Информация о повышении зарплаты судьям Конституционного суда (КС) до 80 тыс. леев вызвала бурные дискуссии в обществе. Оппозиция обрушилась с критикой на власть, которая настаивала на оправданности такого повышения. 10 декабря в аппарате президента сообщили, что Майя Санду вернула этот закон в парламент. Причиной, правда, назвали процедурные нарушения. NM тем временем решил разобраться, действительно ли высокая зарплата судей КС подвигнет их служить обществу, а не групповым интересам, и поможет ли это борьбе с коррупцией.
Что за поправки
Парламент 6 декабря принял во втором чтении проекты госбюджета и налогово-бюджетной политики (НБМ) на 2022 год. Перед вторым чтением по инициативе правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) в проект НБП внесли поправки, согласно которым базовую ставку для судей КС увеличили с 1,8 тыс. до 3 тыс., а специальную надбавку подняли с 40% до 100%. Как подсчитал экс-премьер Ион Кику, зарплата судей КС, таким образом, увеличится с 44,7 тыс. леев до 82 тыс. леев.
При этом поправки не получили одобрения правительства, которое по закону необходимо, если речь идет о вопросах, касающихся бюджетной сферы. 10 декабря президент Санду вернула закон в парламент, указав на это процедурное нарушение. Если речь только об этом, то парламентское большинство может просто исправить нарушение, получив одобрение правительства. К тому же в защиту поправок ранее выступила премьер Наталья Гаврилица, которая назвала такое повышение зарплат судей КС оправданным.
Кто раскритиковал
Информация о новой зарплате членов КС, которая в 10 раз превысит среднюю по экономике, вызвала горячие дискуссии в обществе и резкую критику оппозиции. В Партии социалистов (ПСРМ) предположили, что инициированные PAS поправки — это «своего рода узаконенная взятка судьям КС за их лояльность нынешнему режиму». Социалисты также заявили, что оспорят эти поправки в КС, так как их приняли с нарушением Конституции.
Раскритиковали партию PAS и ее бывшие союзники из партии «Платформа Достоинство и правда» (DA). В DA заявили, что считают нецелесообразным повышать зарплату высокопоставленным чиновникам в условиях социально-экономического кризиса. «Учитель в лучшем случае получает 6,5 тыс. леев, преподаватель-стажер — до 2 тыс. леев, воспитатель — 4,5 тыс. леев. О чем они думают, увеличивая зарплату некоторых высокопоставленных лиц на 40 тыс. леев?», — задался вопросом в Facebook и.о. главы партии DA Дину Плынгэу.
Его однопартиец, экс вице-спикер парламента Александр Слусарь назвал «столь непомерное повышение зарплаты судей КС кульминацией наглого процесса значительного повышения зарплаты госслужащих в следующем году». Слусарь при этом отметил, что эта инициатива исходит от политиков, которые, будучи в оппозиции, «громче всех кричали о борьбе с привилегиями высокопоставленных чиновников».
Один из лидеров партии «Гражданский конгресс» Юрий Мунтян, в свою очередь, задался вопросом: «За какие такие заслуги судьям КС так повышают зарплату?» «За какую-то особую истину и добро? Вряд ли. Ничего подобного мы за ними не замечали, особенно последние 12 лет. Может быть, ответ настолько прост, насколько он был прост во времена Плахотнюка? Их просто подкупают», — предположил Мунтян.
Что ответила власть
Один из авторов поправок, глава юркомиссии парламента Олеся Стамате, отвечая на критику, заявила, что «независимость страны должна быть обеспечена достойным вознаграждением». «Конституционный суд — основа защиты демократии в любом государстве, и ни одна страна в Европе не может позволить себе платить такую низкую зарплату, как в Молдове. В Румынии зарплата судей КС €6 тыс.», — отметила Стамате.
В защиту повышения зарплаты судьям КС выступила и премьер Гаврилица, по словам которой такая зарплата оправданна и нужна, чтобы КС принимал решения в интересах граждан, а не в интересах определенных групп. «Очень важно, чтобы у нас были неподкупные учреждения, которые обеспечивают процветание страны и помогают сохранять неподкупность во всем, что касается юстиции», — сказала Гаврилица, добавив, что в некоторых странах зарплата судей КС в два раза выше.
Сами судьи КС от комментариев воздержались. В пресс-сообщении КС это объяснили тем, что «судьи КС обязаны придерживаться сдержанной и предусмотрительной позиции, и это не позволяет им давать комментарии».
Что говорят эксперты
Глава Центра юридических ресурсов (ЦЮР) Владислав Грибинча считает, что увеличение зарплаты судьям — один из способов борьбы с коррупцией. «Увеличение зарплаты до уровня, который позволил бы судьям, любым судьям, комфортно жить — главная предпосылка к тому, чтобы они не думали о взятках. Но это должно сопровождаться другими мерами: транспарентность судопроизводства, жесткое наказание за проступки, эффективная процедура расследования и снижение дискреции (правовой возможности действовать по своему усмотрению)», — считает Грибинча. Он также отметил, что в Молдове самая низкая в Европе зарплата судей.
Исполнительный директор организации Transparency International Лилия Каращук согласна с тем, что повышение зарплаты должно сопровождаться и другими мерами борьбы с коррупцией. Она также предположила, что повышение зарплаты может быть попыткой поднять престиж госслужбы. При этом часть населения может расценить это как попытку сделать членов КС лояльными власти, отметила эксперт. «За тридцать лет независимости Молдовы такие попытки были. Например, [экс-президент Владимир] Воронин дарил членам КС дорогие часы, и только один из них, Виктор Пушкаш, отказался от подарка», — отметила Каращук.
Исполнительный директор Института стратегических инициатив, экс-депутат парламента Вадим Пистринчук, в свою очередь, напомнил, что у судей КС и у некоторых категорий судей привилегии были всегда, даже «в очень социалистические времена». При этом предложенное PAS повышение зарплаты судей КС Пистринчук считает чрезмерным. «Как гражданину, который платит налоги, мне хотелось бы узнать мнение об этом самих судей КС. Если они считают, что это повышение оправданно, пусть объяснят, [почему они так считают]», — предложил Пистринчук.
В то же время, по его мнению, увеличение зарплаты вряд ли скажется на степени лояльности судей КС, так как «в системе координат молдавской политики это слишком маленький подарок». «Все зависит от человека. Если человек честен и принципиален, то величина зарплаты не повлияет на его лояльность», — заключил эксперт.