Юрие Лянкэ покинул Либерально-демократическую партию (ЛДПМ), обвинив бывшего шефа Владимира Филата в предательстве избирателей и европейского курса. Филат в ответ назвал решение Лянкэ политически неверным, а слова о предательстве — неправдой. При этом лидер ЛДПМ намекнул бывшему премьеру на то, чтобы тот не особо увлекался обвинениями, поскольку ЛДПМ есть что сказать по поводу Banca de Economii и столичного аэропорта. Эксперты считают, что уход Лянкэ может привести не просто к расколу в рядах ЛДПМ, но и к потере электората этой партией, а также демократами и либералами.
Юрие Лянкэ, чей развод с ЛДПМ давно ожидался, ушел из партии, громко хлопнув дверью. Сообщив о создании собственного политического проекта, Лянкэ заявил, что ЛДПМ предала своих избирателей и проевропейский курс, пойдя на сговор с коммунистами. Совместное с Партией коммунистов (ПКРМ) голосование за кабинет Кирилла Габурича, заявил Лянкэ, закрепило политический союз двух проевропейских партий с ПКРМ, что приведет к трансформации всей политической системы страны. «У граждан украли проевропейский выбор»,— заявил он.
Лянкэ также уверен, что договоренность поделить власть на троих была достигнута задолго до голосования. А его выдвижение на должность премьера было сделано лишь для видимости. Формальностью, по словам Лянкэ, были и переговоры с либералами: «В действительности этого [альянса с либералами и премьерства Лянкэ] не хотели те, кто не заинтересован в реформах, реальной борьбе с коррупцией и расследовании кражи в Banca de Economii (BEM)».
Юрие Лянкэ признался, что думал о двух вариантах дальнейших действий: реформировании ЛДПМ или создании нового политпроекта. И пришел к выводу, что реформировать родную партию поздно.
В отношении нового политического проекта Лянкэ сказал, что денег на то, чтобы конкурировать с партиями, имеющими значительные финансовые ресурсы, у него нет. Тем не менее он убежден, что молдавской политике необходима «свежая кровь»: «Я не считаю себя каким-то героем, в котором сегодня нуждается Молдова, но я готов взять на себя ответственность, в том числе перед теми, кто голосовал за меня на ноябрьских выборах».
Лянкэ также не скрывал, что надеется на поддержку электората ЛДПМ, разочарованного политикой руководства партии. Причем поддержки он ждет не только политической, но и финансовой: «Мы не будем тратить огромные средства сомнительного происхождения на телеканалы и пропаганду, наши поступления и затраты будут абсолютно прозрачны. Мы обратимся к гражданам. Сколько соберем — столько и потратим». О деталях нового политпроекта и о том, с кем он будет его строить, Лянкэ пообещал рассказать в ближайшее время.
Спустя два часа после пресс-конференции Лянкэ ответный брифинг дал лидер ЛДПМ Владимир Филат. Он сказал, что сожалеет о выходе из партии своего первого зама, поблагодарил его за работу и заметил, что «в случае необходимости» готов ему помочь. При этом решение Лянкэ о выходе из партии Филат назвал неправильным «с политической точки зрения», тем более в условиях сложной «финансовой и экономической ситуации в стране».
Филат назвал «неправдой» и слова Лянкэ о том, что либерал-демократы предали «европейский курс страны», пойдя на сотрудничество с коммунистами. «Главной задачей либерал-демократов и демократов остается европейский курс и реализация реформ, предусмотренных в Соглашении об ассоциации с Евросоюзом»,— заверил Филат.
Он также считает, что у Лянкэ не было реальных оснований для выхода из ЛДПМ. «Партия и я лично во время премьерства Юрие Лянкэ обеспечили ему полную поддержку. Единственное, что мы не смогли ему обеспечить, так это пост премьера. Но это не от нас зависело»,— сказал Филат.
Коснувшись темы Banca de Economii, а заодно передачи в концессию кишиневского аэропорта, лидер ЛДПМ ясно дал понять, что ответственность за то, что происходило и происходит с этими активами, лежит и на Лянкэ, поскольку именно в период его премьерства принимались решения и по продаже госпакета акций BEM, и по передаче в концессию аэропорта. «К слову, и я, и коллеги из ЛДПМ более других заинтересованы в прояснении ситуации вокруг BEM и аэропорта. Мы на протяжении долгого времени не говорили на эту тему, и это естественно: во главе правительства тогда находился Юрие Лянкэ. Если будет необходимо, мы выскажемся и по этим двум темам»,— заявил Филат.
Разногласия между Лянкэ и Филатом возникли после снятия последнего с должности премьер-министра в марте 2013 года и назначении на этот пост Юрие Лянкэ. Противоречия обострились осенью 2014 года в период предвыборной парламентской кампании — сторонники Лянкэ и он сам считали, что вести партию на выборы должен действующий премьер. Конфликт стал публичным, после того как новый состав парламента в начале февраля этого года не утвердил правительство Лянкэ. Он заявил тогда, что изначально был против создания правительства меньшинства и выступал за формирование коалиции из трех проевропейских партий, включая либералов. Лянкэ также был категорически против каких-либо договоренностей с коммунистами.
По мнению политического аналитика Оазу Нантоя, выход Юрие Лянкэ из ЛДПМ и создание собственного проекта может привести не просто к расколу в партии, но к утрате ею электората, что значительно более опасно. Эксперт считает, что проевропейские партии, в том числе ЛДПМ, обманули ожидания избирателей. Этим, по его мнению, объясняется и гораздо более низкая явка на выборах 2014 года по сравнению с выборами 2010 года. Разочарование избирателей, по его словам, усилило и поведение ЛДПМ после последних выборов: создание двухпартийной коалиции и правительства меньшинства, а также выдвижение нового кандидата в премьеры, несмотря на неоднократные заявления Филата о том, что единственный кандидат ЛДПМ — это Лянкэ.
Глава Института публичной политики Аркадие Барбарошие считает, что выход Лянкэ из ЛДПМ повышает риск потери избирателей не только Либерально-демократической, но и Демократической и Либеральной партиями. «Существует достаточно широкий сегмент электората, который разочарован тем, что эти три партии так и не смогли договориться о создании коалиции. Поэтому, думаю, Лянкэ может быть выразителем какой-то части этого электората»,— сказал аналитик.
Барбарошие также отметил, что «весьма притягательной стала заявленная Лянкэ новая модель финансирования». «У нас по сути нет политических партий, а только общества с ограниченной ответственностью, в которые вложился определенный круг людей. Свои инвестиции они возвращают с процентами»,— сказал эксперт. Он также не исключает, что за Лянкэ могут последовать другие члены ЛДПМ. «Евгений Карпов должен присоединиться. Будет ли еще кто-то, я не знаю. Но уже выход этих двоих ставит под большой вопрос выборы президента в следующем году. Если попытки избрания президента провалятся и если не будет изменена модель избрания, то Молдове грозят досрочные парламентские выборы»,— заключил Аркадие Барбарошие.