Andrei Mardari / NewsMaker

«Это следствие наших глупостей». В госбюджете Молдовы образовались дыры на 10 млрд леев

Правительство Молдовы не может найти источник покрытия почти 2 млрд леев бюджетного дефицита в этом году и более 7,5 млрд — в следующем. Об этом рассказал премьер Дорин Речан. NM разбирался, что это означает для всех нас, почему эксперты называют доходы госбюджета плачевными, и при чем тут контрабанда и крепкий лей.

Что рассказал Речан

О проблемах, с которыми сталкивается молдавская экономика, премьер Речан рассказал 17 октября на проходящем в Кишиневе саммите «Платформа поддержки для Молдовы». Он отметил, что в 2022 году ВВП Молдовы снизился на 6,5%, а в этом году ожидается снижение на 2,2%. Кроме того, добавил он, в стране все еще высокая инфляция — 10%, а налоговые поступления ниже ожидаемых.

Все это, по словам премьера, привело в этом году к недостатку финансирования бюджета до €100 млн (1,904 млрд леев) и прогнозируемому недостатку финансирования в 2024 году — до €400 млн (7,62 млрд леев). Речь идет о недофинансировании бюджетного дефицита, когда на покрытие какой-то его части не нашли источник. В этом году дефицит госбюджета запланирован в сумме 18,3 млрд, в следующем году, по прогнозам правительства, он составит 16,5 млрд леев. То есть правительство пока не нашло источников для финансирования почти половины (46%) бюджетного дефицита в следующем году.

Рассказывая об этом, премьер-министр подчеркнул, что, «несмотря на все сложности, у властей нет другого выбора, кроме как инвестировать в светлое, надежное будущее, которое называется европейским». Объясняя сложившуюся ситуацию, Речан напомнил, что молдавская экономика пострадала от войны:  потери рынков сбыта, разрушения цепочки поставок товаров, роста стоимости транспортировки товаров. При этом, несмотря на кризис, власти находили возможность заботиться о беженцах.

Что говорят эксперты

Эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ отметил, что в этом году бюджет исполняется хуже, чем ожидали и власти, и эксперты. «Я считал, что после кризиса у нас должен быть бюджетный бум, но реальность намного хуже, чем мы ожидали», — сказал эксперт.

На это, по его мнению, есть сразу несколько причин. «Управление бюджетом стало хуже. Не могу сказать, что цветет контрабанда, но ситуация некрасивая, [из-за контрабанды снижаются поступления в бюджет]. Плачевны и доходы в бюджет от НДС в номинальном выражении. Это означает, что потребление населения все еще сжато, даже несмотря на то, что какая-то доля потребления могла добавиться из контрабанды [покупки контрабандно ввезенных товаров]», — пояснил эксперт.

Среди других причин он назвал боязнь бизнеса инвестировать в нынешних условиях, продолжающуюся миграцию населения и административные препоны, например, в строительной отрасли.

Экономический эксперт Виорел Гырбу тоже считает, что причины недофинансирования дефицита бюджета связаны с проблемами в экономике. «Главная проблема спада экономики была в монетарной политике. Вместе того, чтобы разобраться с источниками инфляции, [власти] просто увеличили базовую ставку. Инфляция ударила по населению, а выросшая базовая ставка — по бизнесу», — пояснил эксперт.

Вторая причина, по его мнению, — это сильный лей, который укреплялся, несмотря на инфляцию. Из-за этого, пояснил он, импортные товары дешевле местных.  «Это плохо влияет на бизнес — он не развивается. Он держит больше денег на текущих счетах, чем инвестирует. Что тут говорить, если стоимость [ведения] бизнеса увеличилась на 50%?» — отметил Гырбу.

И добавил, что обесценивание лея решило бы и проблему с доходами от НДС, так как, «если бы доходы оставались на том же уровне, [то сумма в леях была бы больше]», —пояснил эксперт.

Что это означает на практике

Вячеслав Ионицэ отметил, что Молдова не исполняет бюджет уже восемь лет — с 2015 года. «Это означает, что запланированные проекты остаются на бумаге. Инвестиции будут только на местном уровне, потому что в этом году у нас местные выборы. А на центральном уровне все проекты заморожены», — сказал он.

Виорел Гырбу при этом не исключает, что международные доноры могут помочь возместить бюджетный дефицит. «Например, ЕС, хотя там большая нагрузка из-за Украины. Но наша ситуация — это следствие наших глупостей, а у них война, им нужна поддержка. А если нет, то, как говорил бывший министр финансов, «сколько денег есть, столько и потратим»», — резюмировал эксперт.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Коридор суда / NM Александр Нугманов

Полицейские кордоны, давка у суда и 7 лет тюрьмы. Как приговаривали Евгению Гуцул. Репортаж NM

Семь лет в тюрьме полузакрытого типа для женщин — таков финал беспрецедентного судебного процесса над башканом Гагаузии Евгенией Гуцул, который завершился сегодня в Кишиневе. Впервые в молдавской истории действующий глава гагаузской автономии отправится в тюрьму. Ее признали виновной в соучастии в незаконном финансировании партии «Шор». О том, как Гуцул выносили приговор — в репортаже NM.

