С нами Босх. Как искусствовед из Украины и гид из Молдовы организовали арт-встречи в Кишиневе

Одесситка Катя Галибей и кишиневка Аня Тимошина еще полгода назад не были знакомы. А сегодня они вместе организуют в Кишиневе уже седьмую арт-встречу. NM рассказывает историю сотрудничества искусствоведа Кати и гида Ани о том, как даже в самые неспокойные времена людям необходимо искусство.

Лекция о Брейгеле и падающий снег

Мы встречаемся с девушками в уютном пространство столичного кафе: теплый свет ламп мягко ложится на кресла. Через час в зале соберутся люди, чтобы окунуться в фантастический мир полотен нидерландского художника Иеронима Босха. Лекцию ведет искусствовед Катя Галибей, рядом с ней Аня Тимошина, которая организует мероприятие. Их сотрудничество началось полгода назад с переписки в Instagram.

«Мы познакомились в Instagram, сначала думали провести какой-то прямой эфир, а потом решили организовывать встречи. Примечательно, что впервые мы поговорили друг с другом в августе, а уже в сентябре провели в Кишиневе арт-встречу о Флоренции и искусстве Возрождения. Катя только вернулась из Флоренции, я там была зимой, поэтому у нас были очень свежие впечатления, фото и видеоматериал. «На эту первую арт-встречу пришло больше людей, чем могло вместить пространство: некоторые даже стояли. А вместо экрана, который не поместился, была простыня. Но все прошло тепло и душевно, это придало нам веру в то, что такой формат в Кишиневе востребован», — делится Анна.

После лекции об искусстве итальянского возрождения девушки организовывали арт-встречи о творчестве Иеронима Босха, Винсента Ван Гога, Питера Брейгеля Старшего и прерафаэлитов.

«Мы старались развивать концепцию встреч с бокалом вина, хотя на лекции о Брейгеле у нас был грог. Мы очень с этим угадали: за окном шел снег, который Брейгель часто изображал на своих полотнах, а мы сидели в тепле, слушали лекцию и смотрели на падающий снег», — рассказывают девушки.

Катя: «Хочу не только делиться знаниями, но и рассказывать что-то новое»

Катя — сотрудник Одесского музея западного и восточного искусства, приехала в Молдову, как и тысячи украинских граждан, чтобы спастись от войны.

«Мы с мужем и ребенком уехали из Одессы сразу, сначала — к родственникам в Белгород-Днестровский. Там прожили неделю среди завываний сирен, и в какой-то момент я поняла, что не смогу каждые час-два постоянно бегать с грудным ребенком в подвал. Знакомый уезжал в Молдову и взял нас с собой. Почему Молдова? Я знала, что в Унгенах живут наши дальние родственники — это был маячок для меня», — рассказывает Катя.

Уже два года Катя с ребенком живут в Унгенах, периодически ездит в родную Одессу.

«В этом году исполнится семь лет, как я работаю в музее западного и восточного искусства. Сейчас я в декрете, а после него вернусь на работу. Во время военного положения музей не проводит экскурсии, но можно работать онлайн: коллекции и фонды музея оцифрованы. Кроме того, в прошлом году, спустя десять лет после окончания университета, я решила поступить в аспирантуру. Тема моего исследования — трансформация символов в искусстве Европы», — рассказывает героиня.

Арт-встречи в Кишиневе для Кати — это еще и возможность, как она говорит, «апробировать» темы, над которыми она работает в  кандидатской. «Я читаю статьи, анализирую, готовлю материал и хочу не только поделиться этими знаниями, но и рассказать что-то новое: будь то истоки страшных и неожиданных образов на полотнах Иеронима Босха или любовные сюжеты, которыми вдохновлялись прерафаэлиты», — делится девушка.

Аня — «свой человек» в Молдове

Аня Тимошина родом из приднестровского региона Молдовы, она прожила пять лет в Санкт-Петербурге и еще пять — в курортном городе Царево на границе Болгарии и Турции.

«В этом году исполнится пять лет, как я живу в Молдове. Мы с друзьями шутим: куда же я направлюсь дальше. В Кишинев я переезжала с идеей винных туров, хотела развивать винный туризм в формате “свой человек” в Молдове. Я показывала ребятам все в стране, проводила с ними время, мы ходили на шоппинг, знакомились со страной, чтобы в следующий свой приезд они чувствовали себя тут “своими”. Но потом случилась пандемия, а затем — война», — рассказывает Аня.

Сейчас она работает в IT-секторе, но ее творческая часть и потребность в общении с людьми оставались нереализованными, пока она не познакомилась с Катей.

«Мы с Катей нашли друг друга»

В их маленькой команде четко распределены роли: Катя готовит и читает лекции, Аня занимается организацией мероприятий.

«Мы с Катей нашли друг друга. Многое в нашем сотрудничестве сошлось, отчасти это был и мой внутренний запрос, потому что мне в Кишиневе не хватало таких камерных, уютных мероприятий. В самом начале я нервничала, а теперь точно знаю, что люди придут на лекцию, так как вокруг нас сформировалось очень теплое комьюнити, которым мы дорожим», — говорит Аня.

Чувствуется, что сами девушки вдохновляются мероприятиями, возможностью встретиться с людьми, которые ценят и любят искусство.

«Наши лекции переходят из разряда академических мероприятий в приятные знакомства и дружбу. И это очень приятно. А еще радует, что люди регулярно путешествуют и чувствуют потребность поделиться своими впечатлениями. После лекции о Ван Гоге, например, один из слушателей посетил нидерландский Рейксмузеум и оформил свои впечатления в презентацию. Практически все, кто был на лекции об искусстве итальянского Возрождения, хотя бы раз побывали во Флоренции», — рассказывает Катя.

«Мы обращаемся к искусству в поисках ответов и смыслов»

В основном, признаются девушки, на лекции приходят молодые люди — от 25 до 45 лет. «Мы рады, что лекции так популярны среди молодежи. Мы, скорее, удивимся, если придут люди старшего поколения. Приходят все: и русскоязычные, и румыноязычные. Программисты, маркетологи, юристы, архитекторы. Для нас же лекции — это не только возможность рассказать, но и возможность послушать», — говорят героини. В их планах — продолжать рассказывать об искусстве.

«Мы провели для детей лекцию о мифах и легендах Древней Греции и совместили ее с арт-занятиями. Причем детей к нам на арт-встречу привели те родители, которые уже были на одной из наших лекций. Сейчас хотим масштабировать эти встречи, рассказывать об искусстве и творцах, не замыкаться в узком формате лекций. Ван Гог как-то сказал: “В каждый дом по картине”. Такие наши планы», — делится Катя.

Обе героини говорят, что такой интерес к лекциям об искусстве связан и с теми тяжелыми временами, в которых мы живем сейчас.

«Возможно, в такие времена люди начинают искать нечто большее, чем они сами. Именно времена турбулентности рождают эти вечные вопросы, и мы обращаемся к искусству в поисках ответов и смыслов, как когда-то к искусству в тяжелые времена обращались те, кто жили до нас. И, возможно, именно искусство может дать ответ на наши вопросы, потому что, скажем честно, мы не первые, кто проходит через излом времени», — заключают девушки.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

NewsMaker

В Молдове более 30 тыс. человек грозят штрафы за предвыборную коррупцию. Что рассказал Чернэуцяну

В Молдове до начала предвыборной кампании правоохранители составили протоколы на более чем 30 тыс. человек за причастность к предвыборной коррупции. Об этом сказал глава Генинспектората полиции Виорел Чернэуцяну, цитируемый Realitatea.md.

По словам Чернэуцяну, на время предвыборной кампании правоохранители временно перестали взымать штрафы за предвыборную коррупцию. Однако до начала кампании, две недели назад, протоколы по факту предвыборной коррупции в целом составили в отношении более чем 30 тыс. человек.

Как сказал Чернэуцяну, с правонарушителей взыскали и передали в госбюджет уже около 18 млн леев.

На вопрос, продолжит ли полиция штрафовать за предвыборную коррупцию после окончания предвыборной кампании, Чернэуцяну выразил надежду, что люди, на которых составили протоколы, осознают все последствия таких действий и начнут сотрудничать со следствием, став свидетелями, а не правонарушителями.

***

Напомним, ранее полиция сообщила, что на президентских выборах в 2024 году правоохранители зафиксировали несколько десятков тысяч случаев подкупа избирателей. На допрос вызвали боле 6 тыс. человек. Государство взыскало с правонарушителей более 15 млн леев. Более 4 тыс. человек решили сотрудничать со следствием.

За продажу голоса избирателям может грозить штраф от 25 тыс. до 37,5 тыс. леев.

Однако человека, совершившего правонарушение, освобождают от ответственности, если он самостоятельно сообщил о правонарушении и (или) активно помог выявить или противодействовать правонарушению, связанному с коррупцией на выборах.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: