ehomd.info

Параллельный электорат и проклятые приднестровцы. Галина Васильева о «своих» и «чужих» на выборах президента Молдовы

Первый тур выборов президента прошел, но осадочек остался. Во второй тур вышли лидер PAS Майя Санду и независимый кандидат Игорь Додон. Санду обошла Додона благодаря рекордной мобилизации диаспоры. Загвоздка теперь в том, к кому во втором туре перейдут голоса избирателей Ренато Усатого, получившего очень хороший результат. Теперь две недели мы будем наблюдать за последней битвой. Какой она будет?

Эта кампания прошла почти без геополитического радикализма. Но и борьбы идей, каких-то реальных программ реформирования страны не наблюдалось.

Лейтмотивом гонки стала возможная скупка голосов жителей Приднестровья. Риск фальсификации присутствует всегда, особенно в таких недоразвитых демократиях, как молдавская. Но на этот раз упор делался на голосование диаспоры и жителей Приднестровья. Ремарка — диаспоры из Российской Федерации, остальные опасения не вызывали.

Под каким бы соусом это все ни подавали, дискриминационный подход трудно было не заметить. В день выборов борьба с предполагаемой фальсификацией достигла апогея. Лидер «Платформы Достоинство и правда» Андрей Нэстасе вместе с комбатантами отправился в населенные пункты, где голосовали жители Приднестровья. Обозначенная цель — помочь полиции препятствовать подвозу избирателей, запрещенный Центризбирком.

Кстати, на всех предыдущих выборах, отметим, подвоз не приравнивался к подкупу избирателей, и разные политические игроки практиковали его во многих районах страны.

На подмогу комбатантам приехал Игорь Гросу — депутат от партии PAS, кандидат которой победил в первом туре выборов. Прибыв на место, он перекрыл своим автомобилем дорогу, препятствуя таким образом свободному передвижению и голосованию.

Как эта «блестящая» идея возникла в штабе партии, не знаю. Возможно, предположили, что Нэстасе замкнет на себе голоса праворадикального электората, и это была попытка отвоевать эти электоральные очки.

Так или иначе, вышло недемократично, да и не по европейским стандартам, которые обещают соблюдать партии и политики, которые в день выборов перекрывали дороги.

Еще раз уточню: это не отменяет вопросов о возможном подкупе избирателей, о нарушении запрета ЦИК о подвозе и законные требования наказать нарушителей.

И все же в свободном демократическом обществе, в свободных медиа нельзя не обратить внимания на очевидную дискриминацию группы граждан, только потому что они — жители определенного региона. Если мы считаем Приднестровье частью Молдовы, то жители Левобережья остаются гражданами Молдовы с такими же правами, как у всех.

Интересно, кстати, посмотреть на результаты голосования граждан из Приднестровья.

Процент проголосовавших там за Санду перевалил за 13%. Это больше, чем, например, проголосовало за Санду в Окницком и Бричанском районах. А в Гагаузии, например, Санду набрала 2%. Надеюсь, во втором туре не будем перекрывать дороги в Комрате?

У Додона собственная система «свой-чужой». Подводя итоги выборов, он разделил граждан Молдовы на тех, что живет в стране и за ее пределами. Диаспора, по его словам, — некий другой, «параллельный электорат». То есть она живет в параллельном мире и не ведает, что лучше для Молдовы. Голосует не так, как страна. В общем, какой-то неправильный электорат.

Интересно, что Гросу и представители DA утверждали, что приднестровцы понятия не имеют о том, что происходит на политическом поле Молдовы. Додон говорит то же самое о диаспоре.

Посмотрим, не придет ли в голову штабу «народного кандидата» использовать админресурс, чтобы препятствовать голосованию диаспоры. Которая, кстати, не голосовала за него ни в Европе, ни в России.

Теперь о главном сюрпризе выборов — Ренато Усатом. Он по традиции активно использовал популизм (впрочем, в этом он не одинок), зато старался не касаться геополитики. Его результаты показывают, насколько высок процент протестного электората. У населения, еще более обнищавшего из-за пандемии, есть запрос на решение насущных проблем.

Именно за 17% граждан, проголосовавших за Усатого, и развернется основная битва во втором туре. Многое (хотя и не все) будет зависеть от месседжа самого Усатого.

Вопрос еще и в том, какую тактику выберут Додон и Санду, которых, соответственно, относят к условно левым и условно правым политическим лагерям. Пойдут ли они проверенным путем антагонизации общества по принципу «разделяй и властвуй» и попытаются ли радикализовать общество.

Вбрасывание негатива: о приднестровцах, русскоязычных, которые «за Додона», гагаузах, «голосующих как Чечня», румынах, которые спят и видят, как заполучить Молдову, ЛГБТ, «растлевающих» молдавские семьи, «соросятах», «работающих на Госдеп», и так далее — ни к чему, кроме поляризации общества, не приведет.

Кстати, одна из главных страшилок первого этапа этой кампании, которую можно сформулировать: «диаспора в России голосует за Додона», — оказалась пустышкой. В России проголосовали не за него.

Все это мы проходим уже не первый десяток лет. Но не построили на этом фундаменте ни правовое государство, ни экономику — ничего. Поддержка граждан Молдовы — это огромный ресурс, который можно использовать для объединения или разъединения, в том числе и во время предвыборных кампаний.

 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. 

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

cusens

В Дрокии новая станция очистки сточных вод, построенная за 13 млн леев, не работает уже восемь лет

Станция очистки сточных вод в Дрокии, строительство которой завершили в 2016 году, проработала всего несколько месяцев. Проект обошелся почти в 13 млн леев, большую часть средств предоставил Евросоюз. Об этом говорится в расследовании Cu Sens, опубликованном 27 ноября.

По информации портала, в августе 2025 года по приглашению муниципального предприятия Apa-Canal Drochia в город прибыли четыре эксперта из Румынии, чтобы провести техническую экспертизу станции. Директор предприятия Владислав Руссу заявил, что хотел разобраться в причинах неисправностей, учитывая, что старая станция, построенная еще в советский период, тоже нуждается в инвестициях.

«Когда станцию ввели в эксплуатацию, она потребляла очень много электроэнергии, а объем очищенной воды был очень маленьким. Она рассчитана на 400 кубов за 24 часа, так сказать, но фактически выход составлял примерно 60–80 кубов в сутки. Поэтому я обратился к мэру с предложением подготовить проект, возможно, для строительства новой очистной станции. И мне сказали, что у нас уже есть новая станция. Мы не можем получить финансирование для другого проекта, потому что не понимаем, что происходит с этой станцией. Поэтому мы решили провести техническую экспертизу», — рассказал Русу.

Станцию построили в 2016 году. Проект обошелся в 13 млн леев: 7 млн предоставил Евросоюз, 5,2 млн — Национальный экологический фонд, еще чуть больше 1 млн — районный совет Дрокии.

Менеджером проекта назначили Руслана Бабина, который тогда занимал должность главного специалиста в Управлении экономики, реформ и привлечения инвестиций в районном совете.

«Несколько обстоятельств привели к тому, что этот проект не был успешным. Сначала застопорилось, потом появилось безразличие, не было понятно, кому передавать объект, кто должен платить за электроэнергию. Мы должны были передать станцию, другие не хотели ее принимать. В этом и заключалась основная проблема: получилось так, что мы фактически силой внедряли проект, который мэрия не хотела», — заявил Бабин.

Согласно расследованию, строительством станции занималась компания Laiola SRL.

«Мы выполнили всю работу, объект сдали в эксплуатацию, была комиссия и со стороны европейских финансистов, и со стороны строительной инспекции, мэрии. Станция была введена в эксплуатацию, прошла тестирование и немного поработала. Потом мы законсервировали ее, потому что они не захотели ее эксплуатировать. И мы оттуда уехали. На этом все закончилось», — заявил представитель компании Генадие Визитиу.

Мэр Дрокии Нина Черетеу, которая занимала эту должность и в период строительства станции, считает, что инвестиция была нецелесообразной.

«Идея заключалась в том, чтобы иметь современную, образцовую станцию очистки. Но тогда нужно было отремонтировать и оснастить старую станцию, которая имела достаточную мощность и возможность расширения, чтобы обслуживать не только город, но и, при необходимости, подключить соседние села», — заявила она.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: