19 сентября состоятся выборы в Народное собрание Гагаузии. По разным причинам их дату неоднократно переносили. NM рассказывает, сколько кандидатов решили побороться за место в парламенте автономии, кого они (не) представляют, и какие сюрпризы, по мнению экспертов, могут преподнести эти выборы.
С третьей попытки
Срок полномочий депутатов Народного собрания Гагаузии (НСГ) действующего созыва истек 20 января 2021 года. По закону новый состав НСГ должны были избрать в течение трех месяцев, то есть до 20 апреля. Выборы назначили на 4 апреля, но в начале февраля их перенесли на 16 мая. Дело в том, что избирательная кампания должна была начаться 3 февраля, но новый состав ЦИК Гагаузии не смог вовремя приступить к работе. И в НСГ решили, что эта ситуация может стать основанием для обжалования результатов выборов.
Но и 16 мая выборы не состоялись из-за введения в стране режима ЧП. В июне НСГ назначил новую дату выборов — 19 сентября.
Специфика и кандидаты
Народное собрание Гагаузии — представительный законодательный орган Гагаузии, который состоит из 35 депутатов. Их избирают на четыре года. Выборы проходят по одномандатной системе, то есть от каждого избирательного округа выбирают по одному депутату. В Гагаузии 35 избирательных округов. Как правило, один населенный пункт —один округ. Исключение — Комрат и Чадыр-Лунга, где несколько избирательных округов.
ЦИК Гагаузии зарегистрировал для участия в выборах 122 кандидата. Больше всего кандидатов в комратских округах №1 и №4 — по семь, и в Етулийском округе, где будут конкурировать шесть кандидатов. В шести избирательных округах избиратели будут выбирать из двух кандидатов, а в Котовском округе — из одного: там на следующий срок баллотируется депутат НСГ нынешнего созыва Николай Орманжи.
Кандидатам от 22 до 71 года. Большинство из них младше 40 лет. Самая малочисленная возрастная группа — от 41 до 55 лет (пять кандидатов). Из 122 зарегистрированных кандидатов 18 женщин (14,2%). Они баллотируются менее чем в половине округов.
Традиционно на выборах в НСГ большинство кандидатов предпочитают баллотироваться как независимые. И нынешние выборы не исключение: 99 кандидатов зарегистрировались как независимые. Только два политформирования выдвинули своих кандидатов: партия «Строим Европу дома» (PАСЕ) и блок ПКРМ-ПСРМ. От PАСЕ баллотируются два кандидата, от социалистов и коммунистов — 21. Все остальные партии, в том числе правящая партия «Действие и солидарность» (PAS), не выдвигали кандидатов на выборах в Народное собрание Гагаузии.
Опасения и огорчения
Глава аналитического центра Balkan-center Сергей Манастырлы отметил в беседе с NM, что его беспокоит и огорчает то, что Кишинев не принимает активного участия в политических процессах Гагаузии. «Это говорит о том, что Кишинев не готов интегрировать территории, которые включены в состав Молдовы по закону и не готов урегулировать спорные вопросы», — считает эксперт.
Также он обратил внимание на изменения в программах кандидатов. По его словам, на этих выборах на первый план выходит решение социальных вопросов. «На этих выборах отошли на второй план конфликт с Кишиневом и полномочия гагаузского региона, которые постоянно урезают. Гагаузов беспокоят социальные вопросы: рабочие места, строительство социальной и транспортной инфраструктуры, водопровода, канализации, дорог. Это в основном и нашло отражение в программах кандидатов», — отметил Манастырлы.
Одной из проблем избирательной кампании в Гагаузии Манастырлы считает подкуп избирателей. «Гагаузия — небольшой регион, и традиционная особенность предвыборной гонки — живое общение с избирателями. При этом некоторые кандидаты на этих встречах раздают так называемые продуктовые пакеты. Это можно расценить как прямой подкуп избирателей», — сказал Манастырлы.
Комментируя немногочисленность женщин-кандидатов, он отверг мнение, что это связано с патриархальностью гагаузского общества. «Это предубеждение и стереотип. Гагаузы —народ с очень адаптивной ментальностью. Они избрали руководителем автономии женщину раньше, чем в Молдове избрали женщину президентом. Гагаузы выбирают не по половому признаку. Они больше ориентируются на личные качества кандидата и его возможность выполнить обещанное избирателям», — уверен эксперт.
Глава Gender-Centru Валентина Бодруг-Лунга, напротив, считает, что проблема гендерных стереотипов в Гагаузии все еще актуальна. «Несмотря на успехи в продвижении женщин, проблема существует. Да, Ирина Влах — пример успешной модели женщины-руководителя. Вместе с тем у многих молодых людей в Гагаузии популярна идея неопатриархата. Она заключается в том, что женщина все равно должна знать свое место. Особенно эти идеи популярны у мальчиков», — сказала эксперт.
Из 35 депутатов нынешнего состава Народного собрания Гагаузии, отметим, всего две женщины.
Прогнозы
По мнению Сергея Манастырлы, на этих выборах победу одержит «старая гвардия». «Речь идет о представителях крупного по меркам региона капитала, предпринимателях и сельхозпроизводителях, то есть о людях, способных, в том числе финансово, повлиять на своих односельчан, на жителей своего округа», — считает эксперт.
Политический аналитик Стелла Жантуан, в свою очередь, полагает, что в новом составе НСГ мы увидим новые лица. «Эти выборы будут отличаться от предыдущих, и это связано с политическими изменениями, которые происходят в Молдове. Гагаузия всегда считалась пророссийским регионом. Все партии левого толка пытались в первую очередь найти рычаги влияния на региональных политиков Гагаузии, и традиционно в НСГ проходили кандидаты, которых поддерживали левые партии», — отметила Жантуан.
Но сейчас, по ее словам, ситуация настолько изменилась, что «нас могут ждать сюрпризы». «Будет больше независимых депутатов. Изменились политические взгляды и политическая позиция башкана Гагаузии. И это говорит об изменении политических взглядов в регионе. Я думаю, в Народном собрании Гагаузии появятся другие, новые лица», — заключила эксперт.