Дело Евгении Гуцул и секретаря объявленной неконституционной партии «Шор» Светланы Попан рассматривалось в суде столичного сектора Буюканы больше года — с апреля 2024 года. Все заседания сопровождались акциями поддержки/протеста у здания суда. Заседание 5 августа не стало исключением, но на этот раз меры безопасности были беспрецедентными.

Еще 1 августа суд Буюкан объявил новые правила доступа, ссылаясь на решение Высшего совета магистратуры. Согласно им, участники процесса и представители СМИ могли войти в здание только по удостоверениям личности, причем журналисты должны были подавать заявку на аккредитацию за сутки. Это требование, вызвавшее недовольство журналистов, не распространялось на рядовых граждан, которым достаточно было подать заявление за 30 минут до начала заседания.

Суд Буюкан / NM Александр Нугманов

А в день вынесения приговора Гуцул путь к зданию суда Буюкан был перекрыт как минимум тремя полицейскими кордонами. Правоохранители останавливали каждого прохожего, выясняя цель визита. Тех, кто не былсотрудником суда, Национального центра борьбы с коррупцией или Антикоррупционной прокуратуры, чьи офисы находятся рядом, просили обойти оцепленную территорию.

Прокуроры Кристина Гладков и Генадие Епуре / NM Александр Нугманов

Такие меры вызвали возмущение у адвокатов, спешивших на другие заседания: им приходилось несколько раз предъявлять свои удостоверения на разных кордонах. Рисковали не попасть на процесс и два государственных защитника, назначенных для Гуцул и Попан — им потребовалось время, чтобы доказать свой статус участника процесса.

Вход в суд / NM Александр Нугманов

Позже в суд пыталась пройти депутат от партии «Шор» Регина Апостолова, но ее не пропустили. Она демонстрировала депутатское удостоверение и требовала показать документ, на основании которого ей запрещен вход в публичное учреждение. Стоит отметить, что Апостоловой и ранее было запрещено присутствовать на этих заседаниях решением суда из-за нарушения порядка в зале.

Депутат Регина Апостолова / NM Александр Нугманов

Вскоре в сопровождении мужа, мамы и маленького сына прибыла сама Евгения Гуцул. Ее проход также не был гладким: у входа возникла давка и перепалка между полицией и сопровождающими башкана, которые требовали пропустить депутата Апостолову. Вторая подсудимая, Светлана Попан, пришла в суд заранее и прошла в здание без шума.

Коридор суда / NM Александр Нугманов

Заседание проходило в зале на цокольном этаже, имеющем выход во внутренний двор для конвойных автомобилей. Гуцул вошла в зал с сыном, но, поскольку присутствие малолетних детей на заседаниях запрещено, мальчика попросили вывести. Башкан осталась ожидать приговора с переводчицей, которая на протяжении всего процесса переводила ей с румынского языка.

Евгения Гуцул и переводчица / NM Александр Нугманов

В зал, где собрались десятки журналистов и участников процесса, вошла судья Ана Кучереску. Она зачитала приговор: Евгения Гуцул признана виновной по обоим пунктам обвинения и приговорена к семи годам лишения свободы в тюрьме полузакрытого типа для женщин. Судья объявила, что нынешняя мера пресечения (домашний арест) изменяется на арест до окончательного решения Апелляционной палаты.

Зал суда / NM Александр Нугманов

Сразу после этого за спинами подсудимых открылась дверь, и в зал вошли несколько сотрудников полиции. Они дождались, пока судья огласит приговор Светланы Попан: ее также признали виновной и приговорили к шести годам заключения. Кроме того, суд постановил конфисковать у Гуцул 40,9 млн леев, а у Попан — 9,7 млн леев. По версии обвинения, именно такие суммы они получили от преступной группы Илана Шора.

Осужденных вывели через ту же дверь, в которую вошли полицейские. Ни Гуцул, ни Попан никак не прокомментировали решение суда. В коридоре остались ждать муж, мама и сын Евгении Гуцул.

Позже Гуцул назвала решение суда «политической расправой», «не имеющей ничего общего с правосудием».


Антикоррупционная прокуратура сообщила о завершении расследования и передаче в суд дела против Евгении Гуцул и Светланы Попан в апреле 2024 года. Гуцул находилась под арестом больше года в рамках дела о нарушении порядка управления избирательными фондами и подделки документов. По информации прокуратуры, Гуцул, работая секретарем в неконституционной партии «Шор», с 2019 по 2022 год систематически ввозила в Молдову деньги из России. Кроме того, ей предъявили обвинение в координации деятельности некоторых офисов партии и «сознательном получении денег от организованной преступной группировки» для финансирования деятельности партии — более 42,5 млн леев. Гуцул не признает вину и заявляет, что подвергается политическому преследованию. Она намерена обжаловать приговор первой инстанции.

Аналогичные обвинения предъявили бывшему руководителю главного офиса партии «Шор» в Кишиневе Светлане Попан. Согласно обвинению, с сентября 2022 года по ноябрь 2022 года она сознательно приняла 9,74 млн леев от организованной преступной группы для финансирования партии. Деньги предназначались для оплаты акций протеста и выплаты неучтенной зарплаты (в конвертах) членам территориальных отделений партии.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: