В Кишиневе 19 мая прошел марш солидарности с ЛГБТ-сообществом. Он стал самым продолжительным за все время их проведения — участники прошли восемь кварталов в центре столицы. Впервые за три года полицейским не пришлось эвакуировать участников марша из-за агрессивно настроенного контрпротеста. Но это не значит, что его не было — полиция остановила протестующих слезоточивым газом. Подробнее в репортаже журналисток NM Марины Шупак и Татьяны Султановой.
«О, вот лесбиянка идет!»
Колонна ЛГБТ-сообщества и солидарных с ними начала собираться в 11.30 на пересечении улиц Букурешть и Измаильской. В этом году полиция изменила тактику охраны порядка проведения марша и оцепила по периметру не только улицу Букурешть, но и близлежащие кварталы. К центру были стянуты внушительные силы полицейских. Операцией руководил замначальника Генинспектората полиции (ГИП) Георге Кавкалюк. В какой-то момент к этому подключился и глава ГИП Александру Пынзарь.
Очевидцы, живущие в центре города, писали в соцсетях, что из-за маневров полиции не могли попасть домой, или были вынуждены стоять в пробках. Отметим, что в это же время площадь Великого национального собрания была перекрыта из-за другого массового мероприятия.
Таким образом, присоединиться к группе марширующих можно было лишь на перекрестке Букурешть и Измаильской, но для этого нужно было пройти плотный кордон полиции. Полиция, отметим, пропускала не всех. Журналистов пропускали только по пропускам, а остальным нужно было каким-то образом доказать, что они собираются участвовать в марше, а не организовывать провокации против его участников.
ЛГБТ-активист Алексей Марчков стоял возле полицейских и следил за тем, чтобы полиция не пропускала людей, недружественных гомосексуалам. «Так, а это кто такой с тобой?», — строго спросил он ЛГБТ-активиста, проходящего сквозь кордон с молодым человеком. «Он хороший, он свой», — заверил тот.
Марчков кивнул и резко повернулся в сторону молодого человека, все это время в знак протеста свистевшего в свисток прямо ему в ухо. «А ты, пожалуйста, не шуми, когда я разговариваю», — хладнокровно попросил Марчков парня. Тот в ответ рассмеялся. «О, вот лесбиянка идет! Позор, позор!», — закричал он вдруг, завидев, как полиция расступается перед участницей марша. Лозунг подхватили несколько других человек. Все засвистели. Скандально известный диакон Геннадий Валуцэ смотрел на это в сторонке и нервно теребил сухую ветвь базилика.
За кордоном полиции тем временем собралось несколько сотен человек, среди которых члены ЛГБТ-сообщества, представители дипмиссий и международных организаций, правозащитники. Организаторы (неправительственная организация защиты прав ЛГБТ-сообщества Genderdoc-M) раздавали всем желающим белые футболки с надписью Fără frică de iubire («Без страха любви») и плюшевые розовые сердца как символы шествия.
По словам главы Genderdoc-M Анастасии Даниловой, цель марша — стремление ЛГБТ-сообщества показать, что они хотят жить в обществе, «где нет места страху и агрессии». Поэтому, пояснила она, участники и пришли с сердцами «полными любви». «Мы хотим, чтобы каждый гражданин Молдовы мог любить свободно и не сталкиваться при этом с агрессией, непониманием или преступлениями на почве ненависти», — заявила она.
Среди участников марша были также ЛГБТ-активисты из-за рубежа. Координатор программы лоббирования и адвокации прав ЛГБТ в Genderdoc-M Анжелика Фролова рассказала NM, что вчера в аэропорту Кишинева представители Таможенной службы изъяли у ЛГБТ-активиства из Германии открытки и плакаты в поддержку ЛГБТ, которые он собирался раздать участникам марша. Таможенники, по словам Фроловой, мотивировали свои действия тем, что мужчина собирался пропагандировать гомосексуальность. Genderdoc-M в ближайшее время подаст жалобу на действия сотрудников Таможенной службы.
«Я смог победить свой страх, но мне грустно оттого, столько еще людей нас ненавидят»
Участники марша примерно одинаково объясняли свое участие в нем, взывая к свободе собраний и равенству. Многие в беседах с NM с радостью отмечали, что в этом году контрманифестанты не столь агрессивны и многочисленны.
Активист молодежной платформы межэтнической солидарности Иван Бамбуляк рассказал NM, что присоединился к маршу, так как считает, что «Молдова — не только полиэтничная страна, но и страна, где любая любовь должна быть равна». Он также посетовал на то, что, «к сожалению, наше общество пока к этому не готово. По бокам были люди, которые смотрели на нас как на жителей зоопарка».
Глава совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства Ян Фельдман в беседе с NM тоже сожалел, что для проведения марша ЛГБТ в Кишиневе все еще необходимы «чрезмерные силы полиции». По его словам, если в молдавском обществе исчезнет «опасный компонент ненависти» к ЛГБТ-людям, эти марши будут проходить спокойно. «Когда мне что-то не нравится, я туда просто не иду», — пожал он плечами.
Среду участников были и те, кто пришел в масках, опасаясь за свою безопасность. «У нас несвободная страна, поэтому я в маске», — заявил NM участник марша в маске героя фильма «Анонимус». «А я ничего не боюсь. Я пришла поддержать всех наших», — заверила девушка, представившаяся Натальей.
Рядом с ними шел молодой человек в марлевой повязке радужного цвета, темных солнечных очках и кепке. «У нас очень дикий народ и будет одинаково [с ненавистью] относиться ко всем, кто сюда пришел — и к солидарным, и к активистам сообщества, поэтому я в маске», — рассказал от NM.
Один из участников марша на условиях анонимности рассказал NM, что до самого утра не мог решиться, идти ли ему на марш. «Весь центр перекрыт. Я бежал, чтобы успеть. Взял очки и кепку, чтобы меня сложно было узнать. Но, встав в колонну, понял, что мне это не нужно, понял, что я горжусь тем, кто я есть, тем, что я гей. Не могу передать свои эмоции, я счастлив и печален одновременно. Я смог победить свой страх, но мне грустно оттого, столько еще людей нас ненавидят».
Психолог и член совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства Оксана Гуменная рассказала, что встретила на марше много родителей ЛГБТ-людей. «Проходя очередной квартал, они говорили, что отвоевали еще один квартал свободы для своих детей», — отметила она.
«Сегодня мы увидели, что Молдова — демократическая страна!»
Несколько раз сквозь кордон полицейских прорывались агрессивно настроенные люди, и, выкрикивая «Молдова — православная страна», пытались добежать до организаторов марша, которые шли в первом ряду. Полицейские оперативно их окружали и изолировали от участников марша. В какой-то момент к дороге попыталась подойти женщина, выкрикивая «Позор!». Несколько полицейских жестко оттащили ее в сторону.
Неподалеку от улицы Бэнулеску-Бодони полиция начала оперативно укреплять кордон перед колонной. Вдали стала заметна колонна протестующих, но столкновение не произошло. Когда ЛГБТ-марш достиг конечной точки шествия — Дворца республики, участников контрпротеста уже не было видно. «Сегодня мы увидели, что Молдова — демократическая страна!», — воскликнули в микрофон организаторы. Они поздравили всех с успешным завершением шествия и поблагодарили за это полицию. Затем полиция вывезла на автобусах участников марша за пределы центральных улиц.
Вскоре после того, как автобусы разъехались, на улице Букурешть появился Геннадий Валуца. Дьякон кропил священной водой асфальт, по которому ходили гомосексуалы. «Сгинь, нечистая сила, сгинь», — приговаривал он.
Стрим NM с марша ЛГБТ в центре Кишинева
Опубликовано NewsMaker.md 19 мая 2018 г.
«Если вы защищаете п***расов, значит вы сами п***расы»
По сложившейся традиции православные верующие пытались помешать проведению марша ЛГБТ-сообщества. Они собрались у памятника Штефану чел Маре в 10 часов утра. Оттуда направились к улице Букурешть, по которой в полдень и должно было пройти шествие «Fara Frica». Корреспондент NM в 11 часов присоединился к колонне контрпротестующих.
Акцию протеста верующих возглавлял протоиерей Анатолий Чибрик. После он сказал NM, что среди собравшихся нет главного. Люди шли по улице, распевая «Христос воскресе из мертвых». Никаких плакатов протестующие не несли, только впереди колонны несколько человек держали иконы, один нес молдавский флаг.
Опубликовано Mihaela Grigoriță 19 мая 2018 г.
Колонне удалось пройти всего один квартал по улице Букурешть. На перекрестке с улицей Пушкина дорогу протестующим перегородил кордон полиции в спецэкипировке. Демонстранты попытались прорваться через оцепление. Произошло столкновение, во время которого полиция применила слезоточивый газ. Люди жаловались на то, что их «батюшек побили».
После столкновения люди встали на колени перед полицией и снова запели церковные гимны. Полиция призвала людей отойти, те проигнорировали просьбу. После этого полиция стала отодвигать толпу с улицы Букурешть на улицу Пушкина, а затем на улицу 31 августа 1989. Поднялся крик. Кто-то из демонстрантов отошел сам. Многих волокли за руки, а некоторых полицейские и вовсе несли на руках. Среди силовиков были и мужчины в штатском.
Верующие возмутились действиями полиции. Им кричали: «Если вы защищаете п*дорасов, значит вы сами п*дорасы». Некоторые женщины жаловались офицерам, что у них болят руки, оттого что их вели силой. На вопросы NM, почему протестующих ведут на другую улицу, никто из полицейских отвечать не стал. «Извините, не могу вам ответить», — говорили все. И большинство митингующих оказались недружелюбно настроенными к СМИ: «Журналисты бывают разные, не можем вам дать никакой информации».
«Бог нас всех накажет за это землетрясениями»
Но некоторых все-таки удалось разговорить. Женщина, представившаяся Евгенией, сказала, что пришла протестовать затем, чтобы поддержать православную веру и защитить Молдову. «Если геи грешат дома — это только их грех. Но когда они выходят на улицу и начинают пропагандировать — это наш общий грех. Бог нас всех накажет за это землетрясениями, наводнениями, засухой».
Другие протестующие говорили, что пришли, «чтобы геи покаялись, тогда их примет бог». Многие упоминали библейские города Содом и Гоморру, которые, по их словам, бог уничтожил за грехи жителей, в том числе за мужеложство. Некоторые возмущались тем, что, по их данным, геи хотят возложить цветы к памятнику Штефану чел Маре, что для верующих означало осквернение святого.
Один из самых активных демонстрантов протоиерей Анатолий Чибрик сказал NM, что он пришел бороться с гей-пропагандой, но никаких личных счетов с геями у него нет.
В какой-то момент собравшиеся выяснили, что среди них нет нескольких человек. В толпе пошли слухи, что кого-то задержали. Представители полиции это опровергли, сказав, что никого не задерживали. Митингующим удалось связаться с теми, кого не могли найти. Оказалось, что их действительно задержали и отвезли в инспекторат, расположенный на улице Тигина.
Женщина, представившаяся сестрой Анной, сказала, что задержали как минимум двоих — батюшку и ее родную сестру — сестру Теклу. Верующие разозлились еще больше. Они скандировали в адрес полиции «предатели» и «лживые» и просили освобождения задержанных.
К этому времени шедшая по улице Букурешть колонна ЛГБТ подошла к улице Пушкина. ЛГБТ-марш было видно через кордон полицейских. Православные протестующие быстро двинулись в том же направлении. Полиция остановила их на улице Сфатул Цэрий. Тут произошло еще одно столкновение. Силовики пустили в ход слезоточивый газ и шумовую гранату.
Дальше по улице 31 августа 1989 участникам контрпротеста пройти не удалось. Через парк они направились к памятнику Штефану чел Маре. Там верующие помолись, спели церковные песни и начали расходиться. Позже глава управления общественной безопасности ГИП Марин Максиан сообщил на пресс-конференции, что полиция задержала трех человек, которые отказывались подчиняться приказам полиции и пытались помешать проведению марша ЛГБТ-сообщества.