отметил Пушкаш.

Адвокат Ион Дрон, в свою очередь, не стал давать однозначных оценок. «Уголовный кодекс не позволяет мне дать четкую оценку. Очень много непонятного в самой диспозиции статьи». По словам Дрона, 339 статья УК не дает четких элементов состава преступления. «Что включает в себя насильственное удержание?», — задался вопросом адвокат.

2. Кто организовал пикеты у госучреждений?

После того как 8 июня Партия социалистов и блок ACUM объявили о формировании правящего большинства, входы в здание правительства и другие госучреждения заблокировала полиция. Также у этих зданий появились протестующие, а у правительства разбили для них палатки. 9 июня тогдашний лидер правящей Демпартии Владимир Плахотнюк, посетив палаточный городок, заявил, что палатки будут стоять «пока страну не освободят».

«Расследование должно выяснить, как удерживали госинституты, кто привел этих людей, кто им платил. А потом сделать вывод — это наследственное удержание власти или нет», — считает Пушкаш.

3. Как быть с решениями Конституционного суда?

Конституционный суд 7 июня постановил, что последний срок формирования правительства истек 7 июня. На следующий день, 8 июня, когда ПСРМ и ACUM объявили о создании коалиции, Конституционный суд признал незаконными все документы, которые примет новое парламентское большинство. С одобрения КС 9 июня Павел Филип как исполняющий обязанности президента распустил парламент.

15 июня, после того как Демпартия заявила об отказе от власти, Конституционный суд отменил свои решения от 7-9 июня.

Эксперты Венецианской комиссии пришли к выводу, что в Молдове 7-8 июня не было оснований для роспуска парламента, а Конституционный суд нарушил собственные процедуры и, скорее всего, не руководствовался Конституцией, принимая решения с 7 по 9 июня.

По словам Виктора Пушкаша, сами судьи КС своим решением от 15 июня признали, что выносили незаконные решения. По его мнению, решение КС об отмене своих предыдущих решений тоже незаконно. «Венецианская комиссия четко высказалась о решении Конституционного суда. Но это все нужно проверить. Орган уголовного преследования должен выяснить, что это было: умышленное принятие незаконных решений или реализация права на выражение мнения», — отметил экс-глава КС.

4. Когда начался предполагаемый захват?

В пресс-релизе Генпрокуратуры говорится, что дело открыто по факту узурпации власти в период 7-14 июня. Однако Виктор Пушкаш предположил, что в процессе расследования этот период может измениться.

По его мнению, захват государственной власти следует отсчитывать с момента первого распределения госдолжностей по партийному принципу. «По-моему, захват начался тогда, как стали распределять должности по политическому принципу. Когда составили секретный список. Вот это нужно найти и обнародовать. Это, наверное, первый альянс за евроинтеграцию», — напомнил Пушкаш.

При этом он подчеркнул, что «пока все не расписано на бумаге и не подкреплено доказательствами», это только его предположение.

О том, что без документов преждевременно комментировать решение прокуратуры, сказал и Ион Дрон. «Я не видел постановление прокуратуры. Неизвестно, что послужило основанием для возбуждения уголовного дела. Когда его опубликуют, можно будет что-то комментировать», — пояснил Дрон.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei / NewsMaker

За что проголосовала Молдова. 5 выводов по итогам выборов в парламент

В Молдове завершается подсчет голосов на парламентских выборах 2025 года. Результаты пока предварительные, но уже ясны: PAS набирает около 50% и сохраняет уверенное большинство. Всего в парламент проходят пять сил: помимо партии власти это Патриотический блок (26-27 мандатов), блок «Альтернатива» (8-9 мандатов), Наша партия и партия «Демократия дома» Василия Костюка (по 6 мандатов). И некоторые выводы уже очевидны. NM рассказывает, о каких выводах, уроках и сценариях можно говорить уже сейчас.

Вывод 1. Молдова движется дальше в ЕС

Главная интрига кампании — результат PAS. Сохранит ли правящая партия большинство или ей придется искать партнеров по коалиции? Опросы давали самые разные прогнозы: от уверенного большинства до второго места и пути в оппозицию.

В итоге PAS сохранила статус партии власти и, несмотря на потерю части мандатов (в прошлом составе у нее было 63 депутата), сможет самостоятельно сформировать правительство. Предварительные расчеты показывают, что PAS получит вполне устойчивое большинство — около 55 мандатов. Частью из них она уже по традиции обязана диаспоре: без зарубежных голосов партия власти могла бы недобрать до парламентского большинства.

PAS

Итак, PAS, фактическим лидером и «локомотивом» которой остается президент Майя Санду, сохраняет в своих руках всю власть в стране.

Бывший постпред Молдовы в ООН и Совете Европы, политический обозреватель Алексей Тулбуре отметил, что PAS удалось максимально мобилизовать свой электорат и привлечь неопределившихся.

«Алармистская тактика сработала. В целом избиратель повторил модель поведения на президентских выборах прошлого года. Молдова движется дальше в ЕС», — сказал эксперт. Главным обещанием партии в этой кампании было — вступление в ЕС к 2028 году.

Вывод 2. В выборы вмешался TikTok (и Шор?)

Главным сюрпризом выборов стал результат партии «Демократия дома» Василия Костюка. Основные опросы давали партии Костюка не более 2-3%, но в итоге ему удалось набрать больше 5% и пройти в парламент.

Кто такой Костюк? «Демократия дома» — унионистская партия, которую поддерживают румынские суверенисты из AUR. Костюк близок с лидером AUR Джордже Симионом и открыто поддерживал его в президентской кампании в Румынии этой весной. А потом вместе с ним ездил в США на встречи с представителями администрации Дональда Трампа. Поддержка части унионистов, суверенистов и разочаровавшихся в PAS неопределившихся избирателей могла стать одним из секретов успеха партии Костюка.

Как и AUR, Костюк сделал ставку на TikTok. Соцсеть принесла неожиданные дивиденды и в Молдове, и в Румынии. В 2024 году благодаря ей раскрутился кандидат Кэлин Джорджеску, в этом году — Костюк. Впрочем сам он давно ведет стримы, где обсуждает проблемы страны, имеет устойчивую аудиторию, а его эфиры собирают десятки или даже сотни тысяч просмотров.

Но только соцсетей для такого рывка в парламент могло быть недостаточно. По мнению Алексея Тулбуре, за Костюка могла вписаться «сетка Шора» или по крайней мере ее часть. В гонке не осталось открыто шоровских проектов, хотя в связях с беглым олигархом обвиняли Викторию Фуртунэ, лидера партии «Молдова Маре». Но буквально в день голосования эту партию сняли с выборов. И партия суверенистов, которая при этом имеет свою «нативную» базу сторонников, теоретически могла стать опцией.

Вывод 3. Провал центра

На третьем месте, по предварительным результатам, оказался блок «Альтернатива». PAS и пророссийский «Патриотический блок» в этой кампании сделали ставку на поляризацию и мобилизовали свой устойчивый электорат, а вот ставка «Альтернативы» на центристскую нишу не сработала. Или по крайней мере сработала слабее, чем ожидалось.

«От „Альтернативы“ все ждали большего», — говорит доктор политических наук Анжела Колацки.

Blocul „Alternativa”

Блок набрал чуть больше 8% и прошел в парламент, но не смог занять первые позиции ни в Кишиневе, где мэр Ион Чебан традиционно популярен, ни в Гагаузии, где Александр Стояногло ранее получал высокую поддержку. В обоих случаях «Альтернатива» оказалась на вторых местах.

По мнению Колацки, результат партии Чебана MAN был бы лучше, если бы он не создавал блок:

«Эти гроздья потянули Чебана вниз».

Вывод 4. Проевропейской альтернативы нет

Ни одна четко проевропейская партия, кроме PAS, не смогла преодолеть барьер или хотя бы приблизиться к нему.

PSDE, CUB, LOC, ALDE, Respect Moldova — все набрали меньше одного процента. Блок «Вместе», который заявлял себя как альтернатива PAS, взял даже меньше голосов, чем независимые кандидаты — Андрей Нэстасе, и даже Олеся Стамате, которая совсем недавно начала самостоятельную политическую карьеру.

Олеся Стамате, parlament.md

Проевропейский фланг полностью остался за PAS.

«Избиратель сделал ставку на „рациональный голос“ — проголосовал за партию с шансами пройти в парламент, исходя из принципа, что коней на переправе не меняют. Можно было бы говорить о широком проевропейском фронте, но пока ни PAS, ни другие партии не научились договариваться», — отметила Анжела Колацки.

Вывод 5. Усатый сделал это

В парламент проходит и «Наша партия» Ренато Усатого. Ей удалось то, что не получалось больше десяти лет, — преодолеть избирательный порог.

В 2014 году у партии были шансы стать крупной фракцией, но за три дня до выборов ее сняли с гонки. Позже суд признал это решение незаконным. На следующих выборах «Наша партия» уже не смогла преодолеть барьер и потеряла рейтинг, хотя сам Усатый оставался заметной фигурой в политике.

Теперь, спустя 11 лет, партия все же зашла в парламент. Хотя, увидев предварительные итоги выборов, Усатый признался, что ожидал лучшего результата.

«Для Усатого это, конечно, победа. Если бы и сейчас они не преодолели порог, это стало бы серьезным провалом», — заключила Колацки. Правда, и «золотого голоса» у Усатого не будет — большинство есть и без него. Впрочем, может это и к лучшему: любые политические союзы до сих пор дорого обходились лидеру «Нашей партии», а теперь он сможет остаться вне коалиций и показать «свою игру».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: