Соучредители Repromed вынесли спор из избы. Как две частные клиники дошли до конфликта, и при чем тут Немеренко

В Кишиневе разгорелся скандал вокруг частной клиники Repromed, которая специализируется на процедурах ЭКО. Бывший соучредитель клиники Вячеслав Мошин обвинил ее руководство в умышленном банкротстве компании и выводе активов через подставные фирмы. NM рассказывает, как Repromed и новая клиника Мошина «делят» миллионные госзаказы, кто кого обвиняет в работе без авторизации и кто и почему судился с минздравом.

Клинику Repromed, оказывающую услуги ЭКО, основали в 2012 году двое врачей: доктор хабилитат Вячеслав Мошин и доктор медицины Алина Хотиняну — невестка экс-министра здравоохранения и экс-депутата от Демпартии Владимира Хотиняну. У обоих были равные доли в уставном капитале: по 50%.

Вячеслав Мошин на пресс-конференции 10 июля, фото: NewsMaker

Как рассказал Вячеслав Мошин на пресс-конференции 10 июля, он сосредоточился на клинической, научной и преподавательской деятельности, а Алина Хотиняну занялась управлением компанией. При этом ее супруг Адриан Хотиняну стал медицинским директором Repromed (сейчас занимает должность директора больницы Repromed+), ее мама Лидия Лысый — администратором.

Передача доли

После 2020 года между соучредителями появились разногласия: Мошин передал свои 50% в уставном капитале Repromed дочери Кристине Мошин (20%), сыну Вячеславу Мошин (20%), а также «другу семьи» Константину Кира (10%), а сам ушел из клиники.

Алина Хотиняну и Repromed пытались оспорить это в суде, указав, что долю 20% при передаче оценили в 1080 леев, тогда как стоимость 50% уставного капитала — 35,9 млн леев. Однако в госреестре компаний idno.md фигурируют новые учредители.

источник: idno.md

«Подставные компании»

На пресс-конференции 10 июля дочь Мошина Кристина заявила, что после передачи уставного капитала ее отца администрация клиники «выводит прибыль Repromed через подставные компании».

«У подставных компаний: SRL AIDMED, SRL Reconstruct Civil и Z-Medizine один и тот же учредитель — Алина Хотиняну, администратор — Лидия Лысый и бухгалтер — Светлана Павлов. Цель создания этих компаний — довести Repromed до банкротства», — заявила Кристина Мошин.

источник: idno.md

Она также утверждает, что клиника Repromed «бесплатно уступила свой бренд» компании SRL AIDMED, которая «установила свои кассовые аппараты и контроль на рецепции клиники Repromed». По словам Кристины Мошин, прибыль AIDMED увеличилась с 15,8 млн леев в 2021 году до 73,6 млн леев в 2022 году, при этом прибыль Repromed снижается.

Как выяснил NM, фирмы Repromed и AIDMED зарегистрированы по одному адресу: бул. Куза Водэ 29/1. Согласно информации на сайте statistica.gov.md, прибыль Repromed снизилась с 49,6 млн леев в 2020 году до 14,9 млн леев в 2022 году, при этом у AIDMED прибыль увеличилась с 602 тыс. леев в 2020 году до 83,3 млн леев в 2022 году (речь о прибыли до уплаты налогов).

Новая клиника Мошина

После ухода из Repromed Вячеслав Мошин открыл клинику Alternativa Clinic (SRL Fertil Med), которая, как и Repromed, оказывает услуги ЭКО.

В июне 2024 года в СМИ появилась статья о том, что Alternativa Clinic оказывает услуги ЭКО без авторизации минздрава. Министр здравоохранения Ала Немеренко, комментируя это, сообщила, что ни одна клиника с профилем ЭКО пока не получила новый тип авторизации.

источник: Facebook

Дело в том, что с 1 января 2023 года действует новая процедура получения авторизации на услуги ЭКО. Выдает ее минздрав по предложению Агентства трансплантологии.

Директор Агентства трансплантации Григорий Романчук подтвердил NM, что ни одна частная клиника пока не прошла новую процедуру получения авторизации на забор, переработку и хранение клеток и тканей, предназначенных для ЭКО. «Закон приняли, но механизм его реализации разработали только недавно. После утверждения технического регламента работы клиник их можно будет проинспектировать [для решения вопроса авторизации]», — пояснил Романчук.

Госзаказы и суд с минздравом

При этом у обеих клиник — Repromed и Alternativa есть контракты с Национальной компанией медстрахования (CNAM) на осуществление процедур ЭКО. Сумма контракта на 2024 год с Repromed — 34,1 млн леев, с Alternativa — 1,58 млн леев.

Repromed работает на основании решения минздрава от 2021 года. При этом Repromed в прошлом году судился с министерством здравоохранения, которое в 2023 году отменило свой приказ от 2018 года об утверждении регламента Repromed. По информации минздрава, у клиники Repromed есть разрешение не на все услуги, которые она оказывает. Однако суд решил дело в пользу Repromed.

***

Получить комментарий руководства Repromed не удалось: ни Алина Хотиняну, ни администратор Лидия Лысый, ни исполнительный директор и юрист клиники Дорин Лысый не ответили на звонки и сообщения NM c просьбой прокомментировать заявления Вячеслава Мошина. Редакция готова опубликовать реплику Repromed, если администрация клиники ответит на наши запросы.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

facebook.com/plahotniuc

Лянкэ в суде со стороны защиты. Экс-премьер рассказал о дыре в BEM, знакомстве с Шором и о том, давал ли ему указания Плахотнюк

Бывший премьер-министр Молдовы Юрий Лянкэ на заседании суда 5 января дал показания по делу о банковском мошенничестве, по которому подсудимым проходит экс-лидер Демократической партии (ДПМ) Владимир Плахотнюк.

Лянкэ был заслушан в суде в качестве свидетеля со стороны защиты. Он подтвердил, что сам является подозреваемым по делу о расследовании «кражи миллиарда», однако заявил, что готов давать показания.

Отвечая на вопросы подсудимого, экс-премьер рассказал, что кризис в Banca de Economii начал назревать из-за неэффективного менеджмента задолго до прихода к власти «Альянса за европейскую интеграцию» в 2009 году. По его словам, невозвратные кредиты без существенного залога начали выдавать еще в период 2001–2006 годов.

«В одном случае банк выдал 500 млн леев компании на разведку полезных ископаемых и природного газа. Нигде в мире банки не выделяют деньги на такие цели. Подобные расходы всегда ложатся на плечи самой компании», — пояснил он.

Лянкэ отметил, что в качестве премьера он участвовал в заседаниях Комитета по финансовой стабильности, где компетентные органы регулярно представляли информацию о состоянии банковского сектора. По его словам, «дыра» в системе ежемесячно увеличивалась на 1 млрд леев. В связи с этим он обращался к главам правоохранительных органов с просьбой расследовать ситуацию, однако никаких значимых действий предпринято не было.

В ходе заседания Юрий Лянкэ признал, что был знаком и поддерживал общение с Иланом Шором. По словам экс-премьера, их познакомил Владимир Филат, который на тот момент возглавлял Либерально-демократическую партию (ЛДПМ). Лянкэ особо подчеркнул, что его контакты с Шором имели место тогда, когда у бизнесмена еще не было репутации мошенника и преступника.

Стоит отметить, что Илан Шор считается одной из ключевых фигур в схеме «кражи миллиарда». Ранее суд признал его виновным и приговорил к тюремному заключению.

Бывший глава кабмина утверждает, что идея предоставления государственной гарантии была озвучена в Национальном банке Молдовы (НБМ). Кроме того, он неоднократно ссылался на рекомендации экспертов Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ), которые настаивали на том, что Молдова должна сохранить Banca de Economii.

Он также сообщил, что вместе с тогдашним министром финансов Анатолом Арапу предлагал создать «банк-мост», куда государство могло бы перевести все здоровые активы из Banca de Economii, а сам проблемный банк — ликвидировать. Однако иностранные эксперты сочли, что Молдова в ее тогдашнем состоянии не способна управлять государственным банком.

Лянкэ подтвердил, что партии Альянса разделяли сферы влияния: ЛДПМ отвечала за правительство и минфин, Либеральная партия — за Нацбанк, а ДПМ — за парламент. Отвечая на вопрос о влиянии Плахотнюка, свидетель заявил, что после скандала в Pădurea Domnească в 2013 году отношения между ЛДПМ и ДПМ испортились, поэтому он считает, что подсудимый не мог отдавать указания представителям другой партии. Сам Лянкэ также подчеркнул, что не получал от Плахотнюка никаких распоряжений.

Экс-премьер также объяснил, почему решение его кабинета министров о предоставлении первой гарантии на 9,5 млрд леев было засекречено. «Это было необходимо, чтобы предотвратить панику. Ни один, даже самый стабильный банк, не справился бы, если бы 2 тыс вкладчиков одномоментно решили снять свои деньги», — резюмировал Лянкэ.

28 ноября 2025 года Антикоррупционная прокуратура завершила представление доказательств обвинения по делу Владимира Плахотнюка, по которому его обвиняют в соучастии в краже миллиарда. После этого суд перешел к доказательствам и свидетелям со стороны защиты. Суд уже заслушал восемь из 27 свидетелей защиты, среди которых бывший спикер парламента Андриан Канду.

Владимира Плахотнюка, находящегося в бегах с 2019 года, задержали в Греции в конце июля 2025 года, а 25 сентября экстрадировали в Молдову. В Кишиневе его поместили под предварительный арест в столичную тюрьму №13. Арест несколько раз продлевали.

Плахотнюк проходит обвиняемым по нескольким уголовным делам, самое громкое из которых — о краже миллиарда. По данным прокуратуры, Плахотнюк через компании, которые контролировал Шор, получил $39 млн и €3,5 млн из украденных денег. Это дело прокуратура передала в суд в июле 2023 года.

О краже миллиарда евро из трех молдавских банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank — стало известно в конце ноября 2014 года. После этого Нацбанк ввел в этих банках спецуправление, а затем власти приняли решение их ликвидировать (банки до сих пор в процессе ликвидации). Тогда же Нацбанк выдал этим банкам под гарантии правительства кредиты на ту же сумму, что была украдена (примерно 14 млрд леев или по тогдашнему курсу €1 млрд). Как объяснили власти, кредиты нужны были, чтобы не допустить паники на банковском рынке. В счет этого долга правительство выпустило и передало Нацбанку гособлигации на 13,3 млрд леев под 5% годовых, которые обязалось погасить в течение 25 лет. Эти деньги власти перевели в разряд госдолга. Вместе с процентами за 25 лет эта сумма составит 24,5 млрд леев.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: